Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ХХI ВЕКЕ (правовое обеспечение информационной безопасности на примере Азербайджанской Республики)

В современных международных и межгосударственных отношениях одной из основных тенденций общественно-политического и социально-экономического развития каждой отдельно взятой страны является интеграция в мировое сообщество. Национальные границы сегодня очевидно не являются препятствием для глобального развития всех атрибутов интеграции в различных областях жизнедеятельности общества. Информатизация представляет одно из самых важных и необходимых условий распространяющейся глобализации. Объективное и эффективное управление этими процессами предполагает регулируемую государствами национальную законодательную и правоохранительную деятельность.

Состояние информационных систем общества и степень их правовой защищенности являются критерием интеграции государства в мировые глобальные процессы. Государственный правопорядок и следование международным нормативным стандартам характеризует правовой уровень и защитные гарантии использования обществом информационных и коммуникационных технологий без ущерба для существующего миропорядка и самого государства.

Понятия «информация» и «право» – базовые в системах обеспечения информационной безопасности. Под информационной безопасностью понимается состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Основным фактором современной глобализации является ослабление изолированности геополитических образований, которое способствовало возникновению и развитию связей между ними на основе информационно-коммуникационных технологий взаимодействия. Стремительно развивающийся научно-технический прогресс, информатика и кибернетика ускоряют процессы не только технологические, но и социальные, экономические, политические.

Нарастающие противоречия в глобальной информатизации порождают новый вид правонарушений – инфо/киберпреступления. Электронные технологии все чаще присутствуют в противостоянии или конкуренции субъектов, использующих потенциал ИКТ, применении силового информационного давления на суверенное состояние других государств

Для того, чтобы решить задачу правового обеспечения информационной безопасности каждому государству отдельно в национальном (государственном) пространстве, необходимы согласованные международные действия. «Хартия открытых данных», принятая на встрече стран «группы восьми» в июне 2013 г. [4], развивает ранее провозглашенную в Окинаве идею «информация для всех и без границ» и дает рекомендации к выстраиванию порядка в формировании и использовании национальных информационных ресурсов и их сближению в мировом формате.

Очевидно, что все эти вызовы должны быть отражены в политике и стратегии национальной безопасности государств, чему способствуют международные рекомендации и правовые обязательства. Государственная политика динамично развивающейся Азербайджанской Республики в сфере обеспечения информационной безопасности, так же, как во всех демократических развитых странах, состоит из концептуальных мер, связанных с созданием институциональной среды и законодательной базы, соответствующих нормам международного права.

Приоритетность государственной электронно-коммуникационной политики и интенсивное развитие научно-информационной сферы обеспечивает Азербайджану статус равноправного субъекта глобализирующегося мирового сообщества. Являясь существенным катализатором инновационного прогресса, информационные и коммуникационные технологии и их реализация требуют правовой гарантированности успешного и эффективного функционирования. Правовая составляющая образует важный элемент формирования новой общественной структуры – информационного сообщества. Многофункциональность технологий, их мощнейшие интеллектуальные ресурсы и потенциальные возможности оказывать воздействие на любые управленческие, финансовые и политико-экономические процессы, требуют правовой регламентации управления этими процессами, которая предотвратит несанкционированное вмешательство в информационные сети и обеспечит, в том числе, международную безопасность в этой сфере. Известно, что недобросовестное использование информационных технологий способно спровоцировать международные конфликты и глобальные нештатные ситуации (компьютерные сбои, обвалы на биржах и др.) [3, с.141].

Руководство Азербайджанской Республики в лице Президента Ильхама Алиева, определив в качестве приоритетных направлений обеспечение значительных темпов информационного и коммуникационного развития, предпринимает ряд шагов по формированию и закреплению юридической основы международного образца в этой сфере посредством национальных программ. В утвержденной им государственной «Концепции развития «Азербайджан – 2020: взгляд в будущее» [5] отражены основные направления развития информационно-коммуникационных технологий и обеспечение перехода к информационному обществу, это – функционирование национальной экономики посредством эффективного развития ИКТ, их широкое применение и развитие электронных услуг в государственных органах и органах местного самоуправления, реализация деятельности Национального центра по электронной безопасности, удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах, разработка конкурентоспособных ИКТ. В рамках концепции приоритетными являются задачи экспортной направленности – меры по развитию космической промышленности; реализации проекта транс-евразийской суперинформационной магистрали; созданию сильной и устойчивой информационной инфраструктуры; развитию систем   «е»-торговли и «е»-рынка; развитию законодательства для обеспечения защиты и безопасности участников «е»-сделок, а также ускорению интеграции страны в глобальное информационное пространство.

Правовая защищенность национальной информационной безопасности в Азербайджанской Республике обеспечивается, в первую очередь, конституционным образом – ст.50 Основного закона гарантирует право на свободу информации [1; c.27]. Помимо этого, важнейшей функцией государственного управления в области обеспечения информационной безопасности является «суперинституциональность» права, т.е. системная деятельность.

В этом смысле, пакет нормативно-правовых документов по созданию информационного правового демократического общества в Азербайджане составили «Национальная стратегия по информационным и коммуникационным технологиям во имя развития Азербайджанской Республики (2003–2012 гг.)», «Государственная программа по развитию связи и информационных технологий в Азербайджанской Республике на 2005–2008 гг. («Электронный Азербайджан»)», аналогичная программа на период 2010–2012 гг. Во всех этих директивных документах главное внимание уделяется правовым вопросам информационной безопасности государства [3, c.146].

Еще в 1998 г. был принят Закон Азербайджанской Республики «Об информации, информатизации и защите информации», который регулирует отношения, возникающие при формировании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения информации, при создании и использовании информационных систем, технологий и средств их обеспечения, защите информации, и устанавливает права субъектов, участвующих в информационных процессах. Закон содержит государственную политику в сфере информатизации, права собственности на информационные ресурсы, пользование ими и другие правовые действия [6].

Согласно закону, приоритетными направлениями правовой политики в области информатизации в Азербайджанской Республике являются формирование национального информационного пространства, создание необходимых условий для правовой защиты информационных резервов, определение правовой политики, развитие правовой и законодательной базы в сфере информационных процессов.

Законом регламентируются правовой режим информационных резервов, право собственности на информационные резервы, системы, технологии и средства их обеспечения, организация защиты информации, права субъектов в информационной среде. В законе также прописаны международные отношения и деятельность в сфере информации, которые осуществляются в соответствии с подписанными Азербайджанской Республикой договорами. Если международными договорами Азербайджанской Республики предусмотрены положения, отличающиеся от национальных, применяются положения международных договоров.

Режим защиты информации, кроме упомянутого закона, определяется также законами Азербайджанской Республики «О государственной тайне», «О получении информации», «О персональных данных» и др. Таким образом, законодательство Азербайджанской Республики в сфере информатизации состоит из Конституции Азербайджанской Республики, перечисленных законов и других нормативно-правовых актов.

Целью Закона «О получении информации» является определение правовых основ обеспечения закрепленного 50-й статьей Конституции Азербайджанской Республики права свободно, беспрепятственно и на равных условиях для всех приобретать информацию на основании принципов открытого общества и демократического правового государства [10].

Закон Азербайджанской Республики «О персональных данных»  регулирует правовые отношения, связанные со сбором, обработкой и защитой персональных данных [8]. В Законе «О государственной тайне» (ст.28) отражены положения о сертификации средств защиты информации [9]. 29 декабря 2004 г. Президентом Азербайджанской Республики подписан Указ «О мерах по обеспечению информационной безопасности в государственных органах Азербайджанской Республики».

Позже (09.12.2005 г.) Президентом Азербайджанской Республики был подписан Указ «О применении Закона Азербайджанской Республики «О получении информации», во исполнение п.1.7. которого Кабинет Министров республики принял постановление «Об утверждении «Порядка и формы создания информационных Интернет-ресурсов государственных органов и муниципалитетов» (16.02.2007 г.) [7]. Все эти нормативно-правовые акты устанавливают правоотношения в сфере информатизации, обеспечивают порядок и права собственности на информационные ресурсы, защиту общества от информационных посягательств и т.п.

В настоящее время темпы развития ИКТ в республике примерно в три раза опережают среднемировые темпы развития в данной сфере. В «Отчете о глобальном развитии информационных технологий» за 2008–2009 гг., подготовленном Всемирным экономическим форумом, Азербайджан, заняв 60-е место в ряду 134-х стран, опередил ряд авторитетных стран и стал лидером среди государств-участников СНГ.

Информационные технологии и структуры становятся все более сложными. Новый информационный мировой порядок рассматривается как наиболее универсальная концепция по созданию гарантированной правозащитной ситуации, способной обеспечить качественно новый уровень международных отношений. Современные технологии обеспечиваются расширением демократических процессов, что уже само по себе предопределяет прогрессивное развитие международного права в государственных информационных связях [2, c.16].

Существует несколько ключевых руководящих принципов, которые являются приоритетными в обеспечении международных обязательств в отношении информационной безопасности:

Правозащитная система обеспечения информационной безопасности должна включать следующие оперативные меры:

Стремительное развитие и широкомасштабное применение в последние годы в Азербайджанской Республике электронных средств массовой информации заложили необходимую основу для создания в стране правового информационного общества.

Список литературы:

  1. Конституция Азербайджанской Республики. Баку: Ганун. 2010 – 107 с.
  2. Гусейнова И.М. Развитие информационных технологий – приоритетное направление государственной политики в Азербайджане // «For the Harmony of Freedom, Democracy and Law». 2008, №01(24) – 54 с.
  3. Каландарли С.Г. Правовые аспекты применения информационно-телекоммуникационных средств в юридической практике // Сб. научных и аналитических материалов «Демократическое общество и право». Баку: Тахсил. 2011– 177 с.

Интернет-ресурсы:

4.open.gov.ru/events/5509113/?sphrase_id=49109

5.president.az/files/future_ru.pdf

6.Закон Азербайджанской Республики «Об информации, информатизации и защите информации» от 03.04.1998 г. www.rabita.az/uploads/qanunveril-cik/qanunlar_ru/ob_infor.pdf

7.Постановление Кабинета Министров АР «Об утверждении «Порядка и формы создания информационных Интернет-ресурсов государственных органов и муниципалитетов», №33. 16.02.2007 г.

8.Закон Азербайджанской Республики «О персональных данных» от 11 мая 2010 г.  www.rabita.az/uploads/qanunverilcik/qanunlar…/opersonalnidannix.pdf

9.Закон Азербайджанской Республики «О государственной тайне» от 07.09.2004 г. https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=7434

10.Закон Азербайджанской Республики «О получении информации» от 30.09.2005 г. https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=11386

11.Указ Президента Азербайджанской Республики «О мерах по обеспечению информационной безопасности в государственных органах Азербайджанской Республики» от 29.12.2004 г.  https://www.rabita.az/ uploads/qanunverilcik/fermanlar_ru/x1.pdf[schema type=»book» name=»ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ХХI ВЕКЕ (правовое обеспечение информационной безопасности на примере Азербайджанской Республики)» description=»Всемирная глобализация, современные вызовы способствует распространяющейся информатизации общества. Вопросы создания информационных обществ требуют законодательного обеспечения и правовой защищенности. » author=»Каландарли Сона Гусейн кызы» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-11″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found