Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Актуальность проблем, затрагиваемых в настоящей работе, обусловлена политическими процессами, которые сегодня происходят на территории Северного Кавказа. Как известно, в январе 2010 года в России появился новый федеральный округ – Северо-Кавказский. Соответствующий указ подписал Президент РФ Дмитрий Медведев. Полпредом Пре­зидента в округе был назначен бывший губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, ставший одновременно заместителем Председателя Правительства России. Подобное назначение является ярким примером проводимой высшим руководством страны государственно-правовой политики. Само создание СКФО также находится в русле правовой политики современного Российского государства. И потому, что здесь имеются проблемы во многих сферах жизни местного многонационального населения, и потому, что решение этих проблем осуществляется правовыми средствами: путем издания соответствующего указа Президента и внесением изменений в закон о Правительстве.

В соответствии с упомянутым указом Президента РФ в состав округа вошли Ставропольский край, Чеченская Республика, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Республика Северная Осетия — Алания. Центром федерального окру­га стал город Пятигорск. Ранее все эти регионы входили в состав Южного феде­рального округа.

Напомним, что о необходимости учредить в Правительстве должность специального уполномоченного по Северному Кавказу глава государства говорил в ноябре 2009 года, выступая с Посланием перед Федеральным Собранием. Однако никто не ожидал такого резкого поворота в государственной политике в отношении Северного Кавказа, когда помимо назначения ответственного от Правительства за дела в регионе, был создан целый новый федеральный округ во главе с полномочным представителем Президента.

Создавшаяся политико-правовая ситуация уникальна. Ее исключительность заключается, прежде всего, в подобном, неизвестном ранее российской политико-правовой практике, совмещении одним лицом двух ключевых постов в системе органов исполнительной власти и в вертикали Администрации Президента РФ, располагающего ресурсами и «Белого дома», и Крем­ля.

Надо полагать, что принятие Президентом РФ указа, фактически нарушившего Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» было продиктовано действительно угрожающей ситуацией на Северном Кавказе. Как известно, уже после издания указа в данный закон в экстренном порядке были внесены изменения в части, накладывавшей вполне обоснованные ограничения на деятельность членов кабинета министров: они не могли быть депутатами, сенаторами, занимать другие должности в органах госу­дарственной власти и местного самоуправления.

В широко освещавшейся в средствах массовой информации первой рабочей встрече с А. Хлопониным в новой должности, глава государства подчер­кнул, что проблемы Кавказа, такие, как безработица, преступность на экономи­ческой почве, клановость, взяточничество не решить только правоохранитель­ными средствами. Необходима экономическая модернизация. По его мнению, главная задача спецуполномоченного по Кавказу – поднять экономику реги­она, побороть здесь коррупцию и экстремизм.

С момента указанного назначения прошло уже несколько лет, в округе успел появиться новый полпред – С. Меликов, создано отдельное федеральное министерство по делам Северного Кавказа. За эти годы было достаточно много сделано в плане определения перспектив развития региона в социально-экономическом и культурном плане: разработана долгосрочная Стратегия развития СКФО, создан один из крупнейших в стране Северо-Кавказский федеральный университет, проводится огромное количество мероприятий, направленных на популяризацию возможностей региона в сфере сервиса, туризма и санаторно-курортного лечения. Но, к сожалению, одна из основных «болезней» Кавказа – коррупция продолжает «разъедать» большинство субъектов, входящих в состав округа. Так, на заседании Совета безопасности, состоявшемся 9 сентября 2013 года, Президент России В. Путин привел совершенно обескураживающие цифры: только за 8 месяцев 2013 года на территории субъектов Северо-Кавказского федерального округа зарегистрировано 2052 преступления коррупционной направленности. По подсчетам Президента, в среднем в день в округе совершается 10 таких преступлений. Общая сумма ущерба от них составила более 6 млрд. рублей. И это только официальная статистика. Не стоит объяснять, что реальное количество подобных преступлений в десятки, если не в сотни раз больше.

Проводимый правоохранительными органами анализ оперативной обстановки на территории СКФО свидетельствует, что именно уровень и масштабы коррупции в регионе являются факторами, которые сдерживают экономическое развитие Северного Кавказа, представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности округа и страны в целом. Коррупция поразила практически все сферы жизни общества, оказывает разлагающее влияние – от государственной службы и правоохранительных органов до экономики, промышленности, финансов, здравоохранения, образования, жилищно-коммунальной сферы и т.д.

Сегодня коррупция в России является исторически сложившейся традицией и это признано ни кем бы то ни было, а главой государства [4]. Действительно, коррупция, является сложной историко-политиче­ской, социально-экономической категорией, имеющей древнейшую историю, пути своего появления, существова­ния и развития, идущего рядом с развитием общества и госу­дарства.При анализе этого явления мы сталкиваемся с тем, что понятие коррупции неразрывно связано с государством и бюрократическим элементом в нем. Важным является то, что государственная система на протяжении всего истори­ческого пути человечества всегда стремилась обратить единственное, чем она обладает – административный ресурс в материальные средства. Все это и является главным источ­ником такого общественно опасного явления, как корруп­ция [1, с. 12].

В период распада СССР и становления новой российской госу­дарственности, в условиях громадных политических и эко­номических потрясений, коррупционная составляющая за­хлестнула государственную и общественную сферы жизни. Не было ни единой области жизнедеятельности, куда не проникла коррупция. Причинами можно назвать и процессы приватизации, которые носили характер открытого разворовывания государственного имущества, криминализацию общественной и государственной жизни, и самое главное произошел фактический возврат к временам системы «кормлений», т.к. в условиях громадной инфляции и экономического кризиса имели место частые невыплаты или задержки заработной платы большей части населения России, в том числе государственным и муниципальным служащим [2, с. 19-20].

Сегодня коррупция превратилась де факто в норму нашей жизни, как в сфере политики, так и во всех областях общественных отношений. Совре­менный россиянин уже не представляет свою жизнь без подноше­ний и взяток. Они начинаются с роддома и заканчиваются организацией похорон, т.е. идут с человеком на протяжении всей его жизни. И ужасен тот факт, что сегодня это стало нормой современного российского общества. Коррупция имеет тотальный ха­рактер, что констатируют представители власти, ученые, средства массовой информации и Интернета [1, с. 23]. Поэтому, возвращаясь к положению с коррупцией в нашем регионе, не стоит заниматься самоуспокоением. Как отметил Президент РФ на упоминавшемся выше заседании Совета безопасности: «Решение проблем Северного Кавказа осложняется дефицитом квалифицированных кадров и высоким уровнем коррупции. В целом по стране это большая проблема, но на Кавказе она выглядит особенно драматично» [3].

Таким образом, на острие правовой политики в Северо-Кавказском федеральном округе должна находиться борьба с коррупцией. К счастью понимание данной истины находит свое отражение не только в многочисленных научных исследованиях специалистов по Северному Кавказу, но и в выступлениях представителей высших эшелонов власти, руководителей правоохранительных органов региона.

В целях консолидации усилий по противодействию этому злу совместными усилиями Северо-Кавказского федерального университета, его филиала в столице СКФО – городе Пятигорске, Института государства и права Российской академии наук, Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу и другими силовыми структурами в мае 2013 года была проведена первая всероссийская научно-практическая конференция «Антикоррупционная правовая политика: проблемы формирования в современной России». На «полях» этого научного форума прозвучало много интересных докладов и было внесено большое количество практических предложений по формированию такой политики. Однако самым ценным из них, нашедшим отражение в итоговой резолюции, стало предложение создать на базе Пятигорского филиала СКФУ научно-образовательный центр антикоррупционной правовой политики в Северо-Кавказском федеральном округе, основными целями деятельности которого должно стать объединение усилий государственной власти, высшей школы и академической науки по выработке стратегии и тактики борьбы с коррупцией.

Необходимости подобных мер есть вполне объяснимые причины. Северный Кавказ является стратегической для России территорией и требует особого внимания со стороны руководства страны, правоохранительных органов и структур гражданского общества. Здесь необходима глубоко продуманная и последовательная экономическая, социальная, национальная, правовая политика. Необходимость новой государственно-правовой, в том числе антикоррупционной политики видится в том, что она должна предстать в качестве средства, без которого дальнейшее осуществление реформ в данном непростом регионе становится невозможным. Поэтому, в нынешней ситуации очень важно, прежде всего, определить общую концепцию правовой политики в новом федеральном округе, ее основные составляющие, объективные требования, развивающиеся тенденции и социальную направленность [5, с. 81-83]. В противном случае, ситуация будет только усугубляться, а «точечные» решения властных структур не приведут к желаемым результатам.

 

Список литературы:

  1. Вартумян А.А., Идрисов Э.З. Коррупция в российском обществе: проблема гражданского контроля: монография. – М., 2013.
  2. Идрисов Э.З. Исторические аспекты коррупции в России: модели отношения личности, общества и государства // Региональные политические исследования. – – № 3.
  3. Из выступления В.В. Путина на заседании Совета безопасности России 9.09.2013 г. // Информационная программа «Время». – 2013. – 9 сентября.
  4. «Путин назвал коррупцию российской традицией» [Электронный ресурс]. Режим доступа: WWW. URL. 2012/12/20/comiption/html. (дата обращения: 10.02.2015).
  5. Шебзухова Т.А., Мазуренко А.П. Антикоррупционная правовая политика: проблемы формирования в Северо-Кавказском федеральном округе // Современная наука и инновации. – Ставрополь-Пятигорск, 2013. – № 2.[schema type=»book» name=»АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ» author=»Мазуренко Андрей Петрович, Дьяченко Ольга Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-18″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found