Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИЛ (ВОЙСК) ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

История Черноморского флота – героическая и во многом трагическая, неизменно подтверждала необходимость для России иметь на своих южных рубежах мощные военно-морские силы с развитой системой их базирования и эффективно функционирующими обеспечивающими компонентами, включая систему тылового обеспечения сил (войск) флота.

Рассматривая локальные войны и вооруженные конфликты в качестве наиболее вероятных форм разрешения межгосударственных противоречий, требующих применения военной силы, авторитетные военные специалисты склоняются к необходимости подготовки Вооруженных Сил именно к действиям в составе группировок войск (сил) в специальных операциях по разрешению вооруженных конфликтов, выполнению миротворческих миссий, обороне судоходства и районов морской экономической деятельности [1, 4].

Тем не менее, зависимость успеха применения сил (войск) флота от состояния и эффективного использования систем их базирования и всестороннего (включая тыловое) обеспечения, признаваемая военными специалистами в теории, на практике исследована и разработана недостаточно. В открытой печати и имеющейся военно-специальной  литературе почти нет сведений по вопросам базирования (что является особенно острой проблемой для любого флота) и тылового обеспечения сил (войск) при решении задач, которые ставят перед флотом сама жизнь и перспективы развития военно-политической  обстановки в прилежащих регионах [2, 4].

Решая задачи несения боевой службы, обеспечения защиты судоходства, борьбы с пиратством, участия в миротворческих акциях и др., флот постоянно сталкивается с проблемой выбора оптимального варианта организации и осуществления тылового обеспечения создаваемой группировки сил (войск) и поиска эффективного способа их обеспечения. Это подтверждается и практикой дальних походов одиночных кораблей и их отрядов (групп) при решении задач боевой службы [2,3].

Отсчет этапа постепенного возрождения Черноморского флота, как действующего оперативно-стратегического объединения ВМФ, условно взят с 2003 г., когда отряд боевых кораблей  ЧФ и ТОФ  в обеспечении спасательного буксира и двух больших морских танкеров вышли на боевую службу и в течение трех месяцев успешно выполняли поставленные задачи в Индийском океане [3]. Выход флота в океан вновь остро поставил вопрос о состоянии системы подвижного (плавучего) тылового обеспечения и ее соответствии потребностям боевых сил. Оставшийся в составе флота пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) Тартус (Сирия) после проведенных организационно-штатных мероприятий за последние годы существенно снизил свои возможности по тыловому обеспечению сил боевой службы, что обусловливает целесообразность развития российской военно-морской базы на сирийской территории.

Привлечение сил флота к участию в операции по принуждению Грузии к миру (2008 г.) показало, что в непосредственной близости от районов возможных конфликтов в Кавказском регионе необходимо иметь соответствующие потребностям участвующих сил (войск) средства их базирования и тылового обеспечения. Прежде всего специалисты склоняются к вероятному варианту использования (на основе межправительственного соглашения) возможностей временного базирования части сил незначительного водоизмещения (класса мрк, мпк) на побережье Абхазии [4].

Нестабильная военно-политическая обстановка на южном геополитическом векторе национальной безопасности  России, прежде всего борьба с терроризмом и морским пиратством в зоне наших национальных интересов, диктует необходимость регулярного привлечения сил (не только Черноморского, но и других флотов) для решения задач военно-политического сопровождения предпринимаемых государством шагов по добыче и транспортировке углеводородного сырья на южном направлении, обеспечению военно-морского присутствия в регионе, защите судоходства и обеспечению безопасной морской экономической деятельности в Средиземноморье и в районе Африканского рога. Это свидетельствует о неуклонном повышении значения устойчивого функционирования всех обеспечивающих применение боевой компоненты сил (войск) флота систем, в первую очередь – базирования, тылового и технического обеспечения.

Несмотря на снижение оперативного напряжения сил боевой службы, сокращение корабельного и судового состава флота, а также ослабление прямого военно-морского противостояния, как это имело место в годы «холодной войны», Черноморский флот во взаимодействии с другими флотами нашей страны привлекается к решению задач миротворческих, специальных операций, борьбы с морским пиратством и реализации других функций обеспечения защиты национальных интересов России и ее союзников на море.

Рисунок 1. Зона ответственности ОК ОВС НАТО «Юг»

При этом необходимо учитывать факторы размещения войск и базирования ВМС НАТО в зоне ответственности объединенного командования ОВС НАТО «Юг» (рисунок 1).

Практика применения сил Черноморского флота в одиночном порядке и в составе отрядов (групп) боевых кораблей с 2003 г. подтверждает необходимость поиска эффективных способов их тылового обеспечения. Сложившееся соотношение сил (с турецкими военно-морскими силами 1 : 3, с 6 флотом США 1 : 16) [2, 5] в условиях вероятных вооруженных конфликтов  со странами НАТО делает невозможным использование для тылового обеспечения создаваемых группировок сил районов западного Причерноморья и проливной зоны. При этом основным способом обеспечения сил, по всей вероятности, будет оставаться базовый, с опорой на основные пункты базирования флота (ОПБ) и развертываемые пункты маневренного базирования (ПМБ) и пункты снабжения (ПСН).

В случае же привлечения сил (войск) флота к решению задач миротворческой и тому подобной деятельности под эгидой ООН или других международных организаций, безусловно, потребуется использование судов вспомогательного флота или транспортов гражданских судовладельцев, а также задействование возможностей передового базирования, особенно в Средиземном море.

Таким образом, проведенный анализ развития элементов системы тылового обеспечения сил (войск) флота в зависимости от боевого состава флота и условий его базирования позволяет сделать ряд выводов.

Необходимость защиты национальных интересов России на Юго-Западном стратегическом направлении и в частности в акватории и на побережье Средиземноморского бассейна, диктует безусловную потребность иметь на Черном море достаточно мощную группировку сил (войск) флота. Эффективность ее оперативного применения напрямую зависит от условий базирования и организации всестороннего (включая тыловое) обеспечения флота.

По мере возрастания боевого потенциала флота, увеличения пространственно-временных показателей его применения, повышения энерговооруженности кораблей, вооружения и техники военно-морского флота развивались и совершенствовались способы тылового обеспечения сил (войск) флота при подготовке и в ходе решения возлагаемых на них задач. При этом, если в подготовительный период к кампании (операции, дальнему походу) основной объем мероприятий тылового обеспечения проводился в базах, то восстановление боеспособности (в тыловом отношении) сил флота, обеспечение длительного нахождения боеготовых сил в оперативно важных районах, выполнение обеспечивающих и других специальных задач осуществлялось различными способами: от базового (в ПМБ, ПСН, ПМТО и ПБ) до сопровождения, в назначенных районах и их комбинаций в границах определенной зоны ответственности (зональный способ). Наибольшего развития указанные способы достигли  в 70-е – 80-е годы ХХ века, когда силы и войска флота активно привлекались к несению боевой службы, а тылом Черноморского флота осуществлялось тыловое обеспечение всех группировок (отрядов, групп) кораблей советского военно-морского флота, постоянно                                     или временно действующих в акватории Черного, Средиземного и прилегающих к нему морей.

Современный этап развития флота убедительно демонстрирует остроту проблемы базирования его корабельных и других сил. От успеха ее решения непосредственно зависит эффективность применения сил (войск) флота в мирное время, в период нарастания военной угрозы и в первых операциях (боевых действиях) начального периода войны.

Список литературы:

  1. Война в Персидском заливе. – М.: Воениздат, 1992.
  2. Касатонов И.В. Записки командующего Черноморским флотом. – М.: «Андреевский флаг», 2000.
  3. Лавров В.В. Тыл Черноморского флота в условиях реформирования и реорганизации системы базирования.
  4. Маруев А.Ю., Карпенко А.О. Военно-политические аспекты формирования интересов России на южном геополитическом векторе. // Военная Мысль 2009 г. № 11.
  5. Черноморский флот России. – Симферополь: Таврида 2002.[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИЛ (ВОЙСК) ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ» description=»На основе анализа материалов и личного опыта службы на флоте, мною предпринято обобщить и проанализировать опыт организации базирования и развития способов тылового обеспечения сил (войск) Черноморского флота от периода «холодной войны» и до наших дней. Предложенные пути совершенствования системы базирования и тылового обеспечения сил (войск) флота выполняющих задачи на южных рубежах, могут быть изучены и в перспективе использованы в служебной и научно-исследовательской деятельности.» author=»Шабунин Андрей Анатольевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-09″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found