В условиях роста уровня автомобилизации населения при сохранении существующей плотности и уровня транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог задача выбора оптимальных маршрутов доставки МС от поставщиков к потребителям в условиях ограниченной пропускной способности автомобильных дорого приобретает особую остроту и социально-экономическую значимость [3,4].
На сегодня средняя скорость движения транспортных средств в крупных городах не превышает 10-15 км/час [1]. Заторы и пробки возникающие на улично-дорожной сети отрицательно сказываются на экологической безопасности населения и вызывает дополнительные затраты, связанные с несвоевременной доставкой МС для обеспечения функционирования предприятий и организаций здравоохранения, торговли, сервиса, производства. Одним из направлений решения задачи снижения отрицательных эффектов от транспорта является оптимизация схем организации движения.
Сущность методики выбора маршрута поставок материальных средств от поставщиков к потребителям в условиях ограниченной пропускной способности автомобильных дорог заключается, в использовании алгоритмов решения задач распределительного типа по критерию максимизации темпа автомобильных перевозок [3,4].
Целевая функция и ограничения задачи интерпретируются следующим образом:
целевая функция (1), выраженная в виде произведения коэффициентов характеризующих темп подвоза
условия (2) требует удовлетворения потребностей каждого j — го потребителя в материальных средствах;
условие (3) указывает, что объем поставок МС от каждого i — го поставщика не может превысить его возможностей;
условие (4) неотрицательность переменных xij.
Значения (i = 1,2,…, m, j = 1,2,…, n) определяют рациональный вариант (план) поставок. Их совокупность будем обозначать символом X и называть планом: .
Рассмотренную модель легко построить на основе разработки графической модели варианта плана поставок МС.
Для этого строится ориентированный граф (рис 1.), вершинами которого являются m поставщики с фиксированными запасами и номенклатурой МС, а также n потребителей с фиксированными потребностями в объёмах и номенклатуре МС. Они изображены на рисунке 1 в виде узлов графа. Дугами, соединяющими узлы графа, является транспортные коммуникации, связывающие поставщиков и потребителей с фиксированными значениями, протяжённости (lij) и допустимой скорости движения автомобильного транспорта (vij).
Рисунок 1 – Графическая модель поставки материальных средств.
Такая постановка задачи хорошо описывает процесс разработки оптимального плана и выбора маршрутов поставок МС одной номенклатуры.
Для учета многономенклатурного характера поставок МС вносим следующие изменения. Вместо того, чтобы рассматривать каждого поставщика как отдельную вершину на графе поставок (рис. 1), разобьем ее на несколько вершин (рис. 2) в соответствии с номенклатурой МС, поставляемой этим поставщиком.
Рисунок 2 – Графическая модель многономенклатурной поставки материальных средств.
Аналогичные преобразования выполним и в отношении потребителей МС, т.е. разобьем соответствующие вершины графа на несколько вершин по номенклатуре потребляемых МС.
Ввиду того, что каждый из поставщиков может поставлять МС только по своим номенклатурным позициям, а каждому потребителю не обязательно нужны МС по каждой номенклатурной позиции, некоторые маршруты на графе оказываются недопустимыми. Указанные действия заведомо обращают в «0» переменные .
Следует заметить, что если поставки продукции одной номенклатуры не зависят от поставок МС другой номенклатуры, то задачу разработки рационального плана поставок МС можно представить в виде отдельного плана по каждой номенклатурной позиции. Рассмотрение отдельных задач позволяет получить решение, совпадающее с оптимальным решением общей задачи формирования плана и выбора маршрута поставки МС. В том случае если одну номенклатурную позицию МС можно заменять другой, то методика не подлежит разбиению на отдельные задачи.
В дальнейшем выполняется решение поставленной задачи с использованием известных алгоритмов линейного программирования [5,6] и программ их машин реализации в «Microsoft Office Excel», обеспечивающих реализацию методики на ЭВМ. В результате решения строится матрица (таблица 1), элементами которой являются численные объёмы МС, перевозимых от каждого поставщика каждому потребителю.
Таблица 1 План поставок МС от каждого поставщика каждому потребителю с учетом максимизации темпа автомобильных перевозок.
Таким образом, предположенный способ планирования поставок и выбора маршрутов поставки МС от поставщиков потребителям позволяет разработать такие схемы организации движения в крупных городах которые обеспечивают снижение времени доставки жизненоважных продукций и товаров, повышение оперативности оказания транспортных услуг, а также снижение логистических издержек на перевозки и негативные влияния транспортных средств на окружающую среду.
Список используемых источников
- Ермошин Н.А. Проектирование производственной структуры дорожно-строительных организаций с учётом неопределённости структурообразующих факторов//Дороги и мосты (сб.).- Вып. 27. – М.: ФГУП РОСДОРНИИ, 2012. – С. 32-41.
- Ермошин Н.А. Обеспечение гибкости производственной структуры дорожно-строительных организаций//Современные проблемы науки и образования. 2013. №5.
- Ермошин Н.А., Болгаров Н.И. Моделирование условий неопределённости функционирования и развития транспортно-логистических систем в целях обеспечения их экономической безопасности//Строительные и дорожные машины. 2014. № 6. С. 30-35.
- Ермошин Н.А. Планирование автомобильных перевозок с учётом неопределённости транспортно-эксплуатационных показателей дорожной сети//Ермошин Н.А. Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 1-6. С, 151-154.
- Данциг Дж. Линейное программирование, его применения и обобщения / Дж. Данциг. – М.: Прогресс , 1966. – 600 с.
- Таха Х. Введение в исследование операций: в 2-х книгах. Кн.1. Пер. с англ. – М.: Мир , 1985 . – 479 с.[schema type=»book» name=»МЕТОДИКА ВЫБОРА МАРШРУТА ДОСТАВКИ МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ» description=»В статье рассматривается задача выбора оптимальных маршрутов доставки материальных средств (МС) от источников их производства до пунктов потребления в условиях ограниченной пропускной способности автомобильных дорог. Предложена методика выбора маршрута поставок материальных средств, которая основана на применении методов решения задач математического программирования. В качестве коэффициентов целевой функции используют показатели темпа перевозок.» author=»Шемяков Владимир Анатольевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-28″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]