Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

CМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Культура людей немыслима без семьи, любви, детей, супружеских и родственных отношений. Следует отметить, что семейное самоопределение формируется на протяжении всего жизненного пути человека, но особенно значимый этап в его формировании занимает юношеский возраст, так как именно в этом возрасте устанавливаются основы мировоззрения, убеждения, строится модель поведения в социуме. Л.И. Божович характеризует самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя, как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего.

В решении вопроса о смысле жизни одно из главных мест занимают их отношение к общим жизненным ориентациям и в том числе к семейному самоопределению.

В юности личность решает фундаментальные задачи, важнейшей из которых являются определения себя как будущего супруга или члена семьи. В последние годы исследованием различных аспектов определения будущего образа мужчины и женщины, партнера и супруга, семьи, ребенка занимались такие отечественные ученые как: С. В. Ковалев, В. Н. Дружинин, Н. Л. Москвичева, О. А. Карабанова, С.В. Молчанов, Л. Д. Шнейдер, В. Л. Ситников, Т. В. Андреева, С. В. Мерзлякова, Н.В. Бибарсова, Е.Н. Алексеева, Р.К. Карнеев и т.д. Однако целостного подхода к пониманию семейного самоопределения в психологической науке не сложилось.

В результате теоретического анализа литературы установлено, что мало изученным является связь семейного самоопределения со смысложизненными ориентациями современной молодежи. Этим обусловлена актуальность исследования.

Семейное самоопределение – это многоэтапный активный и осознанный процесс конструирования во временной перспективе образа семьи («моя семья», «моя будущая семья», «идеальная семья») в зависимости от конкретной культурно-исторической ситуации, в основе которой структурирование системы ценностных ориентаций, обретение смысла детско-родительских и супружеских отношений, развитие способности к произвольной регуляции и рефлексии (Мерзлякова, 2013, 2014).

Целью данного исследования является выявление особенностей связи смысложизненных ориентаций и семейного самоопределения современных юношей и девушек. В связи с этим выдвинута гипотеза о том, что семейное самоопределение современной молодёжи детерминировано смысложизненными ориентациями и составляющими их компонентами.

Для достижения поставленной цели, проверки выдвинутой гипотезы нами были намечены и решались следующие задачи:

  1. определить особенности семейного самоопределения современной молодёжи;
  2. провести сравнительный анализ различий в смысложизненных ориентаций между юношами и девушками;
  3. оценить достоверность связи семейного самоопределения и смысложизненных ориентаций юношей и девушек.

Учитывая изложенные теоретические положения, для достижения цели исследования обоснованным представляется применение следующих диагностических методик:

Для проведения аналитического этапа мы использовали математико-статистические методы, которые позволили нам установить достоверность результатов исследования. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21. В анализ включались описательные статистики, критерий Колмогорова-Смирнова для одной выборки, критерий Манна-Уитни, критерий Стьюдента для независимых выборок, корреляция Пирсона и Спирмена.

Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 60 студентов I–III курсов Астраханского государственного университета. Из них 30 юношей и 30 девушек.

При выявлении половых различий в показателях семейного самоопределения для количественных переменных, распределение которых значимо не отличается от нормального закона, мы использовали критерий Стьюдента для независимых выборок, в противных случаях – непараметрический критерий Манна-Уитини.

Показатели семейного самоопределения,  как: «Брак», «Моя будущая семья», «Я будущая жена», «Я хозяйка», «Я дочь», «Общение с людьми», «Материальное благополучие», «Любовь», «Гармоничные сексуальные отношения» и «Мое будущее» преобладают у девушек в значительной степени в отличие от юношей. Такие показатели могут быть связаны с тем, что девушки осознанно подходят к созданию семьи. Для современных девушек важно, какая будет ее семья, будет ли в семье материальное благополучие, любовь, гармоничные сексуальные отношения, общение с людьми, например, с друзьями и родителями.

Для юношей, в отличие от девушек, характерным брачным мотивом является месть. Современные юноши могут заключить брак из чувства мести (отомстить девушке, которую любил, или жениться назло своим родителям), а также с целью компенсировать одиночество.

На следующем этапе нашего исследования, с помощью критерия Стьюдента для независимых выборок мы оценили достоверность различий в смысложизненных ориентациях между юношами и девушками (см. табл. 1). Наблюдается тенденция к достоверным различиям в показателях переменной «результат в жизни».

Таблица 1

Сравнительный анализ различий в смысложизненных ориентациях между юношами и девушками

Смысложизненные ориентации

Среднее значение Значение t — критерия

Уровень значимости

юноши девушки
Цели 28,6333 29,6000 -0,516 0,608
Процесс 27,8000 30,1667 -1,220 0,227
Результат 22,7000 25,4000 -1,746 0,086
Локус контроля — Я 18,8333 20,2667 -1,076 0,286
Локус контроля — жизнь 26,5000 29,0667 -1,352 0,182
Осмысленность жизни 124,4667 134,5000 -1,328 0,189

Полученные результаты свидетельствуют о том, что для девушек свойственны более высокие показатели по шкале «Результат», чем для юношей. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией важна для девушек, так как измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Все это необходимо для следующего шага — создания будущей семьи.

С помощью корреляционного анализа мы изучили связь параметров семейного самоопределения и смысложизненных ориентаций отдельно в группе юношей и девушек (табл. 2-3).

Таблица 2

Исследование связи смысложизненных ориентаций и семейного самоопределения в группе юношей

Параметры семейного самоопределения Цели Процесс Результат Локус контроля — Я Локус контроля — жизнь Осмысленность жизни

Ценности брачно-семейных отношений

Родительская семья r = 0,053 r = -0,170 r = -0,030 r    = 0,069 r = -0,003 r = -0,025
Брак r = 0,487** r = 0,459* r = 0,512** r = 0,370* r = 0,494** r = 0,525**
Моя мама r = 0,012 r = -0,158 r = 0,050 r = -0,109 r = 0,093 r = -0,022
Мой отец r = 0,186 r = -,008 r = 0,071 r = 0,008 r = 0,162 r = 0,098
Моя будущая семья r = 0,042 r = -0,040 r = 0,007 r = 0,186 r = 0,042 r = 0,043
Ценность счастливой семейной жизни r s = — 0,107 r s = -0,031 r s = 0,152 r s = 0,063 r s = 0,032 r s = 0,028
Ценность любви r s = 0,135 — r s = 0,072 r s = 0,122 r s = -0,218 r s = 0,088 r s = 0,106
Ценность свободы как независимости r s = 0,048 r s = 0,008 r s = 0,058 r s = 0,274 r s = 0,100 r s = 0,062

Составляющие образа Я – семьянина

Образ – Я r = 0,131 r = 0,055 r = 0,093 r = 0,123 r = 0,194 r = 0,133
Я будущий муж / будущая жена r = 0,157 r = 0,117 r = 0,090 r = 0,300 r = 0,228 r = 0,193
Я будущий отец / будущая мама r = 0,096 r = 0,059 r = 0,150 r = -0,011 r = 0,183 r = 0,113
Я хозяин / хозяйка r = -0,326 r = -0,335 r = -0,201 r = -0,270 r = -0,291 r = -0,322
Я сын / дочь r = 0,447 r = 0,173 r = 0,248 r = 0,333 r = 0,470** r = 0,374*

Мотивы вступления в брак

Достижение успеха r = 0,070 r =-0,096 r = 0,007 r = 0,027 r = 0-,007 r = -0,003
Общение с людьми r = 0,328 r = 0,110 r = 0,154 r = 0,183 r = 0,348 r = 0,254
Самоактуализация r = -0,295 r = -0,323 r = -0,261 r = -0,197 r = -0,309 r = -0,316
Признание окружающими r = -0,133 r = 0,044 r = 0,251 r = -0,024 r = 0,221 r = 0,083
Материальное благополучие r = 0,506** r = 0,427* r = 0,424* r = 0,482** r = 0,532** r = 0,531**
Личная независимость («бегство от родителей») r s = 0,155 r s = -0,215 r s = 0,131 r s = 0,134 r s = -0,051 r s = 0,041
Любовь r =  0,088 r = -0,032 r = -0,016 r = 0,076 r = 0,092 r = 0,045
Безопасность r =  -0,076 r = -0,229 r = 0,065 r = 0,001 r = 0,075 r = -0,043
Счастье r =  -0,004 r = -0,120 r = -0,097 r = 0,057 r = 0,117 r = -0,014
Долг r =  -0,143 r = 0,169 r = 0,317 r = -0,197 r = 0,025 r = 0,049
Гармоничные сексуальные отношения r =  0,083 r = 0,048 r = -0,106 r = 0,193 r = 0,084 r = 0,062
Месть r =  0,165 r = -0,152 r = 0,118 r = 0,262 r = 0,274 r = 0,138
Компенсация чувства одиночества r =  -0,280 r = -0,218 r = 0,463* r = -0,102 r = 0,408* r = -0,338

Представления о временной перспективе

Мое прошлое r = -0,189 r = -0,242 r = -0,032 r = -0,130 r = -0,131 r = -0,167
Мое настоящее r = 0,201 r = 0,251 r = 0,321 r = 0,382* r = 0,317 r = 0,322
Мое будущее r = -0,006 r = 0,010 r = 0,089 r = 0,047 r = 0,073 r = 0,046

Примечания: r – коэффициент линейной корреляции Пирсона, r s – коэффициент ранговой корреляции Спирмена; * — корреляция значима на уровне 0,05, ** — корреляция значима на уровне 0,01.

Таблица 3

Исследование связи смысложизненных ориентаций и семейного самоопределения в группе девушек

Параметры семейного самоопределения Цели Процесс Результат Локус контроля — Я Локус контроля — жизнь Осмысленность жизни

Ценности брачно-семейных отношений

Родительская семья r = 0,064 r = 0,351 r = 0,125 r = 0,308 r = 0,178 r = 0,236
Брак r = 0,097 r = 0,066 r = -0,001 r = 0,158 r = 0,098 r = 0,097
Моя мама r = -0,100 r = 0,109 r = -0,073 r = 0,071 r = 0,048 r = 0,015
Мой отец r = 0,297 r = 0,200 r = 0,263 r = 0,435* r = 0,414* r = 0,368*
Моя будущая семья r = 0,411* r = 0,355 r = 0,368* r = 0,179 r = 0,406* r = 0,410*
Ценность счастливой семейной жизни r s = 0,058 r s = 0,084 r s = 0,022 r s = -0,222 r s = 0,113 r s = 0,063
Ценность любви r s =  -0,022 r s = -0,026 r s = -0,142 r s = 0,000 r s = 0,004 r s = 0,018
Ценность свободы как независимости r s = -0,086 r s = -0,016 r s = -0,084 r s = 0,165 r s = -0,222 r s = -0,093

Составляющие образа Я – семьянина

Образ – Я r = 0,482** r = 0,490** r = 0,294 r = 0,570** r = 0,259 r = 0,483**
Я будущий муж / будущая жена r = 0,228 r = 0,187 r = 0,001 r = 0,161 r = 0,209 r = 0,193
Я будущий отец / будущая мама r = 0,045 r = 0,109 r = -0,045 r = -0,052 r = 0,125 r = 0,055
Я хозяин / хозяйка r = 0,109 r = 0,052 r = 0,225 r = -0,021 r = 0,248 r = 0,146
Я сын / дочь r = 0,156 r = 0,345 r = 0,213 r = 0,219 r = 0,301 r = 0,291

Мотивы вступления в брак

Достижение успеха r = 0,525** r =  0,427* r = 0,382* r = 0,483** r = 0,337 r = 0,498**
Общение с людьми r = 0,177 r = 0,317 r = 0,263 r = 0,258 r = 0,399 r = 0,331
Самоактуализация r = 0,230 r = 0,106 r = 0,066 r = 0,251 r = 0,324 r = 0,231
Признание окружающими r = 0,248 r = 0,355 r = 0,222 r = 0,351 r = 0,384* r = 0,365*
Материальное благополучие r = 0,046 r = 0,100 r = -0,113 r = 0,314 r = 0,028 r = 0,082
Личная независимость («бегство от родителей») r s =  0,343 r s =  0,216 r s =  0,330 r s =  0,287 r s =  0,382* r s =  0,376*
Любовь r s =  -0,101 r s =  0,091 r s =  0,106 r s =  0,186 r s =  -0,004 r s =  0,051
Безопасность r s =  0,261 r s =  0,221 r s =  0,300 r s =  0,260 r s =  0,287 r s =  0,306
Счастье r s =  0,501** r s =  0,308 r s =  0,377* r s =  0,305 r s =  0,478** r s =  0,464**
Долг r s =  -0,152 r s =  -0,085 r s =  -0,320 r s =  -0,085 r s =  -0,213 r s =  -0,194
Гармоничные сексуальные отношения r s =  0,231 r s =  0,255 r s =  0,113 r s =  0,198 r s =  0,234 r s =  0,246
Месть r s =  -0,214 r s =  -0,153 r s =  -0,349 r s =  -0,231 r s =  -0,275 r s =  -0,276
Компенсация чувства одиночества r s =  -0,097 r s =  0,096 r s =  -0,009 r s =  0,271 r s =  -0,027 r s =  0,041

Представления о временной перспективе

Мое прошлое r = 0,232 r = 0,119 r = 0,141 r = 0,184 r = 0,458* r = 0,272
Мое настоящее r = 0,342 r = 0,324 r = 0,309 r = 0,333 r = 0,432* r = 0,407*
Мое будущее r = 0,210 r = 0,164 r = 0,082 r = 0,230 r = 0,157 r = 0,197

Примечания: r – коэффициент линейной корреляции Пирсона, r s – коэффициент ранговой корреляции Спирмена; * — корреляция значима на уровне 0,05, ** — корреляция значима на уровне 0,01.

Изучив связь параметров семейного самоопределения и смысложизненных ориентаций (см. табл. 3, 4) выявлено, что чем выше уровень развития смысложизненных ориентаций, тем у юношей значимей такая ценность брачно-семейных отношений, как «Брак», а у девушек «Мой отец» и «Моя будущая семья». При высоких показателях шкал «локус контроля — жизнь», «осмысленность жизни» для юношей важным составляющим Я — образа семейного самоопределения является роль «Я сын», для девушек «Образ-Я». Выявлена достоверная связь смысложизненных ориентаций и мотивации заключения брака в зависимости от пола респондентов. Для девушек более важными по сравнению с юношами обстоятельствами заключения брака являются мотивы: достижение успеха, признание окружающими, личная независимость (бегство от родителей) и стремление к счастью. Заключение брака по мотивам «Материальное благополучие» и «Компенсация чувства одиночества» характерно для юношей, чем для девушек. Высокую ценность для юношей имеет настоящее, а для девушек важно не только настоящее, но и прошлое.

По результатам эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.

  1. Установлено несовпадение показателей семейного самоопределения у юношей и девушек: у девушек наблюдаются более высокие значения по показателям «Брак», «Моя будущая семья», «Я будущая жена», «Я хозяйка», «Я дочь», «Общение с людьми», «Материальное благополучие», «Любовь», «Гармоничные сексуальные отношения» и «Мое будущее», у юношей — «Месть».
  2. Для девушек главной смысложизненной ориентацией является «Результат». Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией важна для девушек, так как измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.
  3. В юношеском возрасте семейное самоопределение зависит от уровня развития смысложизненных ориентаций. Актуализируются такие ценности брачно-семейных отношений, как будущая семья и брак, мотивами заключения брака для юношей являются материальное благополучие и компенсация чувства одиночества, для девушек: любовь, общение с людьми, признание окружающими, бегство от родителей и обретение счастья. Высокую ценность для юношей имеет настоящее, а для девушек важно не только настоящее, но и прошлое.

Список литературы:

  1. Алексеева Е. Н. Роль детско-родительских отношений при формировании семейных ценностей современной молодежи // В мире научных открытий. Социально-гуманитарные науки. — Научно-инновационный центр, Красноярск. – 2014. – № 11.1 (59). – С. 628 – 648.
  2. Алексеева Е.Н. Развитие представлений о семье и образе родителя в системе детско-родительских отношений // Теория и практика общественного развития. №12. 2012. С. 173-176.
  3. Бибарсова Н.В. Оптимизация семейного самоопределения посредством развития эмоционального интеллекта юношей и девушек // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, Челябинск. – 2014. – № 7. — C. 35 — 40.
  4. Бибарсова Н.В. Эмоциональный интеллект как фактор развития семейных ценностей современной молодежи // В мире научных открытий. Гуманитарные и общественные науки. – 2013. — № 9 (45). – С. 163-177.
  5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2006. 320 с.
  6. Карабанова О.А. Семейное психологическое консультирование – теория, практика, образование // Национальный психологический журнал. 2010. № 1 (3). С. 104-107.
  7. Карабанова О.А., Трофимова О.В. Роль родительской семьи в формировании образа будущей семьи // Современная российская семья: психологические проблемы и пути их решения: монография. Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2013. 110 с.
  8. Мерзлякова С. В. Детско-родительские отношения как условия формирования семейного самоопределения молодежи // В мире научных открытий. 2013. № 12.
  9. Мерзлякова С. В. Компетентность в общении как фактор развития семейного самоопределения юношей и девушек // Теория и практика общественного развития. 2013. № 8. С. 133–137.
  10. Мерзлякова С. В. Модель психолого-педагогического сопровождения развития семейного самоопределения студенческой молодежи // В мире научных открытий. 2014. № 11.1. (59). С. 560-584.
  11. Мерзлякова С. В. Особенности брачно-семейных представлений современной молодежи // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 150–155.
  12. Мерзлякова С. В. Родительская семья как ориентирующий образ семейного самоопределения молодежи // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. С. 114–119.
  13. Мерзлякова С. В. Семейное самоопределение молодежи: понятие, типологизация, механизмы формирования // Акмеология. 2013. № 4 (48). С. 85–91.
  14. Мерзлякова С. В. Семья в системе ценностных ориентаций современной молодежи: монография. Астрахань, 2011. 116 с.
  15. Мерзлякова С. В. Эмоционально-волевые особенности личности как фактор развития семейного самоопределения юношей и девушек // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. 2013. № 4. С. 144–155.
  16. Мерзлякова С. В., Бибасова Н. В. Сравнительно-возрастное исследование семейного самоопределения современной молодежи // Акмеология. 2014. № 4 (52). С. 156–165.
  17. Мерзлякова С.В. Мотивация вступления в брак современных юношей и девушек // В мире научных открытий. 2012. № 9 (33). С. 187 – 205.
  18. Мерзлякова С.В. Учение П.Я. Гальперина об ориентировочной деятельности как основа моделирования семейного самоопределения молодежи // Международная научная конференция «Новая жизнь классической теории: 110 лет со дня рождения П.Я. Гальперина» / Под.ред. Подольского А.И., Карабановой О.А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М. — Москва, 2012. — C. 262-270.
  19. Мерзлякова С.В., Бибарсова Н.В., Алексеева Е.Н. Особенности семейного самоопределения современной молодежи // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути решения: материалы II Международной заочной научно-практической конференции. – Брянск: «Курсив», 2013. – С. 169 – 175.[schema type=»book» name=»CМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ» author=»Палиенко Кристина Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found