Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АКТИВНОСТИ МОЗГА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ ПРИ РЕШЕНИИ КОГНИТИВНЫХ ЗАДАЧ РАЗНОГО ТИПА

Изучение мозговых механизмов креативного (творческого) мышления в современной психофизиологии одна из актуальных задач [2, с.3; 3, с.10; 4, с 6; 12, с. 854; 14, с.442; 19, с.49 и др.]. В ряде современных исследований рассматриваются особенности межполушарного взаимодействия, специфическая роль каждого из полушарий при креативном (творческом) мышлении и индивидуальных различий [9, с.148; 13, с.303; 19, с.50 и др.]. В других исследованиях была показана роль префронтальной коры обоих полушарий, фронтальных и темпоральных отделов правого полушария, окципитальной зоны левого полушария, париетальной и центральной зон мозга обоих полушарий, передне-височных зон коры обоих полушарий в процессе вербального и невербального творческого мышления [4, с.6].

Данные о роли правого и левого полушарий головного мозга в креативном мышлении достаточно противоречивы: с одной стороны, вовлечение правого полушария в творческий процесс при дивергентном мышлении [18, с.178]; с другой – правосторонняя активация коры возможна и при конвергентном мышлении [13, с.304]. В литературе также можно встретить данные многих исследователей, указывающие на более тесную межполушарную интеграцию и менее выраженную асимметрию мозга у творческих личностей.

Актуальность исследования профессиональных качеств личности, в частности, ее творческого потенциала, механизмов развития и формирования особенно возрастает в условиях модернизации российской экономики [1, с. 10; 5, с.17; 16, с.49]. Вместе с тем в литературе практически отсутствуют исследования о специфических мозговых механизмах (ЭЭГ-коррелятах) у людей с разным уровнем креативности и их связи с индивидуально-типологическими особенностями.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей электрической активности мозга юношей и девушек с разным уровнем креативности в процессе решения когнитивных задач разного типа.

Предмет исследования: частотно-пространственные характеристики ЭЭГ у юношей и девушек с разным уровнем креативности и профилем латеральной организации (ПЛО) в процессе решения когнитивных задач.

Группу обследуемых составили студенты-гуманитарии 2–5-х курсов ЮФУ в количестве 190 человек в возрасте от 18 до 23 лет, из них 93 юношей и 97 девушек.

Методы исследования: анализ литературы, психологические тесты, метод беседы, метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), метод экспертной оценки. В качестве психодиагностического инструментария были выбраны: Методика использования предметов Гилфорда в модификации Туник (для диагностики вербальной креативности) и тест Торренса «Завершение картинок» (для диагностики невербальной креативности); методика определения профиля функциональной межполушарной асимметрии Т.А. Брагиной и Н.Н. Доброхотовой. Все респонденты, принявшие участие в исследовании, были разделены в зависимости от пола, профиля латеральной организации (ПЛО).

Перед началом ЭЭГ исследования испытуемым давалась инструкция выполнения вербальных и невербальных заданий. В исследовании использовалось четыре типа задач: вербальная конвергентная (испытуемому необходимо было вспомнить пословицы на определенную тему); вербальная дивергентная (придумать свою оригинальную пословицу, или задача свободного творческого поиска); невербальная конвергентная (нарисовать рисунок определенной тематики из заданных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) из теста Туник); невербальная дивергентная (нарисовать свой собственный рисунок из заданных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) из теста Туник, или задача свободного творческого поиска).

Каждый функционально значимый участок ЭЭГ подвергался спектральному и когерентному анализу в частотных диапазонах тета1- бета2. Математическая обработка данных осуществлялась с помощью методов математической статистики: Т-теста для независимых выборок, дисперсионного анализа ANOVA/MANOVA, post hoc анализа. Обработка осуществлялась при помощи пакета компьютерных программ «STATISTICA».

В ходе исследования были выявлены следующие достоверные различия по пробам в зависимости от индивидуальных особенностей респондентов. Не зависимо от частотного диапазона, показано, что у высококреативных девушек и юношей наиболее высокие по значению когерентные связи были выявлены в париетальных, темпоральных, фронтальных отделах мозга. Для юношей и девушек с правым ПЛО — во фронтальных и темпоральных зонах левого полушария, с левым ПЛО и смешанным – в правом или левом полушарии при решении дивергентных задач разного типа соответствующих зон мозга (Рис.1).

Рисунок 1. Статистически достоверные различия в локализации внутри-и межполушарных когерентных связей у юношей и девушек с высоким уровнем креативности при решении дивергентных задач (р <  0,05).

При решении вербальной дивергентной задачи независимо от частотного диапазона у низкокреативных с левым ПЛО выделены высокие кортико-кортикальные связи между правой лобной и центральной левой зонами мозга; у среднекреативных – между средне-фронтальной и париетальной зонами левого полушария; у высококреативных связи были локализованы в основном между центральными зонами обоих полушарий, левой лобной и латерально-фронтальной правой зонами. У низкокреативных со смешанным ПЛО – между париетальной и задней темпоральной зонами правого полушария, у среднекреативных – между задней темпоральной правой левой лобной, средне-фронтальной и латерально-фронтальной зонами правого полушария; у высококреативных – между правой лобной и правой париетальной зонами мозга.

 При решении невербальной конвергентной пробы независимо от частотного диапазона у низкокреативных с левым ПЛО выделены высокие кортико-кортикальные связи между центральной левой и задней темпоральной правой зонами; среднекреативных – между париетальной и темпоральной зоной левого полушария; у высококреативных связи были локализованы в основном между париетальными зонами обоих полушарий, правой лобной и правой латерально-фронтальной зонами мозга. У низкокреативных со смешанным ПЛО – между задней темпоральной и левой центральной зонами, у среднекреативных – между правой центральной и передней темпоральной зонами; у высококреативных – между средне-фронтальной правой и задней темпоральной зонами мозга. Для испытуемых с правым ПЛО и низким уровнем креативности характерно наличие высококогерентных связей между задней темпоральной и лобной зонами левого полушария; у среднекреативных – между центральной и средне-фронтальной зонами левого полушария; у высококреативных – между латерально-фронтальной и париетальной зонами левого полушария (Рис.1).

Рисунок 1. Статистически достоверные различия локализации внутри- и межполушарных когерентных связей ЭЭГ при сравнении учащихся с разным уровнем креативности и ПЛО при решении невербальной конвергентной задачи по частотным диапазонам (р < 0,05)

При решении невербальной дивергентной пробы независимо от частотного диапазона у низкокреативных в левым ПЛО выделены высококогерентные связи между левой лобной и темпоральной правой зонами; у среднекреативных – между средне-фронтальными зонами обоих полушарий; у высококреативных связи были локализованы в основном между левой лобной и правой париетальной зонами. У низкокреативных со смешанным ПЛО – между лобной правой и темпоральной передней зонами левого полушария; у среднекреативных – между центральной и передней темпоральной зонами правого полушария; у высококреативных – между париетальной и латерально-фронтальной зонами правого полушария. Для испытуемых с правым ПЛО и низким уровнем креативности характерно наличие высококогерентных связей между правой передней темпоральной и латерально-фронтальной зонами, левой затылочной и передней темпоральной левой зонами мозга; у среднекреативных – между задней темпоральной левой и париетальной правой зонами; у высококреативных – между латерально-фронтальной левой и средне-фронтальной правой зонами мозга (Рис.2).

Рисунок 2. Статистически достоверные различия локализации внутри- и межполушарных когерентных связей ЭЭГ при сравнении учащихся с разным уровнем креативности и ПЛО при решении невербальной дивергентной задачи по частотным диапазонам (р < 0,05)

При решении вербальной конвергентной задачи высокое показатели когерентности (0,8–1) усиливались в лобных, средне-фронтальных, темпоральных, париетальных зонах мозга у девушек с левым ПЛО. При этом для юношей с левым и смешанным ПЛО данная картина распределения связей носит менее локализованный характер, чем для юношей с правым ПЛО, где связи преимущественно локализуются в левом полушарии. Для девушек характерна картина усиления когерентности в затылочных, париетальных, темпоральных, центральных, средне-фронтальных зонах мозга. Картина частотно-пространственной организации ЭЭГ у девушек с правым, левым и смешанным ПЛО имеет менее четкие зоны локализации, чем у юношей с соответствующим ПЛО. При решении невербальной конвергентной пробы у юношей и девушек усиливается взаимодействие в задних, центральных, фронтальных отделах головного мозга. При решении дивергентных задач показатели когерентности для высококреативных юношей и девушек усиливаются в париетальных и передне-фронтальных отделах мозга (рис. 3).

Рисунок 3. Статистически достоверные различия локализации внутри- и межполушарных когерентных связей ЭЭГ  у юношей и девушек с разным ПЛО  при решении  конвергентных и дивергентных  задач

Таким образом, характеристики электрической активности мозга различаются в зависимости от типа задачи (дивергентной или конвергентной) и уровня креативности. Решение дивергентных и конвергентных творческих задач могут обуславливать определенную частотно-пространственную организацию ЭЭГ у юношей и девушек с разным уровнем успеваемости и разным профилем латеральной организации.

Литература

  1. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности СПб.: Изд-во «Питер», 2006 – 268с.
  2. Бехтерева Н.П. Магия творчества и психофизиология. СПб: Изд-во РАН, Институт мозга человека, 2006 – 79 с.
  3. Вольф Н.В., Разумникова О.М. Половой диморфизм функциональной организации мозга при обработке речевой информации // Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия. М.: Научный мир, 2004. C. 386.
  4. Вольф Н.В., Разумникова О.М., Брызгалов А.О., Онищенко М.А., Лапина Е.Ю. Нейрофизиологический анализ механизмов полового диморфизма когнитивных стратегий: роль селективных процессов. Бюллютень СО РАМН. № 4. 2010. С. 6-13.
  5. Гусельникова М.С. Культурно-аналитический подход к феноменам креативности, неадаптивности и гениальности. Вопросы психологии. №2. 2008. С. 17-29.
  6. Козленко В.П. Проблемы креативности личности: Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Изд-во «Наука», ИП РАН, 1990.
  7. Нагорнова Ж.В. (2008). Изменения ЭЭГ при образной творческой деятельности . Автореф. дисс. …канд. биол. наук. СПб.
  8. Петрова С.О. Психологические особенности одаренных подростков с разным соотношением вербальных и невербальных способностей. Психологическая наука и образование. №2. 2009. С. 71-81.
  9. Разумникова О.М. Особенности функциональной латерализации и взаимодействия полушарий как основа половых различий в дивергентном мышлении. Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. М., 2001 — 148с.
  10. Разумникова О.М. Индивидуальные особенности полушарной активности, определяющие успешность решения эвристической задачи. Асимметрия. №1. 2009. С. 37-50.
  11. Разумникова О.М., Вольф Н.В. Половые различия временной динамики межполушарной асимметрии восприятия речевой информации. Бюл. Сибирск. Отдел. РАМН. №2. 1997. С. 87-90.
  12. Fink A., Graifa В., Neubauera А. С. Brain correlates underlying creative thinking: EEG alpha activity in professional vs. novice dancers. NeuroImage, № 46 (3). 2010. Р. 854-862.
  13. Hoppe K.D. (1988). Hemispheric specialization and creativity. Psychiatr Clin North Am. №3. 1998. Р. 303.
  14. Mihov К.М., Denzlerb М., Försterb J. Hemispheric specilalizayion and creative thinking: A-meta-analytic revier of lateralization of creativity. Brain Cognition. № 72 (3). 2010. Р. 442.
  15. Molle M., Marshall L., Lutzenberger W., Pietrowsky R., Fehm H.L., Born J. Enhanced dynamic complexity in the human EEG during creative thinking. Neurosci Lett. №12. 1996. Р.
  16. Petrova S. Psychological features of gifted secondary school children with disproportions of verbal and nonverbal abilities. Coherence of conceptual framework, methods, empirical results, conclusions and practical implications. Research seminar on giftedness and talent. Second edition. Pavia: University of Pavia. 2009. Р. 49-61.
  17. Petsche H. Approaches to verbal, visual and musical creativity by EEG coherence analysis. Int J Psychophysiology. №24 (2). 1996. Р. 145.
  18. Shamay-Tsoorya S.G., Adlera N., Aharon-Peretzb J., Perrya D., Mayselessa N. The origins of originality: The neural bases of creative thinking and originality. Neuropsychologia. № 49 (2). 2011. Р. 178.
  19. Zenasni F., Lubarta T. Pleasantness of creative tasks and creative performance .Thinking Skills and Creativity. № 6. (1). 2011. Р. 49-56.[schema type=»book» name=»ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АКТИВНОСТИ МОЗГА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ ПРИ РЕШЕНИИ КОГНИТИВНЫХ ЗАДАЧ РАЗНОГО ТИПА» author=»Саакян Оксана Сааковна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found