Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

СВЯЗЬ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОЗГА С СТРУКТУРНЫМИ КОМПОНЕНТАМИ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Проблемой развития и формирования нравственного сознания в детском возрасте занимались многие зарубежные и отечественные психологи, среди которых можно выделить работы Л. Колберга, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Р.Р. Калининой и др. По мнению многих ученых формирование нравственного сознания является одной из важнейших сторон многогранного становления личности.

Большинство современных отечественных исследователей при изучении нравственного сознания руководствуются системным подходом. Его представители считают (Л.А. Антилогова, Е.Е. Соловцова, А.И. Титаренко), что  нравственное сознание имеет структурное строение и включает в себя три компонента когнитивный, эмоциональный и поведенческий, которые формируются в неразрывном единстве между собой. Под нравственным сознанием мы понимаем такую часть сознания, включающую в себя нравственные убеждения, знание о моральных нормах и правилах, адекватное эмоциональное отношение к ним, которые вместе воплощаются в реальных поступках и поведении, что в конечном итоге выражается в формировании нравственных качеств личности.

Е.С. Шамухаметова и др. отмечает, что «нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания» [3], однако принимая такое положение во внимание, мы игнорируем факты, свидетельствующие о материальной основе сознания в целом, и нравственного сознания личности, в частности. Поэтому в этой статье мы постараемся освятить вопрос о нравственном сознании с точки зрения нейрофизиологической обусловленности.

Согласно исследованиям, проведенным с конца 1980-х по 2000-е года в Соединенных Штатах Америки, было установлено, «нравственность является врожденной системой нейронных цепей в нашем мозге и повреждения определенных зон головного мозга отражается на способности принимать моральные решения» [1; с.327]. Эксперименты показали, что нарушения, возникающие в вентромедиальной зоне лобной коры больших полушарий, ведут к изменениям поведенческого компонента нравственного сознания, отвечающего за саморегуляцию личности. Дж. Медина в книге «Правила развития мозга вашего ребёнка» описывает клинические случаи нейробиолога Антонио Дамасио, который наблюдал изменения в поведении у своих пациентов, которым удалили опухоли мозга рядом с лобной долей. В результате таких операций, у пациентов появлялась нерешительность в действиях (то есть они не могли принять решения в элементарных вещах, которые для обычных людей требуют лишь секунды), они переставали эмоционально реагировать на окружающую их действительность, и как результат у таких пациентов возникали проблемы при принятии нравственных решений. По мнению исследователей, такие пациенты сохраняли умение мыслить и оперировать абстрактными образами, однако в поведении вели себя так, как будто не знали вовсе нравственных норм и правил. Они утратили способность интегрировать эмоциональные реакции в практические суждения. Кроме этого, дети, пережившие повреждения в вентромедиальной и полюсной зоне лобной коры головного мозга в возрасте до 2 лет, имеют симптомы схожие с симптомами пациентов, перенесших оперативное вмешательство в области лобной коры головного мозга [1].

Данные результаты совпадают с последними разработками итальянских учёных Дж. Риццолатти и его коллег из Пармского университета, в области нейропсихологии. В 1996 г. ими был обнаружен новый тип нейронов – «зеркальные», которые дают ответ на вопрос, «как и почему распознавание действий и даже намерений других индивидов опирается, прежде всего, на собственный поведенческий репертуар личности» [2; с.11.]. Наш мозг при помощи зеркальных нейронов способен без рассуждений и умозаключений, установить соответствие между действием, которое мы наблюдаем, и действием, которое мы можем выполнить, и благодаря этому определить их  смысловое содержание. Без работы зеркального механизма «наглядное» описание  поведения других оставалось бы непонятным для нас самих. В рамках рассмотрения вопроса о развитии и формировании нравственного сознания ребенка, мы можем сказать о том, что именно благодаря зеркальным нейронам, наблюдение за реализацией взрослыми людьми нравственных норм и правил способствует развитию когнитивного компонента нравственного сознания, то есть моральные нормы и правила становятся понятны ребенку. Отсюда следует, что система зеркальных нейронов необходима для возникновения таких форм совместной деятельности, благодаря которым, каждый из нас способен действовать не только в рамках своих интересов, но и в рамках интересов общества.

Однако, функция зеркальных нейронов состоит не только в аналитической обработке информации и соответствующей реакции. В экспериментах Уильяма Д. Хатчисона (1999), изучавшего эмоции сопереживания, было обнаружено, что в передней части лобной коры головного мозга имеются нейроны, которые не только реагируют в ситуации болевой стимуляции руки реципиента, но и при наблюдении пациента за тем, как такую стимуляцию применяют к другим. Таким образом, в данных исследованиях был показан механизм возникновения эмоционального сопереживания на основе подражания и установлено, что большинство зеркальных нейронов, отвечающих за развитие эмоционального компонента нравственного сознания, находятся в «островковой» коре головного мозга или «островке Рейля» [2; с.153].

Таким образом, в качестве биологической основы нравственного сознания человека выступают зеркальные нейроны, находящиеся в различных зонах головного мозга. Было установлено, что за поведенческий компонент нравственного сознания отвечают зеркальные нейроны вентромедиальной зоны лобной коры больших полушарий, а за когнитивный и эмоциональный компонент нравственного сознания отвечают зеркальные нейроны, находящиеся в островковой коре головного мозга.

Обобщая выше изложенные теории, мы можем сделать вывод о том, что долгое время развитие нравственного сознания рассматривалось с точки зрения социального научения, при этом недооценивая роль нейрофизиологических механизмов. Подобного рода исследования помогут по-новому взглянуть на развитие нравственного сознания у детей, имеющих минимальные (легкие) мозговые дисфункции, аутистические нарушения и другие отклонения.

Литература:

  1. Медина Дж. Правила развития мозга вашего ребенка / Пер. с анг. Ю.В. Рябининой. – М.: Эксмо, 2013. – 416 с.
  2. Рицолатти Дж., Коррадо С. Зеркала в мозге: о механизмах совместного действия и сопреживания / Пер. с анг. О.А. Кураковой, М.Ф. Фаликман. – М.: Языки славянских культур, 2012. – 208 с.
  3. Шамухаметова Е.С. К вопросу о нравственном становлении личности дошкольника [Электронный ресурс] // Проблемы социальной психологии личности. – Режим доступа: — (Дата обращения: 07.10.2015).[schema type=»book» name=»СВЯЗЬ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОЗГА С СТРУКТУРНЫМИ КОМПОНЕНТАМИ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ» author=»Голоюс Елена Андреевна, Карманова Татьяна Михайловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found