Проблема стратегий поведения в конфликте достаточно представлена в социально-психологической литературе [1]. Одним из традиционных подходов в решении данной проблемы является описание типов личностей, участвующих в конфликте.
Для оптимального выбора тактического и стратегического пути выхода или преодоления конфликта важное значение имеет способность индивидуума выявить все варианты поведения в данной конфликтной ситуации и оценить степень продуктивности каждого.
Общая идея изучения типологии конфликтующих личностей заключается в определении позитивных и негативных сторон выбранного способа поведения в конфликте и умения использовать преимущества любого поведения в конфликте для решения проблем взаимодействия.
Рассмотрим две типологии личностей, вступающих в конфликт. Первую типологию такого рода предложила Джинни Скотт.
Типы людей, вступающих в конфликт, по Д. Скотт [4]:
1) «Паровой каток» или «шермановский танк[1]» – тип людей с завышенной самооценкой. По характеру это грубые и бесцеремонные люди, однако, с психологической точки зрения, опасающиеся раскрытия своей неправоты из-за боязни снижения собственного авторитета. Поэтому в конфликте им надо дать время и способ «выпустить пар». При этом в процессе сглаживания отношений не следует демонстрировать сомнения в их правоте.
2) «Скрытый агрессор» – тихий, скрытный человек. Подобные люди полагают, что, вступая в конфликт, они восстанавливают социальную справедливость.
3) «Разгневанный ребенок» – «взрывается» при малейшем поводе. С такими людьми надо спокойно, взвешенно и разумно обсудить ситуацию.
4) «Жалобщик» – упорный, «упертый» в конфликте человек. Его надо выслушать, посочувствовать, затем переключить внимание на решение проблемы.
5) «Молчун» («тихоня») не умеет общаться и формулировать свои претензии. Здесь надо выяснить причины скрытости, причины конфликта.
6) «Сверхпокладистый» приятен в общении, всегда уступает, старается помочь в выходе из конфликта, но его слова часто расходятся с делом. Такому человеку надо объяснить, что оценивают не его покладистость, а правдивость.
Вторая типология была предложена Д.В. Ривманом. Первоначально она широко использовалась в криминологии, в криминологическом учении о жертве преступления. Д.В. Ривман создал психологическую типологию жертв преступлений, исходя из общей теоретической установки о том, что при любом выбранном типе поведения человек все равно может стать жертвой. Идеального типа поведения в конфликте не существует, поскольку конфликтные ситуации могут различаться по субъектному составу, по условиям взаимодействия участников конфликта и др.
Д.В. Ривманом были выделены следующие типы потенциальных жертв и, соответственно, типы поведения в конфликтной ситуации [3]:
Агрессивный тип – это такой тип поведения молодежи в предконфликтной ситуации, когда агрессия юноши или девушки провоцирует деструктивный характер общения и может в итоге привести к физическому или психическому насилию
Пассивный тип поведения молодых людей – это такой тип поведения в предконфликтной ситуации, когда в ответ на деструктивное поведение человек «закрывается в себе», не реагирует на конфликт или демонстрирует зависимое и беспомощное поведение, страх перед агрессором.
Инициативный тип поведения молодых людей – это такой тип поведения в предконфликтной ситуации, когда человек демонстрирует гиперсоциальное поведение, то есть предъявляет к окружающим завышенные социальные требования, чем провоцирует конфликт.
«Активный тип» поведения молодых людей – это такой тип поведения в предконфликтной ситуации, когда, когда человек сам ищет повод проявить активность, неадекватно оценивая объективную опасность ситуации в силу недостаточного опыта и информированности.
«Некритичный тип» – это такой тип поведения в предконфликтной ситуации, когда человек не способен оценить ни содержания конфликтной ситуации, ни ее последствий, в силу такого характерологического качества, как легкомысленность.
Нейтральный тип – старается не замечать происходящего.
Отработка навыков поведения в конфликте должна осуществляться на практике. Можно предложить следующую серию заданий на отработку стратегий поведения в конфликте.
Практическое задание № 1.
Привести примеры, иллюстрирующие каждый из типов поведения в конфликтной ситуации, по типологиям, предложенным Д. Скотт и Д.В. Ривманом.
Практическое задание № 2.
Определить тип поведения в описанной ситуации по Д. Скотт и Д.В. Ривману. Оценить продуктивность поведения в конфликте. Предложить новые (иные) стратегии поведения в (данном) конфликте.
Материал задания: русская сказка «Волшебная водица».
Практическое задание № 3.
По мнению И. Г. Малкиной-Пых, существует определенная стратегия поведения людей в конфликте, которую можно считать оптимальной в любых условиях. Определите психологическую оправданность выделения И.Г. Малкиной-Пых признаков социально-приемлемого поведения в конфликте. Почему выбор данного поведения не всегда может способствовать преодолению конфликта?
Материал для анализа и обсуждения.
Социально-приемлемый тип – это такой тип поведения молодежи, когда демонстрируется наиболее продуктивное поведение в предконфликтной ситуации. В частности, к социально-приемлемому поведению в конфликте Малкина-Пых относит следующие частные жизненные принципы:
- Даже если бы за опасную работу хорошо заплатили, я не взялся (лась) бы за ее выполнение.
- Я всегда говорю правду.
- Я никогда не перехожу улицу там, где мне удобно, а только там, где положено.
- Я очень редко ссорюсь с членами моей семьи.
- Мои манеры за столом в гостях такие же хорошие, как и у себя дома.
- Мне не безразлично, что обо мне говорят другие.
- Я могу дружелюбно относиться к людям, поступки которых я не одобряю.
- Я никогда не нарушаю закон или установленные правила.
- Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.
Практическое задание № 4.
«Тип реализованной виктимности» свидетельствует о наличии негативного опыта участия в социальном конфликте и остаточных явлений в психике в связи с пережитым. Такому человеку требуется психологическая поддержка. Viktima по латыни означает «жертва». Виктимность – качество человека, свидетельствующее о повышенной вероятности того, что данный человек станет жертвой конфликта.
По мнению И. Г. Малкиной-Пых [2], по некоторым высказываниям человека можно определить, что он ранее был жертвой насилия. Определите психологическую оправданность выделения признаков для типа «реализованной виктимности». Почему наличие данных высказываний не всегда свидетельствует о наличии виктимного опыта, то есть опыта участия в серьезном конфликте, в котором человек пострадал?
В частности, И. Г. Малкина-Пых относит к признакам, отражающим реализованную виктимность человека, следующие его высказывания:
- У меня никогда не было неприятностей из-за моего поведения, связанного с противоположным полом.
- Мне приходится так много заботиться о близких людях, что на заботу о себе времени зачастую не хватает.
- Я часто ссорюсь с членами моей семьи.
- Большую часть времени у меня такое чувство, как будто я сделал (сделала) что-то плохое или злое.
- Я не чувствую себя счастливым (-ой) большую часть времени.
- В школе меня вызывали к директору за озорство.
- Я бываю возмущен (возмущена) и раздражен (раздражена), когда приходиться признать, что меня умело провели.
- Я не могу прекратить ситуацию, даже если чувствую себя неловко и напряженно.
- Терпеть боль всем назло бывает даже приятно.
Практическое задание № 5.
По мнению И.Г. Малкиной-Пых, признаками, отражающими факт насилия над ребенком в семье, можно считать его высказывания, приведенные ниже. Так ли это?
- Если я в детстве нехорошо вел (вела) себя, то меня наказывали.
- Я полагаю, что если детей не бить, то толку из них не получится.
- Мои родители иногда наказывали меня физически.
Практическое задание № 6.
Отношение ко лжи не всегда однозначное. Иногда приходится лгать, чтобы спасти жизнь, здоровье, честь и т. д. близкого человека. Нравственные критерии не запрещают врать врагу, противнику и даже тому, кто неверно понимает благо другого человека и за него решает, что для него важнее. Поэтому формула: «Я всегда говорю правду» не всегда правильна, если речь идет о «социально-приемлемом типе», как полагает И.Г. Малкина-Пых.
Ниже приводится сказка, персонажи которой для решения своей проблемы использовали стратегию вуалирования действительного намерения второстепенными, фоновыми высказываниями и поведением, что фактически аналогично лжи. Можно ли считать их поведение социально приемлемым? Или: оправданным в данной ситуации?
Материал задания: татарская народная сказка «Соловей».
Практическое задание № 7.
Ниже приводится текст притчи, когда постоянная ложь формирует недоверие к личности в целом, и в итоге ей не верят, когда она говорит правду. В результате она остается беззащитной перед серьезным испытанием. Задание: проведите аналогию с легкомысленным поведением молодежи, когда возникают трудности в общении из-за недоверия, и молодой человек многое теряет в перспективе.
Материал задания: «Притча о пастухе-шутнике».
Система предложенных нами заданий позволяет не только выявить типичные способы реагирования конкретной личности на конфликт, но и обучить разным приемам такого реагирования, выбирая из них наиболее приемлемый.
Список литературы:
Камардина Г.Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии: Учебное пособие. – Ульяновск, 2000.
Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы. – М.: Эксмо, 2006.
Ривман, Д.В. Криминальная виктимология. – СПб: Питер, 2002.
Скотт Д. Сила ума. Способы разрешения конфликтов. – СПб: «ВИС», 1994.
[1] «Шерман» (англ. M4 Sherman) — основной американский средний танк периода Второй мировой войны. Широко использовался в американской армии на всех театрах боевых действий, а также в больших количествах поставлялся союзникам (в первую очередь Великобритании и СССР) по программе ленд-лиза. Название «Шерман» (в честь американского генерала времён Гражданской войны Уильяма Шермана) танк M4 получил в английской армии, после чего это название закрепилось за танком в американской и других армиях. У советских танкистов имел прозвище «эмча» (от М4) (Википедия).[schema type=»book» name=»ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ МОЛОДЕЖИ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ» description=»В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы подготовки молодежи к оценке типов поведения личности в социальных конфликтах, предлагается методика отработки стратегий поведения в конфликте и их оценка.» author=»Будякова Татьяна Петровна, Быстрова Марина Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]