В контексте современных социальных преобразований, происходящих в нашей стране, весьма актуальными для психологической науки и практики становятся проблемы профессиональной социализации молодежи. В частности, такой вопрос как оценка эффективности процесса социализации личности в институте высшего профессионального образования, задачей которого является формирование кадрового потенциала страны.
Критериями социализации личности в период обучения в высших учебных заведениях являются различные психологические образования, в том числе к ним можно отнести профессиональную направленность, которая в отечественной психологии определяется как проявление общей направленности в профессиональной деятельности. Тем не менее, до сих пор остаются не до конца проясненными вопросы соотношения общей и профессиональной направленности личности.
Для прояснения этого вопроса была обозначена цель данной работы, которая заключается в исследовании профессиональной направленности студентов как проявление направленности личности молодежи по отношению к профессиональной деятельности. В данном исследовании профессиональная направленность рассмотрена с позиции метасистемного подходов и выступает как системное структурно-уровневое образование, включенное в более общую систему направленности личности.
Объектом исследования выступила направленность личности студенческой молодежи, а предметом – профессиональная направленность как проявление направленности личности и критерий социализации личности молодежи в вузе.
Общая гипотеза исследования была оформлена следующим образом: профессиональная направленность – это проявление направленности личности, характеризующее избирательное (мотивационно-смысловое) отношение к профессиональной деятельности.
Сбор эмпирической информации осуществлялся с помощью следующего набора психодиагностических методик: для определения типов профессиональной деятельности («Человек-Знак», «Человек-Техника», «Человек-Природа», «Человек-Художественный образ», «Человек-Человек») и их компонентов (умений, эмоционального отношения и профессиональных предпочтений) использовалась методика ОПГ («Опросник профессиональной готовности» Л.Н. Кабардовой); для исследования мотивационно-смысловых характеристик использовались следующие методики: САТ Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза, М.В. Латинской, методика смысложизненных ориентаций (тест СЖО) Д.А. Леонтьева, морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной, методика парных сравнений В.В. Скворцова, Д.И. Ладанова; для диагностики рефлексивных характеристик – методика диагностики индивидуальной меры развития свойства рефлексивности А.В. Карпова. Методы обработки эмпирических данных включают в себя структурный анализ А.В. Карпова, χ2 Пирсона; статистические методы: корреляционный анализ Спирмена, дисперсионный анализ (ANOVA), критерии U-Манна-Уитни, Н-Крускала-Уоллиса, факторный анализ.
В качестве эмпирической базы исследования выступили студенты 2009 –2012 годов обучения ФГБОУ «Южно-Уральский государственный университет» (г. Челябинск), обучающиеся на факультетах технического и гуманитарного направлений подготовки. В исследовании приняли участие 513 человек, из них в объем основной выборки исследования вошли 430 человек. Студенческие потоки были объединены в 4 группы в зависимости от направления подготовки (техническое-Т, гуманитарное-Г) и ступени обучения (младшая-М, старшая-С): студенты технических специальностей младшей ступени обучения (МТ=113 человек), студенты технических специальностей старшей ступени обучения (СТ=98 человек); студенты гуманитарных специальностей младшей (МГ=104 человека) и старшей (СГ=115 человек) ступеней обучения. Возраст респондентов – от 18 до 22 лет.
С позиции метасистемного подхода профессиональная направленность выступает проявлением направленности личности, которая представлена в ней «встроенным» метасистемным уровнем. Данная интерпретация позволяет полней раскрыть феномен избирательного (мотивационно-смыслового) отношения студентов к профессиональной деятельности. В эмпирическом исследовании это выражается в том, что факторы направленности личности студентов университета (метафакторы) могут по-разному проявляться по отношению к профессиональной деятельности у студентов университета, определяя тем самым специфику их профессиональной направленности.
Метафакторы были выявлены с помощью факторного анализа и определены как факторы характерные для студентов всей выборки вне зависимости от подготовки и ступени обучения, это факторы «Осмысленность ценностей жизни», «Ценность социальной активности» и «Самовосприятие» или свойственные большей части респондентов – «Рефлексивность» и «Потребность в самореализации».
По своему содержанию они соотносятся с факторами, выявленными в работах других авторов, посвященных изучению различных психологических явлений на примере исследования студентов университета (Л.Н. Зыбина [1], Е.Г. Щелокова [3], Е.Ф. Ященко [4]). В связи с этим мы считаем, что данные факторы являются характеристиками именно направленности личности. При этом мы предполагаем, что проявление данных характеристик по отношению к сфере профессиональной деятельности носит избирательный характер.
Данное предположение проверялось с помощью качественного и количественного анализа корреляционных взаимосвязей и струтктурообразующих характеристик. Далее рассмотрим более подробно проявление факторов общей направленности.
Фактор «Ценность социальной активности» является наиболее значимым для студентов технической подготовки, чем студентам гуманитарной подготовки (ДОД-МТ=12,6%, ДОД-СТ=12,3%, ДОД-МГ=11,0%, ДОД-СГ=3,7%). С нашей точки зрения, репрезентация данной характеристики общей направленности относительно профессиональной деятельности наиболее полно может выражаться в мотивационно-смысловом отношении к типу профессий «Человек-Человек», так как содержание фактора во многом соотносится с содержанием данного типа профессий. Анализ «структурных весов» данного типа профессий и его значимость в структуре профессиональной направленности личности (ПНЛ) студентов позволил установить, что у студентов-МТ с высоким и средним уровнями самоактуализации (СА) данный тип профессий входит в структуру ПНЛ, а у студентов-МТ с низким уровнем СА и студентов-СТ с разными уровнями СА «Человек-Человек» является доминирующим структурообразующим типом профессий. Среди студентов гуманитарной подготовки только у студентов-МГ с высоким уровнем СА в структуру ПНЛ входит данный тип профессий. В других подгруппах тип профессий «Человек-Человек» выявлен не был, хотя по содержанию профессиональной подготовки студентов-гуманитариев он является одним из значимых.
Таким образом, общая направленность на социальное взаимодействие у студентов технической подготовки, которые характеризуются наибольшей выраженностью данного фактора, нашла свое проявление во включенности типа профессий «Человек-Человек» в структуру ПНЛ. Студенты-СГ, которым свойственна минимальная степень проявления социальной активности, характеризуются отсутствием данного типа профессий в структуре профессиональной направленности. В данном случае фактор направленности личности приобрел свою специфическую форму репрезентации в профессиональной направленности личности студентов.
Другой фактор общей направленности личности – «Осмысленность ценностей жизни» – в большей степени характерен студентам гуманитарных специальностей, чем студентам технической подготовки (ДОД-МГ=13,4%, ДОД-СГ=13,9%, ДОД-МТ=12,6%, ДОД-СТ=12,3%). Тем не менее, анализ корреляционных взаимосвязей типов профессий и их компонентов со смысложизненными характеристиками у студентов разной подготовки и ступени обучения без учета уровней СА показал, что студентам-Г, в отличие от студентов-Т, не свойственно осмысливать свою будущую профессиональную сферу жизни (количество взаимосвязей типов профессий со смысложизненными ориентациями (5 связей) в 11,2 раза меньше, чем у студентов технической подготовки (56 связи)). Таким образом, осмысленность как общая характеристика направленности личности проявляется в системе профессиональной направленности только у студентов технической подготовки. Студенты гуманитарной подготовки характеризуются высокой осмысленностью жизни и ценностей в целом, но при этом они фактически не осмысливают свою будущую профессиональную деятельность.
Фактор «Самовосприятие» наиболее выражен у студентов старшей ступени обучения, в частности у студентов-СГ (ДОД-МГ=6,0%, ДОД-СГ=7,3%, ДОД-МТ=6,3%, ДОД-СТ=6,9%). Данный фактор состоит из переменных шкал САТ. В отдельности каждая шкала представляет собой определенную характеристику самоактуализирующейся личности. В своей совокупности они отражают представления студентов о себе как о самоактуализирующейся личности. В связи с этим проявление данного фактора направленности личности по отношению к профессиональной деятельности должно рассматриваться через полноту представленности данных переменных в структуре ПНЛ, которая показывает, связывают ли студенты восприятие себя как самоактуализирующейся личности с профессиональной деятельностью. Для этого были рассмотрены «структурные веса» переменных, составляющих данный фактор, которые были получены в результате применения структурного анализа А.В. Карпова [2] к матрицам интеркорреляций типов профессий (и их компонентов) с самоактуализационными характеристиками у студентов разной ступени обучения и направления подготовки вне зависимости от уровня СА. Анализ «структурных весов» показал, что в наибольшей степени самоактуализационные характеристики выражены в структуре профессиональной направленности у студентов-МГ (6 характеристик) и студентов-СТ (7 характеристик), а в наименьшей степени данные характеристики представлены у студентов-СГ (2 характеристики), которые характеризуются наибольшей выраженностью фактора «Самовосприятие». Данное противоречие, с нашей точки зрения, в полной мере показывает, что не все характеристики общей направленности личности обязательно должны проявляться по отношению к профессиональной сфере, что, как раз, и отражает ее избирательный характер.
Таким образом, данные факторы, характеризующие общую направленность личности (метафакторы), проявляются по отношению к профессиональной деятельности по-разному: «встраиваясь» в систему профессиональной направленности, они приобретают свои специфические формы репрезентации, характеризуют избирательное отношение к профессии, что, с нашей точки зрении, позволяет говорить о наличие «встроенного» метасистемного уровня в системе профессиональной направленности. Полученные результаты подтверждают наши предположения о том, что проявление общих характеристик направленности личности студентов университета носит избирательный характер по отношению к их будущей профессиональной деятельности.
Список литературы:
- Зыбина Л.Н. Структурные компоненты и динамика профессиональной направленности личности: дисс. канд. психол. наук. Новосибирск, 2009. – 317 с.
- Карпов А.В. Метасистемная организация уровневых структур. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – 504 с.
- Щелокова Е.Г. Ценностно-смысловое содержание карьерной направленности: автореферат дисс. канд. психол. наук. Челябинск, 2012. – 26 с.
- Ященко Е.Ф. Ценностно-смысловая концепция самоактуализации: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 383 с.[schema type=»book» name=»ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА» description=»Завершая обучение, студент должен не только иметь багаж профессиональных знаний и уметь применять их на практике, но и уметь самостоятельно и творчески решать нестандартные профессиональные задачи, принимая ответственность за свои решения, что соотносится с пониманием субъекта деятельности. Формирование способности будущих специалистов решать задачи такого рода, на наш взгляд, является прерогативой вуза. Изучение субъекта профессиональной деятельности на стадии обучения в вузе должно осуществляться исходя из его структурно-уровневой организации, и рассматриваться с учетом содержания профессионального обучения.» author=»Менщикова Ирина Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-29″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]