Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ ВОЛИ В ПСИХОЛОГИИ

Проблема изучения воли актуальна, в первую очередь, в связи с особой ролью волевых проявлений в успешности любой деятельности и саморегуляции личности в целом. В жизни любому человеку приходится сталкиваться с препятствиями, преодоление которых – важнейший признак волевого поведения, поэтому в исследовании воли и ее проявления в различных ситуациях есть практическое значение. Зная о возможностях воли человека, мы можем прогнозировать успех той или иной деятельности, а также развивать конкретные качества личности [1;2].

Большинство ученых придерживается мнения, что воля в поведении человека выражается через отдельные свойства личности — волевые качества, обращение к которым решает одну из важных проблем исследования волевых проявлений – проблему поиска методов диагностики и разработки конкретного диагностического инструментария.

Существующие методы изучения волевой активности дифференцируются на экстенсивные и экспериментальные. Основанием экстенсивных методов является наблюдение за поведением человека в естественных условиях, а также самооценочные методы (семантический дифференциал, тесты-опросники). По Е.П.Ильину, опросники представляются более объективными, чем семантический дифференциал, но только в том случае, если тест направлен на измерение именно того качества, для которого был создан, исключая подмену понятий.

Экспериментальная диагностика может проводиться посредством лабораторного моделирования ситуаций проявления волевого качества. «В этом случае главное – отразить специфику воли как сознательного преодоления трудностей на пути к цели. Результаты оцениваются в зависимости от сложности самого задания и от характеристик его выполнения, что позволяет учесть влияние внешних препятствий» [3, стр. 260].

Большой интерес вызывают волевые качества, которые могут быть измерены двумя способами: объективным – посредством эксперимента – и субъективным – через опросники. В связи с этим, исходным противоречием нашего исследования стало то, что, с одной стороны, не каждое волевое качество может быть продиагностировано как субъективными (самооценочными), так и объективными (экспериментальными) методами. С другой стороны, в рассмотренной нами литературе отсутствуют данные о взаимосвязи показателей волевых характеристик, полученных разными методами, что и определило проблему нашего исследования: выявление взаимосвязи самооценки ряда волевых качеств с их объективными показателями.

Исследование проведено на базе школы №7 г. Екатеринбурга и департамента психологии Уральского федерального университета. В исследовании приняло участие 90 человек.

Для исследования были выбраны такие волевые качества как терпеливость и выносливость, так как эти качества включены во все известные нам классификации, а также для их измерения имеются и субъективные, и объективные методики.

Для измерения уровня развития терпеливости в качестве объективной методики была выбрана проба с задержкой дыхания, в качестве субъективной — методика исследования самооценки терпеливости Е.П.Ильина и Е.К.Фещенко [3, стр. 297;5, стр. 119].

Объективная методика, выбранная для изучения уровня развития выносливости, — теппинг-тест,  субъективная — опросник жизненных проявлений типологических свойств нервной системы [4, стр. 149].

Анализ взаимосвязи между субъективными и объективными показателями волевых качеств осуществлялся в следующих направлениях:

  1. в целом по выборке;
  2. в целом по выборке юношей и девушек;
  3. в подвыборках с учетом пола респондентов.

Предварительный анализ полученных данных показал наличие достоверно более высоких результатов по изучаемым параметрам у студентов 4 курса по сравнению  с представителями остальных подгрупп. Между второкурсниками и старшеклассниками значимых различий обнаружено не было.

Была выявлена закономерность для подгрупп старшеклассников и студентов второго курса: респонденты оценили свой уровень терпеливости и выносливости как высокий и средний, в то время как уровень объективных показателей волевых качеств в выборках соответствует среднему и низкому. Данная тенденция прослеживается независимо от пола испытуемых. Сравнительный анализ результатов девушек и юношей с помощью критерия Манна-Уитни подтвердил отсутствие достоверных различий.

Предварительный анализ результатов студентов четвертого курса позволил выявить обратную закономерность: самооценка волевых качеств четверокурсников ниже их объективных показателей. Данная тенденция сохраняется при сравнении результатов у девушек и юношей.

Для статистического изучения взаимосвязи между показателями был использован коэффициент корреляции Спирмена. Полученные данные подтвердили наблюдаемые ранее результаты. Значимых корреляций между показателями субъективной и объективной методик измерения волевых качеств личности обнаружено не было.

Таблица 1

Значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Качество Старшеклассники (n=30) Студенты 2 курса (n=30) Студенты 4 курса (n=30)
Терпеливость -0,08 0,02 0,03
Выносливость к длительным нагрузкам  

-0,09

 

0,02

 

0,04

Выносливость к интенсивным нагрузкам  

-0,02

 

0,02

 

0,03

Таким образом, взаимосвязь субъективных и объективных показателей уровня волевых качеств личности отсутствует.

Полученные результаты могут быть объяснены следующим образом:

  1. Невысокой надежностью опросников как таковых. В частности зависимостью результатов от мотивации, значимости ситуации, нравственных принципов, личностных особенностей испытуемых.
  2. Недостаточной четкостью определения границ понятия волевое качество как в объективных пробах, так и в опросниках. Есть вероятность, что многие тесты, направленные на измерение уровня какого-либо волевого качества, на самом деле измеряют волевое усилие в целом или даже феномены, не относящиеся к воле. Также есть трудности при отделении ситуативных факторов, не имеющих отношения к воле как характеристике личности, от постоянных.

Список литературы:

 

  1. Баданина Л. П. Основы общей психологии: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА, 2012. — 448 с.
  2. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2006. — 208 с.
  3. Ильин Е. П. Психология воли: учеб пособие. СПб.: Питер, 2009. — 310 с.
  4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М.: ВЛАДОС, 1999. — 473 с.
  5. Степанов В.А. Методы исследования эмоций и воли (практикум по психологии): Учебное пособие. Челябинск: ЮУрГУ, 2003.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ ВОЛИ В ПСИХОЛОГИИ» description=»Обращается внимание как на проблему воли в целом, так и диагностики отдельных волевых качеств личности. Рассмотрены возможные методы диагностики. В фокусе находится проблема взаимосвязи показателей субъективных и объективных методик, измеряющих уровень развития волевых качеств личности. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что взаимосвязь между объективными и самооценочными показателями волевых качеств личности отсутствует.» author=»Киселева Дарья Олеговна, Чаликова Ольга Сергеевна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-06″ edition=»euroasia-science_30_22.09.2016″ ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found