Любое изменение жизненного уклада ставит человека перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации, а затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом.
Принципиальным отличием трудной жизненной ситуации является тот факт, что человек не может с ней самостоятельно справиться, он нуждается в посторонней своевременной помощи. Особенно остро нуждаются в такой помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. Одной из категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В исследованиях Г.В. Семьи, В.С. Мухиной указывается, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории детей, находящихся в исключительно экстремальных условиях бытия, которые не обеспечивают возможности удовлетворения основных потребностей в психологическом развитии, эмоциональной и социальной защищенности. Кроме того, эти дети не могут развиваться полноценно в социальном пространстве прав и обязанностей [7;10].
Проблематика детей, оставшихся без попечения родителей, достаточно широко разработана в зарубежной и отечественной науке в контексте исследований институтов семьи, образования, воспитания. Дети-сироты как объект научного анализа привлекают к себе внимание исследователей разных направлений общественных наук: социологии, психологии, социальной философии, социальной педагогики. В подавляющем большинстве источников сиротство рассматривается как проблема детства, которая обрывается на периоде вступления в самостоятельную жизнь. Однако к проблемам самостоятельной жизни сирот, а тем более в период вступления их в зрелую стадию жизни, многие исследователи обращаются крайне редко.
Среди трудов зарубежных социологов, выступающих в качестве теоретико-методологической основы социологического анализа проблем социальной адаптации детей-сирот, важное место занимают концепции аномии (Э. Дюркгейм), девиации (Р. Мертон), социальной мобильности (П. Сорокин). Они позволяют выявить причины этого явления в трансформирующемся обществе, условия и возможности адаптации в нем детей-сирот.
Помещение детей, оставшихся без попечения родителей, в специальные учреждения остается в нашей стране наиболее распространенной формой их жизнеустройства. Вместе с тем, в многочисленных научных трудах установлена прямая зависимость между своеобразием воспитательно-образовательной среды интерната и проявлениями у детей симптомов так называемой «психологической депривации». Таким образом, модель детского дома (интерната) научно признана неадекватной потребностям развития ребенка.
В условиях институализации у детей-сирот формируется особая внутренняя позиция – психологическое капсулирование, которое состоит в отчужденном отношении к другим и к себе, отсутствии самостоятельности и ответственности за свое поведение, временной ограниченности жизненных планов. Такое психологическое состояние приводит к стремлению ребенка находиться в освоенных стереотипах жизнедеятельности в условиях ограниченного социального пространства, которое определяет его развитие, прежде всего, как социальной единицы, нацеленной на реализацию простейших социальных ожиданий. Особая психологическая проблема — отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный социальный тип личности. Зачастую, у детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствуют бережливость и ответственность [11].
Несмотря на то, что нахождение ребенка в интернатном учреждении на полном государственном обеспечении и создает единую для всех воспитанников внешнюю защищенность (квазизащищенность), это не обеспечивает связи со всем многообразием социума. У данной категории детей отмечается крайне ограниченный социальный опыт, который препятствует формированию реальной психологической защищенности личности в ситуациях вне учреждения.
В жизненном и профессиональном самоопределении данная категория детей испытывает значительные трудности, связанные с отсутствием опыта решения житейских проблем, которые другие дети получают в семье, наблюдая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители или окружающие. Вследствие этого, как правило, к концу пребывания в учреждении выпускники строят личностные и жизненные планы, не соотнесенные со своими потенциальными возможностями. Ситуация значительно осложняется, когда подросток покидает интернатное учреждение.
В постинтернатный период, сформированная в условиях институализации, психологическая квазизащищенность разрушается, и выпускники переживают чувство психологической незащищенности. В результате наблюдается социально-психологический феномен: в условиях формальной социальной защиты выпускник оказывается психологически и социально незащищенным, что минимизирует эффективность нормативно-правовых актов и усилий специалистов по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [10].
Большинство выпускников интернатных учреждений обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь. К таким особенностям относят:
1) отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения;
2) трудности в общении — там, где это общение свободно, где требуется строить отношения;
3) повышенный уровень виктимности;
4) отсутствие мотивации и способности трудиться;
5) иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности;
6) отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье, тесных эмоциональных отношений;
7) недостаточное развитие индивидуальности, что характеризуется низким уровнем сознания, сниженной собственной активностью;
8) отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды, из которой большинство из них происходит;
9) плохое состояние здоровья.
Вступление в самостоятельную жизнь приводит к тому, что внутренняя позиция выпускника в результате неготовности к самостоятельной жизни, низкого уровня социальной компетентности, несостоятельности жизненных планов становится отчужденной ко всему социуму. Реальная самостоятельная жизнь приводит к переоценке ценностей: на первое место выходит материальная сторона жизни и связанная с этим возможность развлекаться и отдыхать. Меньшую ценность для выпускников представляют теперь такие стороны жизни, как общественное признание, возможность максимального использования своих сил, способностей. Все это способствует ориентации молодых людей на асоциальный и криминальный образ жизни, либо, наоборот, делает их первыми жертвами различного рода преступлений.
Исследованиями Н.Г. Травниковой доказано, что у выпускников интернатных учреждений ниже самооценка и общая активность и готовность к действиям. Для детей, воспитывавшихся в условиях сиротского учреждения, в начальный период адаптации характерно повышение общей тревожности и недоверчивости, скептическое отношение к окружению, в отличие от детей, воспитывавшихся в семьях, у которых адаптация проявляется в сложностях внутри и межличностного взаимодействия (расхождение образов Я-реальное и Я-идеальное и желание быть более дружелюбным). То есть, адаптация детей-сирот больше похожа на «выживание», а у детей из семей на «приспособление, модификацию» [12].
Можно выделить следующие трудности в социализации детей-сирот:
-нарушение ролевого поведения, препятствующее к определению собственной социальной роли в социуме;
— нарушения эмоционально-волевой сферы, что приводит к ограничению социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижению самоорганизованности, целеустремленности, недостаточному развитию самостоятельности, неадекватной самооценке, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству:
— нарушения формирования личности, что ведет к ситуативности в поведении, неспособности к конструктивному решению проблем, организации своей деятельности, самостоятельному соблюдению правил.
Все это ведет к формированию позиции сироты, который не имеет поддержки и одобрения в мире, находящемся вне детского дома или школы-интерната. А отсюда — неумение опереться на собственные внутренние ресурсы, ожидание помощи, затруднения в выстраивании контактов с миром, в нахождении возможностей объединиться от окружающих, достичь автономии, что приводит к потере индивидуальности, самовыражения.
Постинтернатная адаптация восходит к понятию социализации в целом. И залогом её успешного хода является согласованная деятельность коллектива интернатного учреждения, государственной социальной службы, берущей на себя обязательство контролировать ход данного процесса после выпуска из детдома, и, что также обязательно, самой личности выпускника, с той или иной мерой ответственности относящегося к этому определяющему для его дальнейшей жизни процессу.
Успешная адаптация выпускника интернатного учреждения к самостоятельной жизни предполагает сформированность у него социально-психологических механизмов, обеспечивающих благоприятное вхождение в социум, а также определенный уровень развития личностной сферы. В научных исследованиях достаточно широко представлены структурообразующие параметры адаптированной личности подростка, «готового к самостоятельной жизни». В психологическом аспекте социальная адаптация выпускника интернатного учреждения должна рассматриваться как способность успешно использовать создавшиеся условия для осуществления своих целей, выполнения взятых на себя обязательств и реализацию своих устремлений его поведению должно быть свойственно.
В современных исследованиях по проблеме постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяютcz несколько стадий [12].
На начальной стадии субъект информируется о правилах поведения в социальной среде, но не признает эти правила, придерживаясь других ценностных норм — происходит «познание» окружающей среды. Так обычно воспитанник сопротивляется педагогическому воздействию со стороны трудового коллектива. На второй стадии субъект и окружающая среда находятся в состоянии взаимной терпимости. На стадии аккомодации происходит признание субъектом основных ценностей социальной среды при сохранении признания ценностей некоторых социальных сфер. Последняя стадия — стадия ассимиляции завершает установление полного соответствия ценностных систем среды и субъекта. Адаптирующийся в обществе выпускник не просто приспосабливается к существующим реалиям, но может существенно преобразовать как сами эти реалии, так и общественное представление о них. Об этом свидетельствует успешный опыт социальной адаптации таких выпускников интернатных учреждений, как, например, врач, спортсмен и артист цирка В.И. Дикуль, слепоглухой академик А.В. Суворов, писатель, советник Президента РФ А.И. Приставкин, директор института развития дошкольного образования Российской академии образования, доктор психологических наук В.И. Слободчиков, режиссер столичного Театра эстрады Ю.А. Рубцов, актриса Н.И. Русланова и многие другие.
Однако, вышеперечисленные личностные особенности детей-сирот, сформированные в условиях общественного воспитания, значительно влияют на их психологическую адаптацию после выпуска.
Бытует мнение, что многие беды в жизни выпускников определяются отсутствием жилья, работы, поддержки со стороны. Нельзя отрицать, что в социальной адаптации внешняя организация жизни очень важна, но, как бы не вооружали детей в интернатных учреждениях различными, даже самыми современными знаниями, умениями и навыками, нельзя упускать и не менее значимое — воспитание психологической готовности каждого ребенка к преодолению жизненных трудностей, социальной активности самого подростка.
Таким образом, психологическое сопровождение выпускников интернатных учреждений в процессе их адаптации к самостоятельной жизни становится одной из актуальных проблем. Настоящий момент становления системы постинтернатного сопровождения можно охарактеризовать как поиск инновационных форм, способствующих наиболее полному раскрытию потенциала и успешной социальной интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При организации работы по постинтернатному сопровождению целесообразно учитывать зарубежный опыт и опыт, который складывается в России в последние годы. Среди современных моделей постинтернатного сопровождения выпускников (постинтернатный патронат), внедряемых в нашей стране, выделяют следующие:
- Программы социальной адаптации выпускников в условиях интернатного учреждения.
- Программы социальной адаптации в условиях ПУ и колледжей.
- Социальное общежитие для выпускников детских домов (социальная гостиница).
- Клубы поддержки выпускников.
- Семейные формы поддержки выпускников в постинтернатный период.
Однако, по мнению специалистов, постинтернатная адаптация — процесс — строго индивидуальный, который приносит наилучшую результативность при социальном патронате. Введение различных форм социального патроната, при котором молодой человек будет обучаться жить самостоятельно в своей квартире, платить за нее, организовывать в ней свою жизнь, грамотно распоряжаться финансовыми средствами, планово вести домашнее хозяйство, заботиться о своей профессиональной деятельности позволит значительно улучшить ситуацию.
Условиями, способствующими адаптации и формированию чувства психологической защищенности у выпускников в постинтернатный период, выступают:
— социальная компетентность;
— сформированная мотивация трудовой деятельности;
— социальная защищенность в самостоятельной жизни;
— опережающий характер формирования социальных сетей, включающих родственников, людей в месте проживания, учебы, работы;
— создание системы социально-психологической поддержки выпускника; включение выпускников в нормативную среду обыденной жизни.
Выявлено, что факторами, позволяющими чувствовать себя психологически защищенными в самостоятельной жизни, являются позитивные связи с родителями замещающей семьи и родственниками, уровень образования, наличие собственной семьи. Именно использование формы социального патроната в работе с выпускниками интернатных учреждений позволит обеспечить им доброжелательное окружение, внимание, помощь и взаимопонимание со стороны взрослых.
Для выпускника интернатного учреждения, только вступающего во взрослую жизнь, очень важно иметь человека, который мог бы помочь, поддержать его в минуты радости и огорчений. Целесообразно, основываясь на историческом опыте взаимодействия людей, имеющих профессиональный, жизненный опыт и подрастающего поколения построить систему взаимодействия, базирующуюся на общечеловеческих ценностях. Многих сложностей в период адаптации и оказать необходимую поддержку в постинтернатный период выпускникам интернатных учреждений позволит и система наставничества, которая поможет преодолеть выпускнику многие психологические проблемы.
Таким образом, психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, крайне важна при вступлении в самостоятельную жизнь. Выпускникам интернатских учреждений необходимо помочь преодолеть переходную ступень от детства к взрослости, от проживания в полностью защищенных условиях интернатного учреждения к самостоятельному существованию, адаптироваться при учебе в учреждениях среднего и высшего специального образования, получить профессию и связанные с этим гарантии трудоустройства, в культурном совершенствовании и организации частной жизни молодого человека, в подготовке к созданию собственной семьи и к родительской роли.
Литература:
- Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. – 355 с.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. — Л.: Наука, 1988. – 270 с.
- Дубровина И.В. Формирование личности старшеклассника / И.В. Дубровина — М.: Педагогика, 1989. – 169 с.
- Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: автореф. канд.психол.наук / И.К. Кряжева. — М., 1980. — 26 с.
- Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии / А.Ф. Лазурский. — М.: Наука, 1997. — 446 с.
- Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: автореферат дисс. … канд. филос. наук / И.А. Милославова. — Л., 1974. – 23 с.
- Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. В.С. Мухиной. — М.: Просвещение, 1992. — С. 113-122.
- Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н.Ф. Наумова. — М.: Наука, 1988. — 199 с.
- Постинтернатная адаптация детей-сирот. Коллективная монография / Под науч. ред. Л.М. Шипициной и И.Г. Абрамовой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2001. — 96 с.
- Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г.В. Семья. — М.: БФРГТЗ «СЛОВО», 2001. — 142 с.
- Семья Г.В. Российский опыт работы с выпускниками интернатных учреждений / Г.В. Семья // Информационный бюллетень АСИ. – Ноябрь, 2007. – С. 1 – 9.
- Травникова Н.Г. Психологическая адаптация выпускников детского дома: автореф. дис… канд. псих. наук / Н.Г. Травникова. — СПб., 1999. – 24 с.[schema type=»book» name=»ПОСТИНТЕРНАТНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В СОЦИАЛИЗАЦИИ» description=»Статья посвящена актуальной в современной психологии проблеме – постинтернатной адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Авторы рассматривают основные трудности, с которыми сталкиваются выпускники институциональных учреждений, механизмы и модели постинтернатного их сопровождения.» author=»Кабушко Анна Юрьевна; Соломатина Галина Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]