Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ГЛАВОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ГЛАВОЙ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

На сегодняшний день в научной литературе, СМИ, а так же в практике реализации местного самоуправления до сих пор остается актуальным вопрос по поводу разграничения полномочий между главой  муниципального образования, исполняющего полномочия председателя представительного органа  муниципального образования и главой местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта.

Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) «глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса» [1, ст. 36].

«Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения» [1, с. 54].

 «Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования».

Федеральным законом № 131-ФЗ ст. 36 ч. 2 п. 4 предусмотрено, что глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации [1, ст. 36].

Глава муниципального образования и глава местной администрации обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Их подконтрольность, подотчетность, полномочия, а также иные вопросы организации деятельности определяются уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, глава муниципального образования городского округа «Город Чита», согласно ст. 27 ч. 2 Устава городского округа «Город Чита» исполняет полномочия  Председателя Думы городского округа [2, ст. 27], а руководитель администрации городского округа назначается на должность Думой городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Глава городского округа представляет городской округ, Думу городского округа в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени городского округа, Думы городского округа; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления городского округа полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Забайкальского края; заключает контракт с руководителем администрации городского округа; в соответствии с законодательством согласовывает кандидатуры граждан, представляемых к государственным наградам. Следующие перечисленные полномочия связаны с исполнением обязанностей Председателя Думы городского округа «Город Чита» [2, ст. 27].

Руководитель администрации городского округа:

1) представляет администрацию городского округа в пределах своих полномочий в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации, гражданами;

2) руководит администрацией городского округа на основе единоначалия;

3) участвует в работе Думы городского округа с правом совещательного голоса;

4) участвует в заседаниях постоянных и временных комиссий Думы городского округа;

5) обладает правотворческой инициативой в Думе городского округа;

6) вносит на рассмотрение Думы городского округа проекты правовых актов Думы городского округа, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств бюджета городского округа. В случае внесения на рассмотрение Думы городского округа правовых актов Думы городского округа, предусматривающих установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств бюджета городского округа, иными субъектами правотворческой инициативы, дает в обязательном порядке заключения на внесенные проекты решений;

7) представляет на утверждение Думы городского округа проекты планов и программ социально-экономического развития городского округа, бюджета городского округа и отчетов об их исполнении, проект структуры администрации городского округа;

8) утверждает в соответствии со структурой и в пределах выделенных бюджетных ассигнований штатное расписание администрации городского округа;

9) назначает на должность и освобождает от занимаемой должности муниципальных служащих администрации городского округа, руководителей предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности городского округа, принимает к ним меры поощрения и дисциплинарной ответственности;

10) разрабатывает и представляет для утверждения в Думу городского округа структуру администрации городского округа;

11) осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета городского округа;

12) управляет и распоряжается муниципальной собственностью городского округа в порядке, установленном Думой городского округа;

13) осуществляет руководство гражданской обороной городского округа, осуществляет мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях;

14) принимает решения об образовании постоянно действующих при администрации городского округа комиссий и организации контроля за их деятельностью в соответствии с законодательством;

15) организует работу в пределах своей компетенции по исполнению законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти, муниципальных нормативных правовых актов на территории городского округа;

16) без доверенности действует от имени администрации городского округа;

17) открывает и закрывает счета администрации городского округа в отделениях федерального казначейства г. Читы, распоряжается средствами администрации городского округа, подписывает финансовые документы;

18) отчитывается на заседаниях Думы городского округа об исполнении планов и программ социально-экономического развития городского округа [2, ст. 36].

Таким образом, руководитель администрации руководит на принципах единоначалия местной администрацией и организует в местной администрации решения вопросов местного значения, которые входят в компетенцию местной администрации. Ответственность за принятие и реализацию решений входящих в компетенцию местной администрацией несет единолично руководитель администрации.

Следует обратить внимание и на то, что в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ глава местной администрации подконтролен и подотчетен исключительно представительному органу муниципального образования. Следовательно, глава администрации не подконтролен и не подотчетен главе муниципального образования. А глава муниципального образования подотчетен и подконтролен населению и представительному органу.

Итак, во-первых, из полномочий главы местной администрации, очевидно, что именно он в основном решает повседневные вопросы местного значения. В связи с этим именно глава местной администрации для населения является «первым лицом». В связи с этим, следует, внести изменение в законодательство о том, чтобы глава местной администрации был подотчетен и подконтролен населению, а так же, чтобы он являлся высшим должностным лицом муниципального образования, избираемый на выборах.

Во-вторых, чтобы полностью «устранить путаницу в головах населения… и управленцев», на наш взгляд, нужно установить наименования главы муниципального образования в зависимости от реализации фактических функций по осуществлению  муниципальной власти. То есть, если глава муниципального образования возглавляет представительный орган – председатель представительного орган, ну, а, если это должностное лицо, которое руководит местной администрацией, то глава администрации [3].

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.03.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  2. Устав городского округа «Город Чита» (в ред. Решений Думы городского округа «Город Чита» от 31.05.2012 N 63, от 06.12.2012 N 159, от 23.05.2013 N 54, от 19.12.2013 N 169, от 23.01.2014 N 1, от 24.04.2014 N 37, от 09.06.2014 N 75);
  3. Российской местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 гг. и пути совершенствования: аналитический доклад Института современного развития. URL: http//www.insor-russia.ru/ru/programs/doc/3928/.[schema type=»book» name=»О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ГЛАВОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ГЛАВОЙ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ» description=»Полномочия главы муниципального образования и главы местной администрации закрепляются в российском законодательстве, муниципально-правовых актах и в уставах муниципальных образованиях. Более подробное регулирование они находят в уставах муниципального образования. » author=»Дондокова Айна Анандаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found