Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ОСОБЕННОСТИ ЭГОИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Как и любая наука, детская психология располагает целым рядом данных, которые считаются установленными фактами, принимаются большинством исследователей и широко используются в психологической практике. Одним из таких фактов является знание о том, что в условиях детского сада дошкольники рано начинают овладевать элементарными нравственными нормами, но, однако, не для всех детей они становятся главными побудителями поведения.

Специальное исследование, проведенное А.А.Рояк [5], позволило обнаружить, что далеко не все дети дошкольной группы вступают в игру с коллективистическими намерениями. Была выявлена группа детей (30%), в поведении которых преобладает эгоистическая устремленность: нежелание считаться со справедливыми требованиями сверстников, прислушиваться к их мнению, проявлять уступчивость при распределении игровых ролей, игрового материала и т.д.

Было обнаружено еще две группы, в одну входили дети (60 %), в поведении которых, сочетаются и позитивные, и негативные качества, в другую (10 %) наблюдается устойчивое преобладание положительных личностных качеств таких, как умение сочувствовать сверстнику, поделиться с ним, прислушаться к его мнению, умение оказать помощь в случае необходимости.

Для выявления эгоистически устремленных детей в качестве экспериментальной методики использовалась детская настольная игра «За рулем» (6-7 лет) и «Железная дорога» (4-5 лет).

Диагностическими показателями выступали:

— симптомы положительных общественных тенденций поведения ребенка (уступает место сверстнику по их просьбе без конфликтов, разрешает выполнять часть действия другому ребенку);

— симптомы эгоистических тенденций поведения ребенка (использование силы для «захватывания» роли, произвольное продление собственного игрового действия, хитрость, уловки типа «ты не умеешь», «у тебя не получится», неумение терпеливо дожидаться своей очереди, уступать товарищам, прислушиваться к их замечаниям).

Дети с ярко выраженными положительными качествами, умеют и стремятся строить гуманные отношения со сверстниками, при соответствующих просьбах которых без каких-либо конфликтов уступали свою очередь игре.

Дети, у которых преобладали эгоистические тенденции, обнаруживали малопривлекательное поведение. Они стремились немедленно удовлетворить желание сесть «за руль» автомобиля (в старшей группе), завладеть пультом управления «железной дороги» (в средней группе), пускали в ход силу, расталкивали партнеров, любой ценой пытаясь завладеть пультом управления. Другие добивались аналогичных результатов за счет произвольного продления игрового действия. Третьи, преследуя аналогичные цели, пускались на хитрость, якобы корректируя не совсем удачные операции партнеров, они пытались в действительности осуществлять их за них. В процессе игры у таких детей возникали частые конфликты с партнерами, которые осложняли установление между ними справедливых, дружеских отношений.

А.А.Рояк также описывает, что в одних случаях эгоистическое поведение ребенка имеет место на фоне негативных отношений со сверстниками, в других, напротив, самых позитивных; в одних сочетается с очень низким статусом ребенка в группе, в других, напротив, с высоким. В одних случаях дети являются членами стабильного игрового объединения, а в некоторых случаях «диктаторствуют» в микрогруппах, другие оказываются в стороне от детских игр, или их участие в совместных играх с детьми имеет эпизодический характер. Эгоистическое поведение ребенка может протекать на фоне хорошего владения им игровой деятельностью и вместе с тем сочетаться со слабыми возможностями в игре.

Эгоистическое поведение было классифицировано, А.А.Рояк как неавторитарное и авторитарное (откровенное или завуалированное).

Так дети, у которых встречается «откровенное авторитарное поведение» — прекрасно владеют навыками игры, качествами инициатора и организатора. Они несправедливо относятся к партнерам по игре, игнорируют их просьбы и предложения, присваивают наиболее интересные игрушки, лакомства, нередко прибегают к командирскому тону и т.п. Дети обычно с увлечением играют с такими ведущими, в связи с их высокими игровыми умениями, но относятся к ним по-разному. В одних случаях они с удовольствием подчиняются откровенной «диктатуре» в игре, высоко оценивают и деловые, и даже нравственные качества такого ведущего. В других – увлеченно играя, не прощают ведущему его несправедливого поведения, что находит отражение в низках оценках его нравственных качеств, в отсутствии каких-либо выборов в социометрическом эксперименте.

Детей, у которых встречаются «завуалированное авторитарное поведение» в более позднем своем исследовании, А.А.Рояк называет нарицательным именем «талейранами» [6, с. 70]. Это, прежде всего очень ловкий ребенок, который никогда открыто, не отнимает игрушек, не выталкивает из игры, внешне всегда соглашается с мнением партнеров, внимательно выслушает, как будто бы доброжелательно к ним относится, как, впрочем, и ко всем членам группы, а в действительности исподволь реализует только свою эгоистическую линию поведения. Такой ребенок прекрасно владеет не только разнообразными игровыми знаниями и умениями, но и искусством обращения с детьми: «воздейственной» речью, способностью с помощью ласкового слова убедить партнеров в том, что как «он сказал, так лучше».

Дети — «талейраны» рано научаются «работать на зрителя»: в присутствии экспериментатора, воспитателя реализовывают самые демократические формы поведения по отношению к партнерам и остальным детям, предоставленным самим себе – утверждать свои принципы с помощью тонких, «обходных» путей. Сверстники обычно любят таких «положительных диктаторов», с удовольствием им подчиняются, в связи, с чем статус последних в сфере оценок и симпатий партнеров (и остальных сверстников группы) нередко очень высок. Дипломатия в игре, проявляемая в умении скрывать свои истинные намерения и чувства, облекаемые в форме внешней доброжелательности к детям, удивительное явление в дошкольном возрасте. Особенно любопытным оно представляется на ранних этапах – в младшем дошкольном возрасте, когда дети только начинают овладевать опытом отношений друг с другом, а социальный опыт, принесенный из семьи, как будто еще мал. Вместе с тем подобные случаи свидетельствуют, напротив, о высокой социальной ориентированности ребенка, умении тонко различать оттенки отношений сверстников, прекрасном знании норм поведения и владении ими.

Авторитарное поведение, независимо от своеобразия его проявлений (так же, как и неавторитарное, но эгоистическое поведение), всегда имеет место на фоне знания ребенком моральных норм.

Однако если в случаях открытого подавления инициативы сверстников, авторитарный ведущий знает, что надо делиться, уступать сверстникам — но не желает этого делать и не скрывает своих намерений от партнеров, то у «дипломатов» все обстоит сложнее. В этом случае моральные нормы соблюдаются только ради одобрительной оценки, нежелания поколебать свой престиж в группе, боязни осуждения и прочих других моментов, далеко не альтруистического характера.

Таким образом, исследуя социально-психологические аспекты эгоистического поведения, А.А.Рояк приходит к выводу, что эгоистическое поведение является «чрезвычайно сложным образованием, имеющим разнообразные формы проявления и разную динамику протекания не только в старшем дошкольном возрасте, но и в более младшем, в связи с чем, требует к себе тонкого дифференциального, педагогического и психологического подхода» [5, с. 84].

Подобные исследования в старшем дошкольном возрасте провела и Л.Ахромеева. Изучая причины эгоистичности, как отрицательного проявления в поведении дошкольников, на основе наблюдений, бесед с воспитателями и родителями, анкетирования она условно разделяет особенности такого поведения на три подгруппы [1, с. 42]:

Первую подгруппу составляют дети, у которых поведение внешне оставляет положительное впечатление. Эти дети обычно пользуются особым расположением воспитателя, так как обладают организаторскими способностями, хорошими трудовыми и игровыми навыками. Общее развитие у них хорошее, самооценка высокая. Реакция на успехи друзей отрицательная, характерные проявления в играх – стремление к первенству, нежелание считаться с мнением товарищей; нередко любят похвастаться, отличаются зазнайством.

Главное проявление в семье — требовательность. Родители, уделяя внимание умственному развитию, не обращают внимания на дерзости и  своеволие ребенка.

Во вторую подгруппу включили детей, отличающихся эгоистичностью, недостаточной воспитанностью, драчливых. Их часто можно видеть в конфликтной обстановке: любят обижать друзей, неохотно оказывают помощь ребятам даже по просьбе педагога.

Положительная черта — интерес, к какому — либо занятию, к какой-либо деятельности. Трудовые навыки сформированы недостаточно и большей частью выполнение работы зависит от настроения. Отличаются непослушанием.

В третью группу включили детей, отличающихся неустойчивым поведением, повышенной подражательностью. Все указания педагога они обычно выполняют, казалось бы, дисциплинированы, но в то же время недостаточно самостоятельны. Воспитатели нередко излишне опекают их. Поведение в семье, как и в детском саду, стереотипно.

Л.Ахромеева считает, чтобы «воспитать гармонически развитую личность, педагог должен знать своих воспитанников, их индивидуальные особенности, условия семейного воспитания; он совместно с родителями налаживает единые требования к ребенку, устанавливает педагогически правильные взаимоотношения со всеми детьми, организует среди детей такую деятельность, которая закрепляет опыт коллективных взаимоотношений, положительные эмоциональные переживания» [1, с. 43].

Л.Путляева описывает особенности поведения, в котором проявляется здоровый эгоизм, когда «ребенок стремится ко всему положительному, радостному, приятному, что способствует его росту и самоутверждению» [4]. Именно поэтому он пристает к родителям с бесконечными просьбами посмотреть, как он нарисовал (построил, сломал, помыл, сделал) что-то сам. «Я» не сходит с языка ребенка. Это не зазнайство, не хвастовство — это потребность заявить о себе и найти свое место среди других. Ребенку нужна оценка взрослых, родителей, потому что сам он еще не ориентируется в «хорошо» и «плохо». Только оценка со стороны позволяет ему научиться оценивать себя, поэтому останавливать его в этом процессе адаптации нельзя, считает Л.Путляева.

Совсем иные особенности эгоистического поведения описывает Л.Путляева, когда эгоизм принимает форму эгоцентризма. Это полная неспособность принять или даже допустить возможность другой, отличной от своей, точки зрения. Это невозможность понять мотивацию или моральные основания поступков других людей. Это невозможность адекватно и объективно передать информацию другим лицам. Еще одно следствие «воспитанного» эгоизма – инфантилизм. Инфантил как должное принимает знаки внимания и заботу о себе, но ему и в голову не придет забота о других. В его опыте нет самостоятельных решений. Поэтому для него характерно острое чувство незащищенности и потребность в опеке до старости. У эгоиста всегда критичность к себе понижена, а это означает психологическую незрелость человека.

Исследования, направленные на выявление распространенности эгоизма в другой возрастной группе, младших школьников, провели С.А.Сергейко и О.А.Гресь [7].

На основе результатов проведенного констатирующего эксперимента и придерживаясь классификации И.Г.Лаверычевой, предложившей пять характерных психологических типов людей по распределению альтруистичности [2], С.А.Сергейко и О.А.Гресь также выявили аналогичное число социальных групп «эгоистов» среди детей младшего школьного возраста [7, с. 105]: «крайние», или самые грубые эгоисты; «грубые», или невоспитанные эгоисты; «умеренные», или умеренно воспитанные эгоисты; «мягкие», или воспитанные эгоисты; альтруисты.

Исходя из изложенной выше классификации, авторы, определив профильные портреты, и выделив основные черты, характерные для каждого отдельного типа, пришли к выводу, что всем типам эгоистов в младшем школьном возрасте присуще сосредоточенность на своих чувствах, неспособность замечать чувства окружающих; ожидание помощи от других, не понимание, что сами могут её кому-то оказать; ожидание понимания от окружающих, не умение делать шаги навстречу; неспособность увидеть точку зрения другого, заинтересованность самим собой, самовлюбленность.

Все это требует, с точки зрения исследователей, психолого-педагогического осмысления проблемы преодоления негативных последствий эгоизма младшего школьника активными средствами в образовательном процессе. «Обучение и воспитания растущего человека должно быть так организованно, чтобы сформированные качества помогли ему найти в дальнейшем свое место в жизни, чтобы внушенные ему представления об альтруизме и эгоизме не оказались ложными, чтобы все то, чему учили его в школе, стало полезным и востребованным» — делают вывод С.А.Сергейко и О.А.Гресь. Следовательно, предстоит разработать модель образовательного пространства, способствующего формированию альтруистичности у младших школьников.

Особенности проявления эгоизма среди школьников, Натанзон Э.Ш. описывает под другим углом зрения, как степень сложности распознания эгоизма среди учителей и сверстников – одноклассников. Так «эгоизм – качество, трудно уловимое для учителя» [3, с. 117] и легко распознающее в коллективе сверстников. Оно не проявляется в нарушениях дисциплины, не связано с успеваемостью, к которым приковано внимание учителей.

В среде ребят, в классном коллективе этот недостаток проявляется отчетливо. К такому и не подступишься с просьбой о помощи, и неприятно её получать, если она предложена. Неприятно потому, что не чувствуется искренней заботы. Вообще, он не чуток и не обращает внимания на то, что окружающие в чем-то нуждаются.

В глазах же учителей хороший и дисциплинированный ученик завоевывает большой авторитет. Его выдвигают в актив класса, школы, он привлекается к организации вечеров, участию в кружках. Учителю в какой-то мере легче работать с таким активом, и он, возможно, и не задумывается над тем, в какой мере они коллективисты, в какой – эгоистичны.

Непременным условием распознания эгоизма как черты характера, предотвращение конфликтной ситуации является правильная и справедливая оценка учителем действий и поступков такого ученика. А такая оценка возможна на основе психологического анализа, — приходит к выводу Э.Ш.Натанзон, — в результате которого учитель получает информацию для выбора того или иного приема воздействия на ученика.

Анализ публикаций и изучение особенностей эгоистического поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста позволяет сделать вывод, что независимо от возрастных границ, главная особенность эгоистического поведения – направленность на себя. Самое характерное для эгоиста — это интерес только к себе, своим удобствам, забота о собственной выгоде. Он ставит на первое место свои личные интересы и ради них способен пренебречь интересами коллектива, интересами своих друзей. Интересы эгоиста обособлены и ограничиваются только рамками его «Я», тогда как неэгоистичная личность включает в свое «Я» заботу о других и рассматривает себя как часть целого.

Список литературы:

  1. Ахромеева, Л. Эгоистичность и причины ее возникновения [Текст] /Л. Ахромеева // Дошкольное воспитание, 1986. – № 2. – С. 42-43.
  2. Лаверычева, И.Г. Альтруизм и эгоизм как основа нравственной определенности / И.Г. Лаверычева // Вестник СПБГУ. Сер.6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. – 2008. – №1. – С. 196-208.
  3. Натанзон, Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика [Текст]: книга для учителя / Э.Ш.Натанзон. – М.: Просвещение, 1991. – 126 с.
  4. Путляева, Л. Ваш ребенок – эгоист? [Текст] / Л. Путляева // Начальная школа. – 2008. — № 11. – С. 36-39.
  5. Рояк А. А. Социально-психологические аспекты эгоистического поведения дошкольников // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста / А.А.Рояк – М., 1983. – С. 72 – 84.
  6. Рояк, А.А. Роль скрытых, эгоистических тенденций поведения в развитии конфликта [Текст] // Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка / Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 120 с.
  7. Сергейко, С. А. Распространенность эгоизма среди младших школьников /С.А. Сергейко, О.А. Гресь // Педагогика и психология детства: современное состояние, перспективы развития: сборник научных статей/Учреждение образования «Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы»; под науч. ред. В.Т. Чепикова; редкол.: С.А. Сергейко, В.Т. Чепиков, В.П. Тарантей, П.А. Ковалевский.- Гродно: ГрГУ, 2011 .- С.105-110.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ ЭГОИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ» description=»Статья представляет собой исследование особенностей эгоизма в дошкольном и младшем школьном возрасте. В статье анализируются основания классификаций различных видов и форм проявления эгоистического поведения. Формулируются выводы о том, что независимо от возрастных границ, главная особенность эгоистического поведения – направленность на себя.» author=»Омельчанко Елена Валерьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found