Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Актуальность данной проблематики связана с большим количеством запросов на психологическую помощь, возникающих у педагогов, родителей и самих обучающихся, к службе психолого-педагогического сопровождения образования в ситуациях разделения подростка и семьи. Очевидно, что современная семья — это среда, предназначенная для полноценного развития ребенка. Но,  иногда, эта среда далеко не совершенна. Современные семьи сталкиваются с большим числом различных проблем, некоторые из которых препятствуют адаптации семьи в обществе. Одной из таких проблем является —  нарушение структуры семьи или неполная семья. По данным различных источников в настоящее время почти каждая третья семья является неполной.

По информации из СМИ «Количество неполных семей в России за последние годы выросло до 30%», сообщил уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов [7]. По его словам, на настоящий момент 6,2 млн. семей в стране являются неполными: в России насчитывается 5,6 млн. матерей одиночек и 634,5 тыс. одиноких отцов.

Для неполной семьи характерен ряд существенных проблем, проявляющийся в различных сферах жизнедеятельности семьи: социально – экономические, педагогические, медицинские, психологические. Такой семье очень сложно выжить в современных условиях, социально-экономическая ситуация влечет негативные последствия. Фактически все неполные семьи зависят от социальной поддержки государства и попадают в низкодоходные группы населения. Один родитель не в состоянии экономически содержать ребенка. Отсюда – большое число психологических проблем, связанных с нарушением функционирования семьи, как полноценного фактора социализации подростка.

Объектом нашего исследования стали современные представления психологической и педагогической науки о структуре и функциях современной семьи, психологических особенностях подросткового возраста, принципах и методах семейного консультирования по проблемам отделения подростка от семьи.

В научных исследованиях последних десятилетий (С.И.Голод [1,2], Т. А. Зинкевич-Куземкина, Н.И. Олифирович [3], О.В. Хухлаева [5],  Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис [6]) накоплен значительный опыт семейного консультирования, в том числе и в свете проблемы неблагополучной неполной семьи, воспитывающей подростка.

Отделение подростка от семьи — важнейшая предпосылка достижения им впоследствии зрелости, самостоятельности, возможности принять ответственность за свою жизнь на самого себя. В случае нарушения этого процесса, впоследствии можно предполагать либо полное эмоциональное отстранение молодого человека, либо установление довольно мучительной амбивалентной связи: отделяюсь — чувствую вину — присоединяюсь обратно — чувствую гнев — отделяюсь и т.п. «При всей важности этого процесса нужно иметь в виду, что он редко протекает без осложнений, поскольку семье довольно трудно отпустить ребенка» [4]. Это может происходить по разным причинам. Во многих семьях ребенок выполняет функцию смысла жизни для матери. Отделение его от семьи делает ее жизнь бессмысленной, ей некого опекать, соответственно незачем жить. Помимо возможного решения через ребенка проблемы смысла жизни, за повышенной заботой о ребенке могут стоять стремление к контролю и власти, поиск любви и привязанности, удовлетворение потребности в социальном престиже. Иногда ребенок сглаживает своим присутствием проблему нарушенных взаимоотношений между родителями. Затруднено отделение и в том случае, если в семье имеются нарушения структурно-ролевого характера. Наиболее частый вариант этого — проигрывание ребенком роли отсутствующего или плохо играющего свою роль члена семьи. Например, в семье с эмоционально отстраненным отцом мать подключает на его роль сначала старшего, а после его отделения — младшего сына. Или же в неполной семье меняются ролями дочь и мать. Соответственно мать в детской позиции отчаянно сопротивляется отделению дочери, служащей ей опорой. Причин возможного нарушения так много, что в редкой семье отделение подростка осуществляется совсем бесконфликтно.

Подростковый возраст, с точки зрения психологического консультирования, один из самых сложных. Статистика подтверждает, что количество случаев обращения за психологической помощью в этот период резко увеличивается, при этом резко расширяется диапазон запросов родителей. Еще более выделяет этот период жизни ребенка с точки зрения особенностей психологического консультирования то, что теперь сам подросток впервые становится клиентом – субъектом обращения в психологическую консультацию, ставя, а иногда и не ставя об этом в известность своих родителей.

Консультирование по проблемам данного возраста отличается тем, что сам подросток впервые становится клиентом — субъектом обращения в психологическую консультацию, причем он может даже не сообщать об этом родителям.

Особенностями психологического консультирования семьи с подростками являются [3]:

  1. Нередкое отсутствие мотивации у подростка, пришедшего на консультацию с родителями, когда он не знает, зачем его привели.
  2. Чаше всего причиной существующих проблем родители видят только самого подростка, который выступает в роли идентифицированного пациента. Между тем семья является целостной системой, и нарушения поведения подростка маркируют дисфункциональность всей семьи.

На первичный прием приглашается родитель, обратившийся за психологической помощью. В дальнейшем работа может вестись следующим образом [3]:

Важной задачей на начальном этапе консультирования является установление контакта с подростком и мотивирование его на участие в работе. В основе работы с подростком должны лежать партнерские отношения [3].

Отличительные особенности консультирования детей подросткового возраста и их родителей:

1) Психолог должен исходить из психологических нормативных задач возраста (задачи самоопределения в трех сферах — сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной), социальной).

2) Психологу необходимо смотреть на ситуацию глазами  подростка.

3) При консультировании диады родитель-подросток действуют многие особенности, характерные для консультирования супружеской пары (такие как наглядность проблем в паре, возможность использования техник, связанных в совместной деятельностью пары, более серьезная мотивация на работу, нарушение всей работы при нежелании работать одного человека из пары и другие).

4) Важность анализа случая через призму индивидуального жизненного пути ребенка (учет прошлого и будущего ребенка, генетически заданного и культурного, особенностей прохождения возрастных кризисов и др.). Психологические трудности в настоящем — отдаленное следствие особенностей прохождения предыдущих возрастов. Такое следствие труднее поддается восстановлению в условиях консультирования.

5) Психолог значительно большее, чем в предыдущих возрастах, внимание уделяет зарождающейся сексуальности подростка. Психологу-консультанту впервые приходится вести себя с подростком, как с нарождающимся мужчиной или женщиной.

Семейное консультирование ставит своей целью совместное с консультантом изучение запроса (проблемы) члена (членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста. Принципиальное отличие семейного консультирования от психотерапии заключается в отказе от концепции болезни, в акценте на анализе ситуации, аспектов ролевого взаимодействия в семье, в поиске личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации — «веера решений».

Семейное консультирование обусловлено различными теоретическими концепциями, среди которых ведущими в настоящее время являются когнитивно-поведенческая психотерапия, в том числе рационально-эмоциональная психотерапия, системное и эмпирическое направления.

Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис [6] приводят основные принципы и правила семейного консультирования:

  1. Установление контакта и присоединение консультанта к клиентам. Достигается с помощью соблюдения конструктивной дистанции, помогающей оптимальному общению, приемов мимезиса, синхронизации дыхания консультанта и «заявителя» проблемы, использования предикатов речи, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто сообщает о семейной проблеме.
  2. Сбор информации о проблеме клиента с использованием приемов мета моделирования и терапевтических метафор. Субъективизации психотерапевтической цели способствуют такие вопросы: «Чего вы хотите?», «Какого результата вы хотите достигнуть?», «Пожалуйста, попробуйте сказать об этом без отрицательной частицы «не», терминами положительного результата».
  3. Обсуждение психотерапевтического контракта. Эта часть семейного консультирования признается многими специалистами как одна из самых важных. Обсуждается распределение ответственности: консультант обычно отвечает за условия безопасности семейного консультирования и технологии доступа к разрешению проблемы клиента, а последний — за собственную активность, искренность, желание изменить свое ролевое поведение и др. Затем участники семейного консультирования договариваются о продолжительности работы (в среднем общее его время 3-6 часов) и длительности одного сеанса. Обсуждается периодичность встреч: обычно вначале 1 раз в неделю, далее 1 раз в 2-3 недели.
  4. Следующий шаг в процедуре семейного консультирования — уточнение проблемы клиента с целью максимальной ее субъективизации и определение ресурсов семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. Этому помогают вопросы типа: «Как раньше вы справлялись с трудностями, что вам помогало?», «В каких ситуациях вы были сильными, как вы использовали свою силу?».
  5. Проведение собственно консультации. Необходимо укрепить веру клиентов в успешность и безопасность процедуры консультирования: «Ваше желание осуществить изменения, ваш прежний опыт, активность и искренность в сочетании с желанием консультанта сотрудничать с вами, его профессиональные качества и опыт будут надежной гарантией успешности работы». С участниками консультирования обсуждают положительные и отрицательные стороны сложившихся стереотипов поведения, например, с помощью таких вопросов: «Что, по вашему мнению, самое плохое в сложившихся обстоятельствах?», «Что самое хорошее в обсуждаемой ситуации?» Можно использовать приемы визуализации: клиенты, находясь в трансе (а этому способствует «точное следование по маршруту проблемы заявителя»), создают образ новой ситуации и фиксируют возникающие при этом кинестетические ощущения.
  6. Этот шаг семейного консультирования называется «экологической проверкой». Консультант предлагает членам семьи представить себя в сходной ситуации через 5-10 лет и исследовать свое состояние.
  7. Приближаясь к завершению семейного консультирования, консультант предпринимает усилия по «страхованию результата». Это связано с тем, что иногда клиенты нуждаются в действиях, помогающих им обрести уверенность при освоении новых шаблонов поведения. Они могут получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание и приглашение прийти на повторную консультацию спустя какое-то время для обсуждения полученных результатов.
  8. В ряде случаев необходимо провести процедуру «отсоединения». Она может произойти автоматически при сравнении клиентами заявленной цели и обретенного результата, но иногда консультант вынужден стимулировать отсоединение. А. Хейли с этой целью часто использует «парадоксальные задания», точное выполнение которых приводит к прямо противоположному результату. При этом А. Хейли учитывал человеческую природу: никто сознательно не будет делать себе и другому что-то во вред.

В настоящее время семейное консультирование является наиболее востребованным населением России видом психотерапевтической помощи. Помимо здравоохранения семейные консультанты появились в системе образования — в психологических центрах, непосредственно в школах, в консультациях, действующих в системе министерства социальной защиты и комитетов по охране семьи и детства, а также в других учреждениях [6].

Таким образом, обобщение результатов теоретико-методологического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме психологического консультирования подростков из неполных семей позволяют уточнить принципы и методы работы психолога-консультанта в ситуациях разделения подростка и семьи, что, в свою очередь, необходимо учитывать в профессиональной подготовке магистров психолого-педагогического образования.

Список литературы:

  1. Голод С.И. Стабильность семьи. – Л.: Наука, 1984. – 136 с.
  2. Голод С.И. Социально-демографический анализ состояния и эволюции семьи.// Социологические исследования. – 2008, Т. 7. № 1.
  3. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
  4. Спиваковская А.С. Как быть родителями. Психология родительской любви. — М., 1986.
  5. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.- 268 с.
  6. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.4-е изд. — СПб.: Питер, 2008. – 672с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  7. Газета.ru [Электронный ресурс]https://газета.ru/[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ» author=»Павловец Галина Григорьевна, Рукина Виктория Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found