Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Качественный анализ причин обращений за получением психологической помощи в центр за последние три года выявил наиболее высокий прирост  контингента детей и подростков с такими отклонениями, как неврозы, психопатии, специфические симптомы и синдромы, реактивные состояния, психосоматические расстройства. Как правило, это дети, получившие уже первичную психологическую помощь ранее и обратившиеся повторно, после госпитализации или окончания этапа амбулаторного лечения. Наиболее часто это подростки в возрасте 13 — 16 лет с установленными диагнозами:

— F 91.  Расстройства поведения

— F 92. Смешанные расстройства поведения и эмоций

— F 60. Расстройства личности

  (F 60.2. Диссоциальное расстройство личности)

— F 42. Обсессивно-компульсивное расстройство

— F 48. Другие невротические расстройства

 (F 48.0. Неврастения, F 48.9. Невротическое расстройство неуточнённое)

— F 50. Расстройства приёма пищи

Уточнение первичного запроса родителей детей и подростков в таких случаях, позволяет обобщить следующие типичные сложности социальной ситуации развития:

Субъективное ощущение отсутствия эмпатии со стороны близких, ощущение заброшенности, ненужности, восприятие себя как обузы, или даже, позора для близких, в некоторых случаях выражены агрессивные настроения, адресуемые друзьям и близким, выраженная или умеренная аутоагрессия.

Изоляция прежних значимых социальных связей. Прежние значимые социальные группы не всегда готовы принять в том же качестве ребенка или подростка, особенно, если обстоятельства госпитализации носили публичный характер и были доступны к обсуждению общественности, будь то родительской или ученической.

Объективные ограничения автономии, связанные со спецификой имеющейся патологии, в том числе перевод на надомную форму обучения.

Сложности самовосприятия  и снижение самооценки, дефицит информации о собственных возможностях в обучении или профессиональной деятельности, о перспективах будущей жизни.

Устойчивые проявления социальной дезадаптации, которые могут выражаться в школьной неуспешности, вторично возникшей склонности к девиантному поведению, поиске новых ощущений в асоциальной среде и т.д.

Опыт работы специалистов территориального отделения «Зюзино» с достаточно расширенной выборкой клиентов (более 40 человек от 10 до 16 лет за последние два с половиной года), позволил выделить и обобщить основные задачи педагога-психолога в работе с данной категорией детей и подростков:

  1. Изучение специфики ведущей патологии у ребенка, психологическая квалификация основных нарушений, анализ структуры и тяжести дефекта, особенностей поведенческих проявлений, изучение возможностей коррекционного воздействия.
  2. Изучение семейной и социальной ситуации конкретного клиента с учетом возможных сложностей и рисков вторичной невротизации, вероятности наличия или формирования нарушений детско-родительских отношений.
  3. Диагностика индивидуально-психологических особенностей ребенка с учетом заболевания.
  4. Планирование работы с ребенком и семьей с учетом профессиональных границ и компетенций. Важно также информировать семью о возможностях и ограничениях психологической коррекции, вероятных рисках, которые могут привести к снижению эффективности работы специалиста.

Специалист, работающий с таким запросом должен иметь четкое представление о профессиональных целях, задачах работы и возможностях в рамках деятельности педагога-психолога.

Основными направлениями работы педагога-психолога с данной категорией клиентов являются:

—   помощь ребенку или подростку в осознании собственных чувств, эмоций, символизации опыта болезни и/или госпитализации;

—   расширение способов реагирования на болезнь, декатастрофизация ситуации, фасилитация полученного негативного опыта, актуализация внутренних личностных ресурсов ребенка;

—   мотивация на сотрудничество с врачом, очень важна, так как отказ от взаимодействия с врачом может привести к серьезным негативным последствиям, как для самого ребенка, так и для окружающих, кроме того, ряд технологий психокоррекционного воздействия возможен к реализации только в случае получения ребенком профессиональной медицинской помощи, направленной на компенсацию его состояния;

—    поиск альтернативных стратегий поведения, для каждого конкретного ребенка это процесс творческий и ресурсный;

психологическая помощь в преодолении специфических сложностей и проявлений патологии;

— помощь в преодолении социальной изоляции, восстановлении значимых  и простраивании новых социальных связей;

— профилактика формирования стихийно возникающих защитных механизмов, что особенно важно в случае намечающихся или выраженных личностных особенностях ребенка, предполагающих его легкую вовлекаемость в разнообразные асоциальные группировки сверстников как в реальной жизни так и в виртуальном пространстве [5, c.56].

Важнейшим направлением работы педагога-психолога и социального педагога с данной категорией клиентов является работа с семьей, которая, как правило, выстраивается по следующему алгоритму:
1.    Помощь родителям в принятии факта болезни ребенка, информирование о перспективах и ожидаемых результатах психокоррекционной работы.

  1. Формирование доверия к специалистам, включенным в работу с ребенком.
  2. Перевод родителей в активную позицию, мотивация на создание условий, оптимальных для социальной реабилитации ребенка [4, c.22]..
  3. Преодоление психосоциального стресса у близких ребенка, оптимизация их эмоционального состояния: преодоление тревоги, чувства вины, депрессии.
  4. Преодоление нигилизма, равнодушия и апатии по отношению к будущему ребенка, формирование установки на максимально возможный уровень его обучения и профессионального образования, адекватный способностям ребенка.
  5. Выработка всеми членами семьи единых, адекватных принципов лечения, воспитания и обучения.

Результативность предлагаемого нами подхода в достаточной степени высока. Из общего числа клиентов, обратившихся в центр за указанный период, 74% являются обучающимися образовательных организаций и в настоящее время не имеют выраженных проявлений школьной неуспешности или дезадаптации. 10 % закончили обучение в средних общеобразовательных учреждениях и продолжают обучение в высших учебных заведениях города Москвы. Еще 10 % в настоящее время проходят стационарное лечение.

Таким образом, запрос на работу с ребенком, имеющим установленный психиатрический диагноз, выраженную психическую патологию может быть успешно удовлетворен в случае системной, структурированной работы специалистов при условии понимании конечной цели работы и границ собственных профессиональных компетенций в каждом конкретном случае.

Список литературы:

  1. Дробинская А. О. Школьные трудности нестандартных детей.— М.: Школа-Пресс, 1999- 144 с.
  2. Драпкин Б. 3., Трифонов О. А. Лечебная педагогика при некоторых психических заболеваниях.— М.: Медицина, 1979.— С. 585—602.
  3. Мамайгук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии.- СПб.:ИСПиП, 1999.
  4. Манова-Томова В. С. и др. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте.— София: Медицина и физкультура, 1981- 190 с.
  5. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей.- СПб.: Речь, 2000- 507 с.[schema type=»book» name=»ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ» description=»Данная статья посвящена вопросам и специфике оказания психологической помощи детям и подросткам с психическими расстройствами» author=»Васильева Наталья Николаевна, Бабушкина Татьяна Юрьевна, Жинель Елена Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-25″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found