Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ИСКУССТВЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ УСТАНОВОК ОБЩЕСТВА

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что данная тема весьма мало исследована. Качественные социологические методы исследования искусства в своих работах применял узкий круг ученых. Среди таких ученых можно упомянуть профессора по истории искусства Чикагского университета Б. М. Статфорд, которая свои исследования обобщила в 1993 году в монографии «Критицизм тела», профессора — офтальмолога глазной клиники Гейдельбергского университета (Германия), В. Яегер (1976, 1979) и немецкого тифлолога Д. Едике (1988), русского тифлопсихолога В. М. Сорокина (2010). Все эти исследователи в произведениях искусства, в которых были изображены люди с ограниченными возможностями, пытались рассмотреть медицинские и социальные аспекты.

Объектом исследования являются репродукции изобразительного искусства, в которых изображается слепой человек. В исследованиях использована личная коллекция автора статьи, состоящая из 4517 репродукций. Образцы данных работ собиралась автором не только в Литве, но и в музеях и национальных галереях Азербайджана, Англии, Армении, Белоруссии, Болгарии, Бразилии, Венгрии, Вьетнама, Голландии, Грузии, Дании, Египта, Индии, Испании, Италии, Китая, Латвии, Малайзии, Норвегии, Португалии, России, Сингапура, Словакии, США, Таджикистана, Туркмении, Турции, Узбекистана, Украины, Филиппин, Финляднии, Франции, Чехии, Швеции, Эстонии, ЮАР, Японии и др.

Цель исследования – установить тенденции влияния произведений изобразительного искусства на установки общества к незрячим.

В исследовании использованы методы: cоциологический и культурно-исторический анализ литературных источников и content анализ произведений искусства.

В исследовании опирались на следующие гипотезы:

Идеи исследования апробированы автором: в трех монографиях, в научных статьях. Часть образцов упомянутой коллекции была представлена в журнале “Mūsų žodis” («Наше слово»), где 1998–2016 г. г. было опубликовано 216 репродукций изобразительного искусства с их анализом.

Данная тематика исследования в разных аспектах была представлена: на международной конференции по развитию лиц с нарушенным зрением (ICEVI) в Сан Пауле (Бразилия, 1997), на XXVII международном конгрессе психологов в Стокгольме (Швеция, 2000), на международной конференции «Слепота в различных культурах» в Вильнюсе (Литва, 2003), на XXVIII международном конгрессе психологов в Пекине (Китай, 2004), на международных конференциях Минске (Беларуссия, 1995, 1997, 2003); на конгрессах психологов Литвы: Вильнюсе (2011, 2013, 2015), Клайпеде (2012), Каунасе (2014); IV международная научно-практическая конференция ICEVI, посвященной 80-летию со дня рождения В. А. Феоктистовой в Санкт — Петербурге (Россия, 2010), на международных конференциях по терапии искусства в Обзоре (Болгария, 2012, 2013), Шяуляе (2013, 2016); на международных конференциях Резекне (Латвия, 2013, 2015, 2016) в Даугавпилсе (Латвия, 2016). XXX международном конгрессе психологов в Кейптауне (ЮАР, 2012), XXXI международном конгрессе психологов в Иокогаме (Япония, 2016 тезиссы).

Тематическое распределение и интерпретации образа слепого в изобразительном искусстве

 

Образ незрячего музыканта

Самый древний из известных образцов изображения слепого музыканта в искусстве – фрагмент фрески на могиле визиря Нахто в Луксорах, в Египте, на которой изображен слепой арфист, играющий для пирующих гостей. Этому шедевру искусства более 3000 лет. В 2002 г. наши поиски аналогичных произведений искусства в Египте увенчались успехом. В могильнике фараона Рамзеса II мы обнаружили еще не описаннуюв тифлологической литературе фреску, на которой изображается незрячий музыкант, играющий для фараона. В Египте до сих пор тема незрячего в искусстве является излюбленной. Внешний фасад стены аэропорта Шарм Аль Шейх украшает увеличенная копия фрески “Слепого музыканта” могилы Нахта. Эти произведения указывают на позитивное отношение к незрячим в Древнем Египте.

Слепой музыкант. Фрагмент фрески на могиле визиря Нахто в Луксорах

Довольно много образцов изображения слепого музыканта можно найти в иллюстрациях литературных произведений. Явным лидером такого изображения является повесть «Слепой музыкант», написанная в 1886 году русским писателем В. Короленко. Эта повесть была издана более 50 раз и переведена на 39 языков мира. Книгу иллюстрировала целая плеяда художников. Не все эти иллюстрации можно считать удачными. Напр., в одном из изданий «Слепого музыканта» на английском языке (1967 г.) художник Александр Макнов во многих иллюстрациях, где изображался слепой Петр, использует темный фон, этим подчеркивая слепоту героя и «давящую» его темноту. Такие иллюстрации усиливают у читателей стереотип, будто на слепого всю жизнь мучительно давит темнота. Этот стереотип обнаружен и в литературе: «Черные розы и черные лилии и черна песнь жаворонка…» (Б. Бразджёнис. Элегия незрячего). Некоторые художники в названиях своих произведений ошибочно отождествляют слепого музыканта с нищим. Хотя по своему виду бродячие музыканты часто не отличались от нищих, однако у них совершенно другой социальный статус. Бродячие музыканты не просили подаяния, они на жизнь зарабатывали музыцируя.

Слепые нищие

Эта тема составляет бóльшую часть нашей коллекции. Обилие темы отражает реальное социальное положение людей с ограниченными возможностями начиная со средних веков и кончая XIX веком. Напр., в 1777 г. каждый двадцатый житель Франции был нищим [8]. Несомненно, бóльшую часть нищих составили люди с ограниченными возможностями, среди которых были и слепые.

Современные искусствоведы во многих картинах древности пытаются усмотреть скрытое, т.е. переносное значение. Таким примером может послужить полотно П. Брейгеля Старшего «Притча о слепых» (1568), на котором изображены бредущие держащиеся друг за друга незрячие, падающие с обрыва в реку. Современные искусствоведы усматривают в этом отражение духовного падения общества в Нидерландах, другие – негативные свойства изображенных незрячих. Немецкий психолог Карл Бюрклен в книге «Психология слепых» представил типажи слепых людей, которые находим в картине П. Брейгеля, что указывает на то, что художник писал незрячих с натуры, таких, каких он видел и приписывать им негативные свойства несправедливо. Искусствоведы чаще всего в этой картине чаще всего видят нищих, не обращая внимания на то, что у первого, падающего в овраг, слепого инструмент. Можно предпологать, что это странствующие музуканты, зарабатывающие на жизнь музыкой и пениемю Что художник эту картину писал с натуры, подтверждает и тот факт, что изображенный в третьем плане костел св. Анны стоит до сих пор в деревне Педе в Голландии.

П. Брейгель Старший. Притча о слепых, 1568

Типажи слепых. Ил. из кн. К. Бюрклена «Психология слепых», 1934

Таким образом, раскрывая смысл произведения, искусствоведы указали религиозные, общечеловеческие и даже политические версии [2]. Особую категорию нищих слепые составляли в России (калики перехожие). Они нищенствовали группами, исполняли духовные и народные песни. Картины такого характера, за неимением другой информации о слепых, может сформировать неправильный образ незрячего, как беспомощного человека.

Персоналии

Считается, что наиболее известным как среди незрячих, так и среди зрячих является греческий поэт Гомер. Однако существуют и другие мнения. Напр., в 1978 году в впервые изданной книге Майкла Гарта «100 наиболее влиятельных личностей в мировой истории» великий грек среди «сотни» только 98-ой после Гитлера, Сталина и других персоналий. Портреты известных незрячих популяризируют потенциальные возможности слепых и помогают формировать адекватное отношение общества к ним. С целью раскрыть перед обществом потенциальные возможности слепых мы подготовили и издали «Словарь тифлологических имен», в котором представили биографические данные 1146-ти наиболее известных в мире незрячих из разных стран и исторических периодов [6]. Надеемся, что это поможет формировать адекватное отношение общества к незрячим. Некоторые портреты упомянутых в нашем словаре известных незрячих писали художники.

Г.Ф. Фуегер. Гомер, рассказывающий оду, 1798

Незрячие в мифах и легендах

Исцеление незрячих в иллюстрациях Библии, в церковном искусстве оказало позитивное психотерапевтическое воздействие на устранение нарушений зрения [9]. Чаще всего изображаемые художниками персонажи Библии и других священных книг были Тобит, Павел, Самсон, Исаак. Среди мифологических персонажей наиболее популярными были Эдип, Полифем, Тейресий.

Незрячий как символ

 К этой группе относящиеся репродукции по их позитивным и негативным аспектам можно было бы разделить на 3 группы: положительные (милосердие, любовь, надежда), отрицательные (зло, гнев, неграматность, смерть), нейтральные (время, старость, ночь). Слепота как символ ночи также усиливает стереотип о темноте, которая постоянно мучают незрячих.

К. Рудаков. Неграмотный – это слепой, 1920


Незрячая женщина

Эту группу репродукций составляют как портреты конкретных персон, так и обобщенные, часто идеализированные, образы незрячих женщин и сюжетные композиции. Художники редко обращались к теме незрячей женщины. Из нами собранной коллекции 4517 репродукций по теме образ слепого в искусстве, образ незрячей женщины составляет лишь 5,6 процента. Чаще всего эти женщины были близкими родственниками художников.

Э. Дега. Портрет Эстелль Муссон, слепой кузины художника, 1872

 

Ремесла незрячих

Произведения, иллюстрирующие ремесла незрячих, предоставляют знания о возможностях профессиональной приспособленности незрячих в разные исторические периоды. В нами составленном Тифлологическом словаре имен (2001), представлены 1146 биографии знаменитых незрячих, среди которых 316 музыкантов и композиторов, 181 писатель и поэт, 100 тифлопедагогов, 48 изобретателей и представителей точных наук, 44 государственные деятели, 37 юристов, 35 журналистов, 33 математики, 30 филологов, 19 скульпторов и даже такие, казалось, молодоступны для незрячих профессии, как винодел, спелеолог, часовщик [6]. Работы художников, в которых изображены слепые разных професий, расширяют знания о потенциальных возможностях людей с ограниченными возможностями.

В. Максимов. Слепой мастер, 1884

 

Разная тематика

Это работы, которые не удалось сгруппировать. Среди них произведения искусства, иллюстрирующие неадекватное отношение общества к слепым. Такие работы можно было бы объединить в серию под названием «незрячий глазами зрячих». Характерным образцом этой серии могло бы быть полотно М. Берингова «Свадьба». Здесь прежде всего проявляется отношение художника к незрячим. На картине художника и молодые, и музыканты, и гости – слепые. Зрителям внушается мысль, что незрячие выбырают себе в жены и мужья только из среды незрячих и что слепые общаются только со слепыми. Такой сегрегационной установкой к людям с ограниченными возможностями обладает и часть людей современного общества. Эти люди, как показывают наши исследования, придерживаются мнения, что дети с ограниченными возможностями должны обучаться и воспитываться в специальных образовательных заведениях.

М. Берингов. Свадьба слепых. Нач. XX в.

  1. Распределение произведений искусства по манере исполнения

Незрячий, изображаемый идеализированно. Примером идеализированно изображенного незрячего может послужить картина литовского художника В. Смакаускаса «Нищий», где одетые в белую одежду слепой старик и его проводник – маленький мальчик – идут по дороге. Если бы не название картины, зритель даже не подозревал бы, что это нищие. Аналогичным примером может быть и картина немецкого художника Г. Шпраера «Нищий на улице», где незрячий преувеличенно беззаботно с палочкой в руке и трубкой во рту переходит улицу.

  1. Распределение произведений искусства по манере исполнения

Стилизированные работы. Образцом стилизированного изображения незрячего в искусстве может быть картина немецкого художника О. Дикса «Продавец спичек», где жалкого вида слепой сидит на тратуаре, а на его ампутированную ногу мочиться пес. Трудно судить, какую мысль хотел выразить художник в этой картине. Можно утверждать только одно, что эта картина не поможет формированию позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями.

Незрячий, адекватно изображаемый в реалистическом жанре. Художников реалистического жанра было достаточно много начиная со средних веков и кончая ХХ веком. Чаще всего они отражали свое отношение к человеку с ограниченными возможностями объективно.

Выводы

Литература

  1. Бюрклен К. Психология слепых. Москва. 1934.
  2. Гомбрих Е. История искусства. Вильнюс.1995.
  3. Гудонис В. П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. Монография. Москва: Академия педагогических и социальных наук. 1999.
  4. Gudonis V. Lietuvos tiflopedagogikos istorija. Vilnius. 1985.
  5. Gudonis V. Changing of the Attitude towards the Disabled in the Course of History. Ibternational Journal of Psychology. Vol. 35, issue ¾, June-August. 2000.
  6. Gudonis V., Plepys, S. Žilinskas J. Tiflologijos vardų žodynas. Šiauliai: Šiaulių universiteto l-kla. 2001.
  7. Jaeger W. Heilung des Blinden in der Kunst. München: Jan Thrbecke Verlag Sigmaringen. 1976.
  8. Plečkaitis A. Pratarmė D. Didro knygai “Laiškas apie akluosius regintiesiems pamokyti”. Vilnius. 1977.
  9. Statford B. M. Body criticizm: imaging the unseen in Englightenment art and medicine. Massachusett: Massachusets Institute of Technology. 1993.
  10. Сорокин В. М. Образ незрячего в живописи. Развитие науки и практики образования лиц с нарушением зрения: проблемы и перспективы. IV международная научно-практическая конференция ICEVI, посвященной 80-летию со дня рождения В.А.Феоктистовой. Санкт-Петербург, 2010.

Об авторе

404: Not Found404: Not Found