Мотив — это выбор направленности деятельности, определяемой актуальными потребностями, а также возможностями и ограничениями, заложенными в ситуации. Мотивы связаны с конкретной ситуацией и зависят от нее [4].
Мотивационная сфера несовершеннолетних с девиантным поведением исследовалась рядом психологов: Пилипейченко, Велицкас, Гиппенрейтер, Знаковым, Кудрявцевым И.А. Васильевой Ю.А., Ивановой, Леонтьевым Д.А. А также в работах Ю.Я. Клейберга, А.Е. Личко, А.И. Ложкина, В.С. Мухиной, А.В. Петровского, М.В. Розина, Д.И. Фельдштейна, Л.Б. Шнейдера и многих других проводится анализ психологических причин девиантного поведения.
Фактором риска возникновения поведенческих отклонений и одним из пусковых их механизмов является безнадзорность, попустительство со стороны родителей, неодобрение родителями друзей, которое выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении подростка от семьи, а также следующие особенности взаимоотношений: положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, ярлык девианта в школе. Возможно, что отчуждение подростков от школы происходит вследствие нетактичности, раздражительности со стороны педагогов по отношению к подростку, равнодушия учителей, у которых отсутствуют элементарные знания о причинах и формах проявления педагогической запущенности. Низкий статус школьника в классе, невозможность индивидуализироваться, а затем интегрироваться в классе, неудовлетворенная потребность самоутвердиться в рамках школы ведут к тому, что подросток начинает активный поиск других сообществ, где он мог бы компенсировать личностные неудачи [10].
На основании этого нами был выделен ряд факторов, которые в значительной мере способствуют формированию девиантного поведения подростка:
-Социально-экономический фактор: экономическая и политическая нестабильность общества, упадок нравственных и культурных традиций.
— Медико-биологический фактор: наследственная отягощенность психическими или наркологическими заболеваниями, осложнения течения беременности; неравномерность развития сердечнососудистой и костно-мышечной систем, отягощающая психическое и физическое состояние подростка, «гормональная буря», вызванная повышенной активностью эндокринной системы в период полового созревания и проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, непредсказуемости настроений подростка; нервно-психические заболевания и отклонения- олигофрения, психозы, неврозы, признаки органического поражения головного мозга, особенности психотипов, акцентуаций характера.
-Психолого-педагогический фактор: дефекты школьного и семейного воспитания, педагогическая запущенность, неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий жизненный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья).
-Социально-психологический фактор: неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетних со своим ближайшим окружением в семье, на улице, учебно-воспитательном коллективе.
-Социально-региональный фактор: широкое распространение злоупотребления психоактивными веществами в данной местности; активная пропаганда в СМИ направлений молодежной субкультуры, завуалированная пропаганда легализации наркотиков; неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних; проживание в районах с низким имущественным цензом.
-Индивидуально-психологический фактор: подражание более старшим или авторитетным сверстникам; попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания; аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная комфорность, неустойчивость характера); протестные реакции («назло»), самодеструктивное поведение; любопытство; подчинение давлению и угрозам.
Как же возникает мотив? Он порождается потребностью. Иными словами потребность превращается в мотив, и анализ такого превращения был дан А. Н. Леонтьевым: «Само собой разумеется, что субъект как индивид рождается наделенным потребностями. Но… потребность как внутренняя сила может реализоваться только в деятельности. Иначе говоря, потребность первоначально выступает лишь как условие, как предпосылка деятельности, но как только субъект начинает действовать, тотчас происходит ее трансформация… До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — свою побудительную и направляющую деятельность функции, т. е. становится мотивом» [6].
Теперь стоит выяснить, что же такое потребность. Потребность— это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, нужных для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности [12].
Итак, соотношения между потребностями и мотивами приводят к выводам, что между потребностью и мотивом возможны далекие и опосредствованные отношения, что потребность дает толчок к возникновению мотива, что потребность преобразуется в мотив после опредмечивания, т. е. после нахождения предмета, могущего ее удовлетворить и, наконец, что потребность и есть мотив [2].
Таким образом, мы можем говорить о мотивационно-потребностной сфере, которая является очень важным структурно-психологическим образованием личности. Наблюдения показывают, что в подростковом возрасте при определенных обстоятельствах именно эта сфера может существенно деформироваться, что не редко ведет к изменению поведения, в частности, к появлению девиаций.
Как же формируется девиационная потребность у подростка? Вообще девиационная потребность имеет принципиальное значение, поскольку с момента ее становления подросток становится девиантным, теперь все внутренние и внешние мотивы деятельности ориетнированы на нее, а в дальнейшем происходит их постепенное вытеснение. Таким образом, на основании исследований был выявлен путь формирования девиационной потребности подростка: личностные мотивы и асоциальное окружение вызывают у подростка мотивацию к отклонению в поведении, которая влечет за собой девиантные поступки, в свою очередь они дают подростку чувство уверенности, избавление от скуки и самоутверждение, все это фиксируется и наступает девиационная потребность.
Таким образом, к основным мотивообразующим факторам девиантного поведения относятся: образ жизни в широком значении этого понятия, непосредственное социальное окружение, ситуация, определенные требования к поведению субъекта в данной ситуации и личностные условия или сама личность [5].
Подросток, в силу своего возраста, активно интегрируется в группу сверстников [8].
В формировании мотивов девиантного поведения под влиянием асоциальной группы большое значение имеют такие способы групповой интеграции, как внушение, принуждение, убеждение, так как для подросткового возраста характерен феномен «заражения», в основе которого лежат обычное любопытство и конформность [3].
Так же для этого возраста характерна индивидуализация, которая может проявляться в форме самоутверждения, имеющего положительное влияние на процесс и результаты общественной и учебной деятельности. Определяется ведущий мотив подростка: «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться, запечатлеться в другом мире». Типичными чертами подростка является стремление к новизне, оригинальности поведения, лидерству и престижности, желание бороться, достигать и в то же время они являются главными мотивами девиантного поведения. С точки зрения подростка стремление к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного — это «нормальные ситуации», что рассматривается взрослыми как отклоняющееся поведение. Следовательно, нарушения поведения могут быть следствием выраженного протекания подросткового криза — кризиса идентичности [11].
Важно, что в мотивах подростков содержится аргументация и предвидение последствий принятого решения, что свидетельствует о значительно более полном осознании процесса мотивации и структуры мотива, а также о большом участии в формировании мотива блока «внутреннего фильтра». Это снижает импульсивность действий и поступков подростков.
Что касается самооценки, то у подростков она становится более многогранной и приобретает большее значение, чем оценка окружающих. Наличие идеалов, самооценок, усвоенных норм и правил общественного поведения свидетельствует о значительном развитии личности подростков, о формировании у них «внутреннего плана», являющегося существенным фактором мотивации и организации собственного поведения. Однако этот «внутренний план» еще не организован в целостную систему, недостаточно обобщен и устойчив. Так, имеющийся идеал неконкретен и часто меняется (сегодня подростку нравится один герой, которому хочется подражать, а завтра другой). Подросток нуждается в постоянной поддержке со стороны. Отсюда и неустойчивость ряда мотивов, изменчивость поведения. Кроме того, характерным для данного возраста является несоответствие целей возможностям, что свидетельствует о завышенном уровне притязаний и является причиной частых неудач в осуществлении задуманного. Стремление подростков утвердиться в собственном мнении в большей мере, нежели во мнении окружающих, приводит к тому, что мотивы у них формируются, прежде всего, и главным образом, с учетом собственного мнения, что в конечном итоге выражается в их упрямстве [7].
Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних в течение полугода или года изменяются ценностные ориентации. Отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной девиантного поведения. Морально-психологический «сдвиг» выражается у подростков в асоциальном поведении и может сопровождаться правонарушениями, побегами, заболеваниями по наркологическому признаку, серьезными нервно-психическими расстройствами [1].
Таким образом, к девиантному поведению прибегает отклоненная социумом личность; слабые связи «семья-ребенок», «школа-ребенок» способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм. Мотивационная сфера подростков-девиантов сдвинута от общественного к личностному, от социального к индивидуальному, от объективного к субъективному, от культурного к естественному, от духовного к материальному, от внешнего к внутреннему, от должного к желаемому, от устойчивого к ситуативному, от перспективного к сиюминутному, от рационального к эмоциональному [9].
Характеризуя мотивационно-потребностную сферу подростков с девиантным поведением, можно сделать вывод, что у девиантов слабо выражены высшие потребности, отсутствуют нравственные мотивы, что у большинства потребности ограничены стремлением удовлетворить свои примитивные нужды, следовательно, низкий уровень этического развития девиантных подростков связан с бедностью их духовных запросов.
Список литературы
1 Васильева, М.В., Горьковая, И.А. Судебная экспертиза Текст./ М.В. Васильева, И.А. Горьковская. СПб., 1997. — 170 с.
2 Ковалев, А.Г. Психологические основы исправления правонарушения / А.Г. Ковалев. – М.: Юрид. Литература, 1968. – 136 с.
3 Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социал.-псих. и психиатр. Аспекты. – Мн.: Беларусь, 1988. – 207 с.
4 Левин, К. Мотивация и восприятие в норме и патологии.- М.: Просвещение, 2001.- С. 20.
5 Леви, В.Л. Нестандартный ребенок / В.Л. Леви. — М.: Академия, 1983. -176 с.
6 Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М. , 1972 г.
7 Майсак, Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: дис. … канд. псих. наук / Н.В.Майсак ; Астрахан. гос. ун-т. – Астрахань: АГУ, 2001. – 214 с.
8 Петровская, Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М,: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 168с.
9 Стош, Н.Н. Организация работы социально-педагогической службы с учащимися «группы риска» // Сацыяльна-педагогагічная работа. — 2006. — № 7. — С. 16-22.
10 Фельдштейн, Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. — М.: Педагогика, 1982. — 222 с.
11 Филонов Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — М., 1979.
12 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:/https://www.psyconcyl.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=137:2011-02-24-02-38-02&catid=3:2010-07-15-07-15-20&Itemid=11[schema type=»book» name=»МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА ПОДРОСТКА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ» author=»Гущина Вероника Дмитриевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]