Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

К феномену агрессии человечество проявило интерес уже издревле, и в наше время она является предметом активнейших научно-практических изысканий.

В этой области все еще остается множество нерешенных проблем. Является ли агрессия исключительно поведенческой характеристикой, и, следовательно, в качестве агрессии можно и должно рассматриваться внешне выраженное действие, либо же агрессией могут быть мотивы, установки, эмоции. Следует ли говорить об агрессии только применительно к ситуациям взаимодействия живых существ? Всегда ли агрессия зло, или она может носить конструктивный характер? Ответы на данные вопросы противоречивы. На наш взгляд, всё зависит от того, как мы понимаем слово агрессия. Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же, что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем. Несмотря на столь большое количество вопросов, сегодня известно уже довольно много об истоках и природе человеческой агрессии.

Проблема агрессии является одной из самых острых в научном мире. Значительный рост численности агрессивных детей и подростков, склонных к проявлению актов жестокости и насилия, свидетельствует о том, что этот вопрос является актуальным не только для психологов и педагогов, но и для общества в целом.

Все мы привыкли, что слово «агрессия» в большинстве случаев носит заведомо отрицательный характер. Агрессия (и агрессоры) всегда оцениваются негативно. Но если углубиться в изучение происхождения (природы) этого понятия, его характеристики, то можно увидеть и понять, что  «агрессия» не всегда является деструктивной. Имеются случаи, когда об агрессивных действиях говорят как об энергично наступательных, и дают им положительную оценку.

Эрих Фромм, рассматривая агрессию, выделяет два основных её вида – доброкачественную и злокачественную. Доброкачественная агрессия в равной мере присуща как человеку, так и животным. Это реакция на угрозы витальным интересам индивида. Она заложена в филогенез. Можно сказать, что она выполняет положительную функцию. Нередко агрессия  является инструментом внутривидового отбора. К. Лоренц, анализируя агрессию среди животных, приводит множество примеров, иллюстрирующую её необходимость в живом мире. Причем конкуренция идет не между видами, а внутри их. Основная функция агрессивного поведения – это распределение животных по жизненному пространству, отбор в поединках и защита потомства. Нередко случаи проявления агрессии кажутся довольно жестокими, но нельзя при этом забывать, что она выполняет своего рода «санитарную» функцию. Человеку так же свойственна так называемая псевдоагрессия – непреднамеренная, игровая и как самоутверждение. Иллюстрируя первый вид агрессии, Фромм приводит пример, когда не осторожное обращение с оружием может привести к травме человека, находящегося вблизи. Игровая агрессия не имеет разрушительных последствий и необходима в учебном тренинге на мастерство и ловкость.

Если рассмотреть все основные теоретические концепции агрессии, то можно сказать, что агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. А «агрессивность» можно понимать как относительно устойчивую черту личности, которая проявляется в готовности к агрессивному нападению.

Причинами возникновения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста могут быть особенности семейного воспитания, стрессы в социальном окружении, индивидуальные особенности ребенка, фрустрация базовых потребностей ребенка, а также различные заболевания. Также к причинами агрессии могут быть и характерологические особенности младшего школьника, например гипервозбудимость, склонность к аффективным вспышкам, возникающим по ничтожному поводу, раздражение, эгоцентризм, упрямство. Основными причинами проявлений детской агрессии так же является, стремление привлечь к себе внимание сверстников или месть.

Хочется отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.

Целью нашей работы было изучение агрессивного поведения у младших школьников.

Задача — рассмотреть агрессию, как вид сплочения, и проследить сплочение через событие.

На практике я попробовала проследить цепочку, выстроенную В.И. Слободчиковым, Агрессия – Сплоченность – Событийность, где должна была рассмотреть агрессию, как вид сплочения, и проследить сплочение через событие.

 Проводя занятия с детьми, очень важно сделать их агрессию положительной, чтоб она побуждала их совершать хорошие поступки, достигать поставленной цели, а не делать во вред и на зло другому. Такая агрессия поможет сплотить детей, сделать их единым коллективом, где их взаимоотношения будут строиться на доверии и взаимопонимании. Сплоченность коллектива — важнейшая характеристика, мера его единения, вызванного осознанием обязанности цели, задач и идеалов, а также межличностными отношениями, имеющими характер товарищества, взаимопомощи. Сплоченность коллектива определяется А.А.Гусалиновой, как идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его членов, развивающееся на основе такой объективной характеристики, как организационное единство. В.А.Богданов и В.Е.Семенов рассматривают сплоченность, как существенный и характерологический признак первичного коллектива, при этом экспериментальные способы обнаружения феномена сплоченности связывают с анализом системы коммуникаций и взаимодействий в коллективе.

Но сплотить детей и «вызвать» положительные эмоции и агрессию в повседневной жизни невозможно, а если и возможно, то не эффективно, так как дети со временем забудут полученный опыт. Но если постараться сделать это на фоне какого-то события, то пользы будет больше.

Жизнь человека представляет собой последовательность различных событий, которые имеют различную валентность и характер воздействия на человека в процессе жизни. Все многообразие событий, происходящих в жизни человека, можно классифицировать по различным основаниям.

Событие по В.И. Слободчикову и есть та подлинная ситуация развития, где впервые зарождаются специфически человеческие способности, «функциональные органы» субъективности, позволяющие ребенку впоследствии действительно «встать в отношение» к своей жизнедеятельности. Событие, есть то, что развивается, результатом развития чего оказывается та или иная форма субъективности. Соответственно сам ход развития состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности, единства, события другими формами – более сложными и более высокого уровня развития [3, с. 119].

Событийный подход по Григорьеву – взгляд на воспитательный процесс как на диалектическое единство ярких, запоминающихся событий в жизни ребенка и повседневности с ее будничными, но не менее важными делами.

Событийный подход нашел отражение в педагогической деятельности А.С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события. Поэтому жизнь коллектива должна быть наполнена работой, трудовым напряжением и успехом завтрашнего дня.

Наблюдая за работой класса, я не увидела открытой, деструктивной агрессии. Агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей. Агрессию можно назвать деструктивной при наличии обязательных условий:

  1. Когда имеют место губительные для жертвы последствия;
  2. Когда жертва не желает таково отношения.
  3. Когда нарушены нормы поведения.

Такой агрессии в данном классе не наблюдалось. Безусловно, нормы поведения нарушались (дети шумели и кричали), но это было минимально и прекращалось, как только звучала просьба вести себя тише.

Наблюдая за детьми в младшем школьном возрасте во время события, когда дети для преодоления трудностей сплотились, можно сделать вывод, что «событийный подход», в определённой степени, тоже может помочь в преодолении агрессии.

На сегодняшний день не отработаны многие вопросы, касающиеся агрессивного поведения. Знание механизмов возникновения агрессивных действий во многом смогут им грамотно противостоять, а в ряде случаев и предупредить её.

На основании изученной литературы, можно прийти к выводу, что хотя мнение современных представителей различны во взглядах, но общим для них является признание влияния социальных факторов на становление агрессивного поведения, а также то, что агрессивное поведение не является неизбежным, его можно избежать или уменьшить частоту его проявления. Надеемся, что человечество сможет для себя сделать определенные выводы и обратить агрессию в конструктивное русло.

Список литературы:

  1. Григорьев Д.В. Событие воспитания и воспитание как со-бытие // Право и образование, 2007, №1. – С.90-99.
  2. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло)/ К Лоранц – Наука, 2012 – 254
  3. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 119.[schema type=»book» name=»ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» author=»Тхай Анастасия Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found