Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ДУХОВНОСТЬ САМОСОЗНАНИЯ САМООЦЕНКОЙ ЛИЧНОСТИ

Самооценка — стержень процесса самопознания,  уровня  развития индивидуальности. В дошкольном возрасте она  — ведущий мотив, побудитель активности детей, но в их самосознании недостаточно четко дифференцированы реальный и идеальный образы «Я». Это следствие противоречий между идеализацией самого себя и переживаниями, связанными с тем, как его оценивают другие — источник развития рефлексии.

В проблеме выделяются два аспекта: один в рассмотрении самосознания, другой —  с выделением отношения личности к себе.  Первый и второй аспекты — самооценка. Она всегда осознанна и конкретна, производится по факту и сравнительно легко может быть изменена и проверена. Оценить себя непросто. Для этого нужно определенное волевое усилие, чтобы проанализировать свои поступки во времени. Самооценка важное личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции ребенком своего поведения и деятельности.  Форма индивидуальной самооценки, самосознания, собственной ценности характеризует чувство собственной достоинства.  Индивид одновременно выступает как субъект, познающий и оценивающий себя и как объект познания и оценки   [4].

Она — элемент самосознания, как ценность, которая приписывается себе или отдельным своим качествам.  Основные функции самооценки: регуляторная (решение задач личностного выбора), и защитная (относительная стабильность и независимость личности).  Функционирование механизма нравственной регуляции сходно с механизмом волевой регуляции. Это процесс переживания недовольства собой, неудовлетворенности своим поведением (досада, стыд, гнев); интенсивное формирование новой модели поведения в подобной ситуации путем проигрывания в уме разных вариантов с оценкой возможной реакции окружающих.

В основе самооценки лежит самосознание, так как на определенной ступени развития оно становится самооценкой, которая может быть:

— адекватной: реальное восприятие своих способностей и возможностей. При такой самооценке человек достаточно критично относиться к  себе, стараться объективно посмотреть на свои успехи и неудачи, ставить перед собой достижимые цели и стремиться их осуществить на деле;

-неадекватно — завышенной – склонность к переоценке. Она  может давать и положительные результаты, если строго к себе относиться,  добиваться  успехов, искать свое место в жизни;

-заниженной (опасность формирования и сохранения отрицательных качеств: нетерпимость к мнению окружающих и высокомерие, безынициативность, трудность общения с другими). Это недооценка самого себя, что мешает формированию  эмоционально-ценностного отношения к себе. Тогда она тормозит эффективность деятельности, развитие чувства собственного достоинства и других личностных качеств.

Существуют два механизмы формирования самооценки:    Первый механизм — это усвоение оценок окружающих. Чтобы получить знание о себе, недостаточно погрузиться в размышления о себе.  Самосознание —  это форма психического отражения, осознание человеком общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Стержень самосознания – самоуважение, как обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности.

Самооценка — это центральное личностное образование, важнейший регулятор общения и деятельности, поведения человека. От нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека: с трудностью целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать и тогда его поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность.

Овладение  внутренним миром сводится к функции открытия, познания мира. Изменяется внутренняя позиция по отношению к разным сферам социума: личностная и социальная  готовность отражает -ценностно-нравственную готовность к позитивному вхождению в социум. Развивается:

— умение самостоятельно принимать ответственные решения, что свидетельствует о социально зрелой личности (личная ответственность за свои поступки и дела);

-умение  самостоятельно планировать и контролировать свою деятельность; умение целенаправленно и продуктивно использовать  личное время.

Изучая социальное окружение, узнаем новое о себе, когда наблюдаем за тем, как окружающие люди относятся к нам, а как мы  относимся к ним. Основным критерием оценивания является оценка окружающими достижений, система личностных смыслов индивида.

Второй механизм — это социальное сравнение своих качеств с характеристиками  у других людей. В формировании самооценки каждый человек принимает внутренние переживания, которые недоступны другим. У детей порой складывается низкая самооценка в нерешительности, неуверенности сложной жизненной ситуации,  инициативности. Это формирует у них пассивность, лень, стремление избегать любую активную самостоятельную деятельности.

В детстве самооценка усваивается в готовом виде из социальной среды. По мере развития, в результате приобретения жизненного опыта появляется оценка результатов собственной деятельности. Источником формирования собственного отношения к себе являются оценки взрослых. Л.И. Божович утверждает [1], что общественная оценка выполняет двоякую роль в формировании самооценивания: определяет эмоциональное благополучие, поведение и отношение к самому себе как субъекту поведения. Она помогает выделить определенное качество из конкретных видов поведения и сделать его предметом самооценки.

Так, самооценка каждого учени­ка зависит  от общей ситуации, от индивиду­альных ценностных ориентации, определяющих оценочный компонент «Я-концепции».  Проявляется общая стабилизация личности, начавшейся с формирования «Я-концепции», которая проявляется в колебании  уровня самооцен­ки и тревожности. Самоуважение  старшеклассников в целом выше. У них интенсивно раз­вивается саморегуляция, повышается контроль поведения  проявлением эмоций. Молодые люди  стремятся глубже разобраться в характере своих чувств, в действиях и поступках, правильно оценивать свои возможности. Этому помогает  адекватность  самооценки  правильного  выбора:  те личные качества, которые следует развивать и совершенствовать в себе. Они учаьтся оценивать свои умственные и физические способности, не занижая  и  не завышая их.

В сфере самооценки  существует: «самооценка» как процесс (самооценивание) и «самооценка» как результат (собственно оценка). О.И. Мантонина отмечает, что «самооценка связана с одной из центральных потребностей человека – потребностью в самоутверждении,  стремлении человека найти свое место в жизни. Это стремление заслужить положительное отношение окружающих, положительную оценку поступков и деятельности, стремление к одобрению, уважению, признанию со стороны окружающих.  Она отмечает, что качество регуляции заключается в соотнесении субъективной изменяемости действительности с возможностями и субъективными способами изменения ее субъектом.

К данным явлениям относятся понимание смысла действий других людей, соотнесение действий других со своими действиями, способность оценить последствия для себя и для других. Старших детей характеризует внутренняя позиция: слабая ориентированность на будущее, связанность с конкретной жизнедеятельностью; конфликтностью в требованиях  к образцам мужественности и женственности; ориентированность в отношении к себе на оценку окружающих, а не на свою самооценку. Это проявляется из-за «недостатка родительской любви» к детям, когда у них отсутствует чувство уверенности в себе.  Способом компенсации такой низкой самооценки становится внешняя агрессия. Неуверенность в своих возможностях формирует пассивность деятельности. Основа для этого — отрицательные нравственные качества и не сформированность ценностных ориентаций [5].

Отечественный психолог  И.С. Кон считает [3], что развитие самосознания побуждает личность соизмерять свои стремления и поступки с определенными принципами и образом собственного «Я».  «Я»-концепция (лат. conceptus — понятие) — система представлений человека о самом себе. Основными источниками «Я»-концепции выступают: восприятие своего внешнего облика и сравнение себя с другими; свидетельства восприятия другими и переживание внутренних состояний; оценка результатов деятельности.

Процесс становления образа «Я» проходит ряд этапов. Первый — период  расплывчатого «Я». Второй – стадия «ролевого моратория», деятельность которой бывает разной у людей. Завершается этот процесс в 18-20 лет. В соответствии с конкретными представлениями человек строит свои действия, что определяет его как личность. Он выполняет функции: структурирования и обработки поступающей информации, отражающей личностные качества, мотивацию повышения собственной значимости.

Р. Берне предложил дифференцированную структуру «Я – концепции», где попытался впервые использовать идеи теории и практики гуманистической психологии процессом обучения и воспитания.  Формирование «Я» — концепции человека идет за счет накопления опыта в разрешении жизненных задач и  оценивания их со стороны других людей. Поведение личности зависит от степени адекватности восприятия себя.

К.Р. Роджерс —  один из основателей гуманистической психологии ввел понятие  «Я»-идеальное, которое образовано представлениями индивида о том, каким он должен или может стать в лучшем случае. В его теории личности выделяется две системы регуляции: на уровне «Я» и на уровне организма. «Я»-концепция представлена динамикой соотношения  «Я»-реального, представляющего собой систему представлений и оценок самого себя, зависящую от индивидуального опыта и актуальных оценок окружающих, и «Я»-идеального, представляющего собой то, каким человек хочет быть [2]).

Четкая дифференцированная самооценка предполагает сравнительно четкое осознание и выделение тех областей, в которых могут быть достигнуты высокие результаты, и тех, в которых человек не может претендовать на высокие результаты, четкое выделение своих сильных и слабых сторон.   Элементом самосознания является формирование идентичности. По Э. Эриксону [6], она понимается как тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве и в пространстве социальных ролей) и целостность (преемственность личности во времени). 

Идентичность это система представлений о себе, о мире , и о себе в этом мире. Из нее образуется система ценностей —  жизненных ориентиров, которые благодаря своей значимости и эмоциональной насыщенности создают основу для морально-нравственных качеств и ограничений, задают жизненные смыслы и цели.   От высоты самооценки зависит отношение ребенка к самовоспитанию. Если он себя переоценивает, то, как правило, считает, что ему нечего работать над собой. Если он себя считает плохим, то  тоже может не работать над собой, считая успех невозможным. Нравственная самооценка детерминируется не индивидуальным сознанием, а общественным бытием. Она является продуктом отражения в сознании норм общественной морали, оценочных суждений, существующих в социальном окружении объективно независимо от индивида. Это состояние, характеризуется как достигнутый уровень нравственной воспитанности на каждом возрастном этапе.

В общей самооценке ведущая роль отводится когнитивному компоненту, его функцией является обобщение наиболее значимых для личности самооценок, их синтез и выработка ценностной самооценки, в которой отражается понимаемая личностью ее собственная сущность. Серьезным препятствием для «переноса» является постоянное расхождение формальных знаний, которые получают дети от взрослых, и наблюдения за фактами повседневной жизни этих взрослых.

Нормы морали используются для регуляции отношений между людьми. Специфика нравственной регуляции заключается в том, что мораль регулирует практически все сферы человеческой деятельности; предъявляет максимальные требования, требует достижения нравственных идеалов, что фактически сделать невозможно; осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и на моральные убеждения самого человека. Нравственная регуляция опирается на нравственную потребность, выраженную в стремлении соответствия намерений и поведения нравственным принципам. Только взрослый может помочь ребенку самому увидеть свои отрицательные качества, преодолеть их, а также открыть ему новые перспективы развития его личности.

Появление раннего самопознания можно усмотреть в стремлении ребенка узнать, «что я могу».  По мнению С. JI. Рубинштейна: ребёнок не сразу осознает себя как «Я»; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Отношение к себе и отражающая его самооценка являются существенным аспектом сознания. На первый план выступают знание и отношение к себе как к личности познающей, переживающей и действующей. Огромную роль в развитии самопознания ребенка играет стремление сравнивать себя с другими детьми и с возрастом. Самопознание имеет два уровня развития. На первом уровне оно складывается соотнесением самого себя с другими людьми.

Основные приемы — самовоспитание и самонаблюдение с последующим самоанализом. В результате этих процессов образуется представление, а в последующем и понятие о некотором психологическом качестве человека. На втором уровне самопознания происходит внутренне обсуждение с самим собой личности, ее ценностей. Основные приемы – самоанализ и самоосмысление. В итоге складывается обобщенный образ самого «Я» в виде понятия о себе самом. Образ «Я» постоянно динаминирует, взаимодействие здесь осуществляется в режиме «Я и Я».

Способность ребенка к самопознанию развивается посредством взаимодействия с образами других людей (графическими и реальными), идентификации и самооценки себя в собственной жизнедеятельности. При создании определенных педагогических условий возможно развить у ребенка представления о своем образе. Большую роль в развитии самопознания себя и других людей имеет критика и самокритика. У дошкольника отчетливо наблюдается их наличие. Ребенок замечает у других детей и у себя разные ошибки и сообщает о них.

Список литературы:

  1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования). – М.: Просвещение, 1996. — 437 с.
  2. Ждан А. Н История психологии. От Античности до наших дней.– М. : Академический Проект, 2004. – 576 с.
  3. Кон, И.С. Этнография родительства. — М, 2000.
  1. Мельникова, Н.В. Духовно-нравственное самосознание  личности : монография; Шадр. гос. пед. ин-т. –Шадринск : Шадринский Дом Печати (Каргапольский фил.), 2014. – 234 с.
  1. Мельникова, Н.В. Нравственная сфера развития личности дошкольника: учебное пособие.- Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати –2010, 191 с.
  2. Эриксон, Э.Г Идентичность // Психология самосознания: хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003. С. 513– 533.[schema type=»book» name=»ДУХОВНОСТЬ САМОСОЗНАНИЯ САМООЦЕНКОЙ ЛИЧНОСТИ» author=»Мельникова Нина Васильевна» publisher=»басаранович екатерина» pubdate=»2017-06-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found