Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИЗОНТОГЕНЕЗА

Изменения, происходящие на современном этапе, расширение сфер социального взаимодействия, модернизация, охватывающая все области жизнедеятельности общества, а в частности, реализующаяся в системе образования,  детерминируют повышенное внимание к качеству взаимодействия личности с социумом.

Личностным образованием, обеспечивающим эффективность этих процессов, является социально-психологическая компетентность (далее СПК), под которой мы понимаем систему мотивационных, когнитивно-перцептивных, эмоционально-регулятивных и инструментально-операциональных компонентов развивающейся личности, обеспечивающих успешность взаимодействия с окружающими людьми в межличностной сфере [5].

Трансформации современного этапа не могут не затронуть проблемы способности взаимодействовать в нестабильных изменяющихся условиях представителей социально незащищенных слоев населе­ния, среди которых достаточно многочисленной группой являются лица с отклонениями в развитии. Возросшие требования общества к характеристикам взаимодействия и усиление роли компетентности во взаимодействии при увеличенных требованиях к социальной адаптации и интеграции лиц с отклонениями в развитии, актуализировали интерес к данной проблематике в специальной психологии (Д.Н. Исаев, Л.М. Зальцман, И.Г. Корнилова, И.А. Коробей­ников, Д.М. Маллаев, Н.В.  Москоленко,  А.М. Щербакова и др.). Однако наличие определенных исследований как самой компетентности, так и ее детерминант, изучение данного феномена в условиях дизонтогенеза не имеет целостного и системного характера.

Опираясь на постулаты П.Я. Трошина и Л.С. Выготского, отклоняющееся развитие необходимо считать обычным, но протекающим в необычных, неблагоприятных условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида. При различных отклонениях в развитии можно обнаружить значительное число предпосылок к недоразвитию или искажению СПК, что сопряжено как с внутренними (биологическими, психологическими), так и с внешними детерминантами.

Детерминанты социально-психологической компетентности, краткому обзору которых посвящена данная работа, охватывают всю совокупность этих внутренних и внешних категорий в их диалектической взаимообусловленности, которая выражается в следующем виде: внешние причины действуют через посредство внутренних условий (С.Л. Рубинштейн), внутреннее действует через внешнее и этим само себя изменяет (А.Н. Леонтьев).

Для рассмотрения детерминант СПК воспользуемся их разграничением на основе ведущих факторов существующих теорий  психического развития личности о биологическом и социальном, наследственном или средовом.

Первая группа детерминант основана на биологических предпосылках. Биологическая ориентация в объяснении последовательности развития и особенностей психики обусловлена созреванием мозга. Еще А. Гезелл —  представитель биологизаторского направления,  подчеркивал, что потенциал развития зависит в основном от врожденных аспектов [1]. В условиях дизонтогенеза биологическая основа зачастую оказывается деформированной или искаженной в силу поражений ЦНС (при олигофрении, ДЦП, ЗПР) или же в виду сенсорного нарушения (нарушения слуха, зрения, речи), накладывающего свой отпечаток на качество усвоения социального опыта. Поклонники данного направления отдают приоритет таланту или врожденным способностям, считая, что социальный опыт является необходи­мым, но недостаточным условием для развития социально-психологической компетентности.

Вторая группа детерминант основана на внутреннем потенциале, психологических  (личностных) предпосылках. В отечественной психологии психика рассматривается как система, как нечто общее, что объединяет все психические функции. Развитие в условиях дизонтогенеза предполагает усложнение темпа развития всей системы и увеличения разнородности в темпах прохождения различных фаз разными системами [3]. Системный характер строения человеческого сознания предполагает, что нарушение одного его компонента на определенном этапе с неизбежностью должно сказаться на остальных, что приводит к подтверждению  идеи о негативном влиянии исходного нарушения на процесс формирования личности ребенка с отклонениями в развитии. Наиболее типичными чертами личностного развития детей и подростков с отклонениями являются следующие: сужение сферы интересов и потребностей, снижение психологической устойчивости, снижение уровня общей активности, ослабление мотивационной сферы, инфантилизм, фиксированные негативные установки, аутичность, тревожность и недоверчивость, внушаемость, деформации внутренней позиции личности и т.д.

Сложное строение социально-психологической компетентности выражается в ее обусловливании внутриличностной системой детерминант, которая является стержнем самой компетентности, необходимой вертикалью ее рассмотрения.

 К внутриличностным детерминантам мы относим рефлексивно-оценочную, ценностно-смысловую составляющие и личностный адаптационный потенциал.

Основу изучения личностного адаптационного потенциала  составляют исследования Г. Селье, В.И. Медведева, Е.К. Завьяловой, Г.М. Зараковского, А.Г. Маклакова, С.Т. Посоховой. Понятие о личностном адаптационном потенциале идет от концепции адаптации и оперирует традиционными для этой научной парадигмы терминами.

Личностный адаптационный потенциал может рассматриваться через биопластический, биографический, психический и личностно-регуляторные компоненты. Психический компонент представлен интегральными психическими образованиями, позволяющими отражать объективную реальность во всем ее многообразии.

 А. Г. Маклаков считает способность к адаптации не только индивидным, но и личностным свойством человека [4]. Адаптационные способности человека, по мнению автора, зависят от психологических особенностей личности, зачастую определяющих  способность адекватного регулирования физиологических состояний. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность того, что организм человека сохранит нормальную работоспособность и высокую эффективность деятельности при воздействии психогенных факторов внешней среды [4]. Данные психологические особенности человека составляют его личностный адаптационный потенциал, который, согласно А. Г. Маклакову, включает следующие характеристики: нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу; самооценку личности, являющуюся ядром саморегуляции и определяющую степень адекватности восприятия условий взаимодействия и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих; уровень конфликтности личности; опыт социального общения. Все перечисленные характеристики он считает значимыми при оценке и прогнозе успешности адаптации к трудным и экстремальным ситуациям, а также при оценке скорости восстановления психического равновесия [там же]. Адаптационный потенциал, в отличие от рефлексивно-оценочного и ценностно-смыслового компонентов основывается как на индивидных, так и на личностных свойствах. Последние же – прерогатива именно личностного уровня.

Рефлексивно-оценочный компонент психологического ресурса СПК предполагает рефлексию собственной деятельности, самооценку, самоанализ, самосознание. Оценка личности себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей является важнейшим регулятором её поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Благодаря развитию рефлексивно-оценочного компонента социально-психологическая компетентность поднимается до зрелого устойчивого уровня.

В социальной психологии рефлексия рассматривается как важнейшая составляющая межличностного восприятия, т.е. рефлексия как один из механизмов человеческого взаимопонимания, как способность
представлять себя на месте другого человека, мысленно видеть, ту или иную ситуацию.

Ценностно-смысловой компонент включает ценности личности, стремления и представления о себе в структуре общественных отношений (Д.А. Леонтьев, В.Э. Чудновский, М. Геттингер, Б.А. Жиганов, Н. В. Калинина, H.A. Рототаева и др.). Его изучение осуществимо с помощью выявления установок, убеждений и личностных качеств индивида.

Известно, что психологическая база для становления социально-психологической компетентности у лиц с отклонениями в развитии дефицитно ослаблена. Психическое развитие этого контингента происходит в нестандартных и нестабильных условиях. Неготовность лиц с отклонениями в развитии к осуществлению социального и межличностного взаимодействия с социумом снижает внутренний потенциал личности, становится ведущей детерминантой трудностей социально-психологической адаптации и интеграции в обществе. Снижение адаптационных способностей обусловлено нервно-психической неустойчивостью некоторых групп детей с отклонениями в развитии, нарушенной резистентностью по отношению к стрессу,  задержкой в становлении самосознания, неадекватностью восприятия реальности, недостаточностью опыта социального взаимодействия.

Рефлексивно-оценочный компонент психологического ресурса СПК в условиях дизонтогенеза характеризуется трудностями рефлексии собственной деятельности, неадекватностью самооценки у многих групп детей с отклонениями, трудностями самоанализа, характерной инфантильностью.

Ценностно-смысловой компонент при отклонениях в развитии отличается трудностями дифференциации ценностей и представлений о себе в структуре общественных отношений, нарушением мотивов и механизмов установления социальных связей со средой, наличием фиксированных негативных установок. Деформации внутренней позиции личности оказывают значительное влияние на развитие так называемого чувства личности,  способно искажать ценностные ориентации и приводить к асоциальным позициям и поведению.

  1. Третья группа детерминант – социальная. К социальным условиям можно отнести прежде всего социально-институциональные условия, которые могут либо содействовать психическому и личностному развитию ребенка, либо депривировать возможности его полноценного психического развития и личностного роста.

Социальный генезис разных свойств и конструктов личности, в том числе социально-психологической компетентности прослеживается благодаря анализу складывающихся на разных этапах онтогенеза межличностных отношений в той или иной социальной группе. По мнению А.Г. Асмолова, «под влиянием  других людей ребенок начинает копировать их манеры, усваивает в обществе разные социальные роли…У людей разных культур — разные обычаи, традиции и стереотипы поведения» [7, с. 344].

Представители социогенетического направления считают, что социально-психологическая компетентность формируется именно в системе его взаимодействий с окружающими людьми. Так, например по Э. Эриксону, необхо­димым условием формирования компетентности человека  является осознанная практика.

Наиболее значимым институтом в развитии ребенка, как по длительности, так  и по силе воздействия является семья.

Роль социально-институциональных условий для формирования  и развития  необходимых детям и подросткам с отклонениями в развитии навыков общения и социального взаимодействия возрастает. Усвоение социальных норм у детей данных категорий зачастую осложнено. Имеющееся отклонение в развитии обуславливает нарушение связей с социумом и культурой как источником развития. В связи с этим требуется большее участие родителей в воспитании, в создании особых условий для развития и обучения ребенка. Спектр воспитательных функций в семьях с детьми с отклонениями в развитии, помимо традиционных (мировоззренческой, образовательной и др.), включает в себя коррекционно-развивающую, ком­пенсирующую и реабилитационную, что требует от родителей субъектной позиции, эмоционального включения, психологической готовности и воспитательной состоятельности [6].

Кроме этого семья может являться носителем патогенных факторов: депривации, реактивных расстройств привязанности и сепарационных симптомокомплексов, которые могут выступать как причиной, так и следствием самого дизонтогенеза. Одним из наиболее распространенных синдромов является депривационный синдром. Й. Лангмейер и З. Матейчик выделяют внутренние условия депривации: пол, возраст, конституциональные особенности психики и т.д. [2]. Например, установлено, что первые годы жизни наиболее сензитивны  к депривационному воздействию, а по ряду данных, мальчики более реактивны. Особое значение имеет и генетическая предрасположенность к каким-либо психическим или соматическим заболеваниям, которые могут провоцироваться условиями депривации.

Е.В. Руденский предложил социогенетическую концепцию дефицитарной патологии личности, раскрывающей психологические механизмы формирования дефицитов развития личности и их последствия для онтогенеза личности в целом, в основании которой заложены «социогенные потребности: потребность в признании, в контроле и в принятии» [8, с. 50].

Неудовлетворение данных потребностей происходит при неблагоприятных условиях семейного воспитания. Речь может идти как об эмоциональном отвержении ребенка, о грубо асоциальных семьях, о гипопротекции, так и о семьях, которые при общем благополучии и желании помочь своему ребенку воспитывают его в неадекватном его состоянию и возможностям стиле. Условия воспитания ребенка по типу гиперопеки, характерные для многих семей, воспитывающих детей особенно с сенсорными нарушениями, снижают возможности социально-психологической адаптации, препятствуя формированию самостоятельности, ответственности, социально-психологической компетентности. При всех этих стилях воспитания не происходит удовлетворения потребностей личности. Последствиями такого воспитания становятся искажения в личностном развитии, инфантилизм, социальная неприспособленность, недоразвитие механизмов взаимодействия, формирование деструктивных форм поведения.

Таким образом, достижение социально-психологической компетентности происходит не только за счет врожденных характеристик, но и за счет процесса и опыта социального взаимодействия, однако именно характер интерактивной системы, благополучие или дефицитарность социальной ситуации развития  предопределяют качество сформированной компетентности во взаимодействии, наслаиваясь на биологическую данность. Д.И. Фельдштейн по этому поводу отмечает, что в настоящее время проблема соотношения биологического и социального приобретает совершенно иной смысл, чем 20 и даже 10 лет назад.  Сегодня психологи и возрастные физиологи стремятся и определяют не приоритеты социального и биологического, а реальное действие социального на биологическое [9].

На разных этапах развития роль тех или иных детерминант неоднородна. Внутренние детерминанты, как правило, играют особое значение в формировании социально-психологической компетентности, являясь фактором перехода на новый этап развития. К этой же группе детерминант можно отнести специфику развития когнитивной, эмоциональной, поведенческой сфер личности, а также личностный потенциал, от которого зависит адаптация и возможность достижения адаптированности.

Вариативность, сочетание и степень устойчивости биологических, психологических и социальных детерминант, объясняющих развитие любого компонента психики человека, создают уникальные в каждом отдельном случае условия для развития социально-психологической компетентности. Влияние различных детерминант в условиях дизонтогенеза деформирует необходимую основу для своевременного развития социально-психологической компетентности, поэтому ребенок с отклонениями в развитии не в состоянии самостоятельно без специальной помощи усвоить социальные нормы и требования и нуждается в психологическом сопровождении.

Список литературы:

  1. Гезелл А. Педология раннего детства. Госучпедиздат, 1932. – 252 с.
  2. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, Авиценум, 1984. – 334 с.
  3. Мамайчук И.И. Изучение особенностей развития детей в условиях дизонтогенеза // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. № 4, том 3, 2011. – С.50-60.
  4. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал.   Т. 22.  № 1. – С. 16-24.
  5. Королева Ю.А. Особенности социально-психологической компетентности младших школьников с задержкой психического развития (в условиях школы-интерната): автореф. дис. канд. психол. наук. СПб, 2008. – 22 с.
  6. Королева Ю.А. Факторы семейного воспитания в детерминации общения детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии // Концепт. – 2014. – № 06 (июнь). – ART 14144. – URL: https://e-koncept.ru/2014/14144.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
  7. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.2. Хрестоматия.  Самара. 2006. – 544 с.
  8. Руденский Е.В. Психология ненормативного развития личности: Виктимологические основания психологической теории дефицитарной патологии развития личности. Новосибирск: ГЦРО, 2000. – 180 с.
  9. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека // Вопросы психологии. № 6. С. 7-17.[schema type=»book» name=»ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИЗОНТОГЕНЕЗА» description=»В статье приводятся результаты теоретического исследования, реализующего задачу выявления детерминант социально-психологической компетентности личности в условиях дизонтогенеза. Рассматривается структура социально-психологической компетентности, представленная системой четырех интегративных компонентов, а также роль биологических, психологических и социальных детерминант, объясняющих развитие социально-психологической компетентности.» author=»Королева Юлия Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found