Введение
Современный философский и психологический дискурс всё чаще обращается к вопросе о норме и патологии [1, 13]. То, что раньше классифицировалось как болезнь, теперь относят к невротическому регистру. Этот процесс вступил в активную фазу во второй половине прошлого века: в 1968 Карл Леонгард ввел понятие акцентуации — крайней степени нормы.
В работе [6] «Акцентуации и психопатии у подростков» А.Е. Личко приводит свою классификацию и описание особенностей характера личности. Автор не ограничивает область своих теоретических построений только подростковой возрастной группой. Случаи из клинической и педагогической практики являются для Личко в первую очередь источником обширного экспериментального материала, заведомо выровненного по возрастному срезу. В свете психоаналитических представлений о регрессии и фиксации [9, 11], можно вообще не делать различий между акцентуациями подростков и психопатических характерах взрослых.
В данной работе предметом исследования является не классификация сама по себе, а её формальное представление. Мы предлагаем с помощью несложных операций с математическими означающими расположить акцентуации характера не комплексной плоскости. Кроме того, мы будем активно пользоваться психоаналитическим понятийным аппаратом. В перспективе, полученный результат будет использован в сугубо психоаналитических исследованиях как инструмент моделирования коммуникации, контроля и динамики управляющих интроектов [7].
Постановка задачи. Спектр коммуникативного оператора
В [6] Личко использует перечисление как форму представления классификации. Номинации следуют ненумерованным списком. Это удобно, если число типов не превышает пяти. В случае одиннадцати наименований возникает естественная потребность в более наглядном представлении. Мы дополним модель Личко координатным представлением классификации, упорядоченно расположив акцентуации в двухмерном пространстве.
Сформулируем задачу в диалектических и математических категориях.
Допустим, что имеет смысл говорить о психическом состоянии субъекта как о диалектической категории. Состояние есть момент движения содержания к форме. Формой является коммуникация. Форма содержит два момента: момент движения дальше в реальность, момент движения обратно к содержанию. Первый момент — это феномен коммуникации как таковой, в данном контексте не представляет интереса. Второй момент состоит в том, что акт коммуникации изменяет состояние.
Всё то же самое верно как для субъекта, так и для другого. Без другого коммуникация невозможна. Значит, имеет смысл рассматривать только их совместное изменение.
Для дальнейшего изложения используем математические означающие. Корректность использования операторного формализма будет подробно доказана в рамках другой статьи, пока что будем использовать ее аксиоматически.
Пусть состоянию соответствует вектор
Акт коммуникации приводит к совместному изменению обоих состояний, что означается сверткой вида
Совершим диалектическое снятие R другого, оставив только правую часть выражения
В означаемых: субъект в определенном состоянии, реагирует на коммуникацию тем, что а) ярче проявляет свое состояние или б) меняет состояние на прямо противоположное. Что считать противоположностью, зависит целиком от того, какой набор качественных характеристик использует исследователь при описании состояния субъекта. Подобный “резонанс” может быть связан с тем, что коммуникация затронула некоторое особое психическое содержание субъекта.
В означающих: спектр собственных значений К-оператора (2). Полное отрицание другого невозможно, поэтому оператор не симметричен. Значит, его собственные числа, в общем случае, комплексные. Собственных чисел может быть сколь угодно много. Они образуют на комплексной плоскости облако точек. Их распределение является математическим означающим категории характера.
Теперь, наконец, можно дать определение акцентуации (в означающих). Акцентуация — это локализация всех или почти всех собственных чисел К-оператора в некоторой области. Напомним, что областью называется открытое связное множество. Таким образом, задача сводится к тому, чтобы а) указать некоторое разбиение плоскости, б) установить соответствие между областями и описанными в [6] акцентуациями.
Комплексная плоскость
Рассмотрим модуль и аргумент собственного числа. Обратим снятие в (2):
В выражении для аргумента отсутствует параметр , зависящий от наблюдателя. Что касается модуля, то нас интересует не абсолютные, а относительные величины вида
Свяжем модуль с распределением фундаментальной количественной категории психоанализа — с либидо. Будем считать, что модуль равен отношению либидозной нагрузки (Besetzung) внешних объектов к нагрузке интроектов.
Вне круга, очевидно, имеет место альтерверсия, активная коммуникация с другим. Для самого общего описания активности достаточно двух вопросов: на что реагирует субъект и как он реагирует? Напомним, что речь идёт об отклике психического содержания на коммуникацию. Более того — для данного собственного состояния активно отзывается и управляют активностью субъекта некий особенный элемент психики — интроект [7].
Для каждого интроекта характерна своя степень темпоральности, то есть изменчивости во времени. В пределе существуют ригидные (сверхценные) интроекты и само интроецированное чувство течения времени. Направим мнимую ось вдоль степени темпоральности управляющего интроекта. Действительная ось соответствует тому, насколько неравномерно распределена либидозная нагрузка во времени и объектном пространстве, то есть направлена вдоль нарастания дискретности.
Вообще говоря, можно было сразу вывести значения осей из концепции различного течения времени в разных психических инстанциях. Однако это требует еще более тщательного обоснования и привлечения всего психоаналитического понятийного аппарата. На полях же можно заметить, что оси совпадают соответственно со стрелой реального времени и мнимой стрелой интроектного времени (двойного отрицания атемпоральности).
Три основные группы акцентуаций
Модуль собственного числа связан с перераспределением либидо в коммуникации. Внутри единичного круга
Область вне единичного круга, напротив, характеризуется нарастающим многообразием экспрессивных коммуникативных стилей. К последним относится также различная психосоматическая продукция [2-4, 14].
Наконец, для области вблизи одной из осей происходит редукция размерности, остается только одна координата. Говорить об интроверсии или альтерверсии для этой группы некорректно, так как основная функция смещается от коммуникации к регуляции, в чем мы убедимся ниже.
На рис. 1 разбиение областей на группы показано оттенками серого.
Рис 1. Комплексная плоскость и три класса областей.
Разбиение на три группы существенно упрощает задачу размещения акцентуаций, к который мы сейчас непосредственно приступаем. Для удобства заранее предоставим результат (рис. 2, оси стерты) и опишем каждую область отдельно.
Рис. 2. Построенная диаграмма. Акцентуации обозначены первыми буквами их названий: К — конформный, Н — неустойчивый, А — астеноневротический, Э — эпилептоидный, Г — гипертимный, Ц — циклотимный, И — истероидный, Ш — шизоидный, Л — лабильный, С — сенситивный, П — психастенический.
1. Внешний круг
Во внешнем круге имеет место ярко выраженная коммуникативная активность с преобладающей внешней либидозной нагрузкой.
1.1. Астеноневротический: дискретность, темпоральность. Основным средством коммуникации является соматика, гетерогенная сетка мнимых симптомов. Краткие вспышки раздражительности. Управляющим интроектом являются интроецированные биологические ритмы и представления о течении болезней, социальных невзгод, стихийных бедствий, магнитных бурь и пр. Не способен к созданию ригидных интроектов, поэтому зависим от присутствия рядом с ним реальных ценных и заботящихся фигур.
1.2. Неустойчивый: однородность, темпоральность. Не способен к расстановке жизненных приоритетов, равно как к созданию внутренней системы запретов. Склонен к зависимости и созависимости, в том числе в плане коммуникации. Классические интроекты неразвиты. Управляющим интроектом является чувство времени, искаженное ритмикой зависимости.
1.3. Конформный: однородность, ригидность. Управляющие интроекты навязаны внешней средой. Естественная динамика интроектов отсутствует — возможно только замещение более сильными интроектами, опять же извне. К дискретизации и расстановки приоритетов не способен, любой интроект в равной степени является потенциально управляющим.
1.4. Эпилептоидный: дискретность, ригидность. Эмоциональная вязкость, перемежающаяся с импульсами агрессивной коммуникации. Объектная реальность гетерогенна, строится вокруг ригидного набора ценных представлений. Попытки интроектной ревизии встречают сильное сопротивление вплоть до агрессии.
2. Внутренний круг
2.1. Лабильный: переход в интроверсию от астенического. Часто предшествует последнему хронологически. Существенное отличие: дискретная сетка неврозов присутствует, но обусловлена она биографией “болезненного ребенка” и редко пользуется в коммуникационных целях, которые чужды лабильному типу.
2.2. Шизоидный: однородность, безобъектность. Не склонен к интроекции ценных фигур вообще. Темпоральность интроектов и их однородная нагрузка позволяют выстраивать сложные цепочки причинно-следственных связей. Система последних играет роль совокупного управляющего темпорального интроекта. Дискретность недопустима, каждая лакуна рассматривается как уязвимость в защите от внешней реальности.
2.3. Психастенический: однородность, ригидность. Формирует целостную устойчивую систему интроектов как средство защиты от чрезмерной коммуникации. В отличие от шизоида, нуждается в объектных отношениях, к ценным объектам относится с эмпатией. Вербализации переживаний предпочитает рефлексию. Нарушение целостности (например, случайное событие) принимает как угрозу ему или ценным объектам. Не случайно этот тип называется также обсессивно-фобическим [6].
2.4. Сенситивный: переход в интроверсию от эпилептоидного. Остро реагирует на мнение определенного круга ценных фигур, на нарушение внутреннего распорядка и перемену обстановки. Переживание конфликта слабо проявляется во внешней активности. Релаксация с течением времени маловероятна.
3. Полуоси
При оставшихся трёх акцентуациях активность субъекта ярко выражена и направлена во внешний мир, однако коммуникативная задача отходит на второй план, уступаю место функции саморегуляции, репарации.
3.1. Ось абсцисс. Управляющий интроект вытеснен как связанный с объектом запретного влечения [8, 9, 12]. Психика ищет ресурс для регуляции.
3.1.+. Истероидный: правый аксис, регуляция через дискретность. Активность направлена на то, чтобы сделать субъекта центром реальности, источником чистой дискретности. Внутренняя дискретность выражается в сосуществовании противоположных влечений. Вызывающее поведение адресовано не другому, а утраченному интроекту.
3.1.-. Гипертимный: левый аксис, регуляция через целостность. Полная самоотдача с постоянно повышенным эмоциональным фоном. Произвольно выбирает направление тотальной активности и пытается превратить выбранную сферу деятельности в эрзац управляющего интроекта. Коммуникация является побочным продуктом активности. По многим признакам мало чем отличается от истероида.
3.2. Ось ординат. Влиятельный, но нестабильный интроект.
3.2.+. Циклотимный: верхний аксис, избыточная темпоральность. Периодическая смена эмоционального фона на противоположный: как дискретно, так и плавно. Зависит исключительно от времени. Коммуникация подчинена настроению. Возможно, перепады настроения — способ стабилизировать слишком темпоральные интроекты, перевести течение времени в другое русло.
3.2.-. Пустой класс: нижний аксис, избыточная ригидность. В [6] Личко не рассматривает параноидную акцентуацию, но она соответствует оставшейся области. Субъект не в силах осуществить интроектную ревизию, поэтому использует проекцию как защиту от собственного непереносимого содержания. Последствия избыточной проекции хорошо известны [7, 10].
Выводы и перспективы
Итак, с привлечением диалектики, математических означающих и психоаналитического понятийного аппарата была построена схема акцентуаций характера (рис. 2). Обнаружилось, что современный психоаналитический подход гармонично дополняет проверенную временем классификацию Личко. Особенно важным нам представляет то, что координатные оси были заданы в терминах интроектной теории Ференци.
В перспективе предстоит значительно развить модель и продемонстрировать её применимость для решения ряда проблем. Обозначим основные точки развития модели. 1. Предельные случаи: обнуление и уход К-оператора на бесконечность. 2. Принципиальная процедура верификации модели. 3. Анализ феномена алекситимии. 4. Соответствие между чистой коммуникацией и чистым контролем в терминах преобразования плоскости. 5. Моделирование фаз развития либидо и интроектной ревизии.
Литература
- Братусь Б.С. Аномалии личности // М.: Мысль, 1988, 301 с.
- Журавлев И.В. Как доказать, что мы не в матрице? Сознание, коммуникация и психические расстройства // М.: URSS, 2014, 152 с.
- Журавлев И.В. и др. Психосемиотика телесности // М.: КомКнига, 2005, 152 с.
- Журавлев И.В. Тело другого: коммуникация и непрерывность // Вестник ВГУ, лингвистика и межкультурная коммуникация, 2004, №1, с. 17–23.
- Комарова З.И. Коммуникативно-прагматическая парадигма в дисциплинарно-методологическом пространстве современной лингвистики // Вестник Челябинского государственного университета, 2013, № 1, вып. 73, с. 66–71.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. М.: Изд-во МГУ, 1982, с. 288-318.
- Ференци Ш. Интроекция и перенос // Собрание научных трудов, т. 2, Ижевск: ERGO, 2013, с. 77 — 114.
- Ференци Ш. Истерия и патоневрозы // Ижевск: ERGO, 2014, 96 c.
- Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ // Учебное издание, т. 1, М.: СТД, 2006, с. 303 — 371.
- Фрейд З. О введении понятия “нарцизм” // Учебное издание, т. 3, М.: СТД, 2006, с. 39 — 73.
- Фрейд З. Три очерка о теории сексуальности // Учебное издание, т.5, М.: СТД, 2006, с. 37 — 147.
- Фрейд З. Фрагмент анализа одного случая истерии // Учебное издание, т. 6, М.: СТД, 2006, с. 83 — 187.
- Фуко М. Психиатрическая власть // СПб.: Наука, 2007, 450 c.
- Щеглов Л.М. Психосоматические соотношения и психоанализ // Вопросы психоанализа. СПб, 1993. С. 76-89.
- Юнг К.Г. Психологические типы // СПб.:Азбука, 2001, 538 с.[schema type=»book» name=»ДВУХПАРАМЕТРИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ» description=»Найдено, обосновано и графически представлено соответствие между акцентуациями характера по Личко и спектром коммуникационного оператора. Категория характера выражена в математических означающих как облако точек в комплексной плоскости. Модуль и аргумент собственных чисел оператора коммуникации имеют дополнительный психоаналитический смысл. Результатом является двумерная диаграмма акцентуаций характера.» author=»Чибисов Василий Васильевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-25″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]