Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ВОЗРАСТНОЙ ФАКТОР И ИНТЕРИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРИНЯТИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

В современном мире наблюдается усиление визуальных коммуникаций: компьютерная графика, электронные средства связи, интерактивные формы обучения, построенные на визуальном ряде,  а также широкий круг визуальных стимулов.

Выделены два параметра, которые определяют значение восприятия в структуре познавательных процессов. Во-первых, — непосредственное, чувственное отражение действительности, который играет ведущую роль в организации практической деятельности субъекта. Этот тезис основывается на исследованиях И. М. Сеченова (1947г.) «всякое целесообразное действие регулируется чувствованиями» [3, c.169]. Во-вторых, — перцептивные процессы служат основой для формирования мышления, поскольку чувственный опыт является базисом для построения картины мира человека.

Одной из интериндивидуальных детерминант различия в эффективности принятия визуальной неопределенности служат когнитивные стили. По мнению ряда авторов, индивидуальные познавательные стили определяются, во-первых, «непроизвольным и произвольным интеллектуальным контролем, метакогнитивной осведомленностью и открытой познавательной позицией» (М.А. Холодная, 2004); во-вторых, ментальными репрезентациями  (Джилл, Сванн, Силвера,1998; Холодная, 2004); в-третьих, особенностью организации ментального опыта, благодаря которому человек способен строить более или менее объективированные ментальные репрезентации (Абрамсон, Сакейм, 1977; Бандура, 1977; Холодная, 2004; Аргайл 1990; Высоцкий, 2002).

Целью настоящей работы является выявление роли возрастного фактора в интериндивидуальных (когнитивно-стилевых) детерминантах визуальной неопределенности.

Методики. В нашем исследовании изучены три когнитивных стиля: Полезависимость-поленезависимость (ПЗ-ПНЗ), импульсивность-рефлективность и ригидность-гибкость познавательного контроля. Быстрое обнаружение простой фигуры в сложной характеризует поленезависимый стиль, медленное – полезависимый. Для  определения данной  когнитивной  характеристики нами  была  выбрана  разновидность   методики «Фигуры К.Готтшальдта» — АКТ-70  К.У.Эттриха. Когнитивный стиль «Импульсивность-Рефлективность» представляет собой склонность принимать решения быстро либо медленно и проявляет себя в условиях неопределенности, когда требуется осуществить правильный выбор из некоторого множества альтернатив, для измерения показателей этого стиля использована методика «Сравнение похожих рисунков» Дж. Кагана. Когнитивный стиль «Ригидность-Гибкость познавательного контроля» характеризует степень субъективной трудности при смене способов деятельности, в исследовании использована методика «словесно-цветовая интерференция» Г.Струпа в адаптации Терстоуна. Все методики на изучение когнитивных стилей были компьютеризированы.

Успешность преодоления визуальной неопределенности измерялась с использованием методики фрагментированных изображений Голлин теста. Голлин-фигура формировалась на экране монитора из фрагментов, которые появлялись один за другим в случайном порядке с постоянной скоростью – один фрагмент в миллисекунду. Неполнота фрагментарных фигур Голлин-теста является следствием их перекрытия невидимой для наблюдателя текстуроподобной маской с прозрачными участками, сквозь которые были видны фрагменты фигуры, и непрозрачными участками, где фрагменты фигуры были скрыты. Применялся дисперсионный анализ, а также сравнение выборок осуществлялось по U-критарию Вилкоксона-Манна-Уитни.

Выборка. В исследовании приняли участие 143 респондента: 64 студента биологического и 33 студента психологического факультета; 46 слушателей профессиональной переподготовки Санкт-Петербургского госуниверситета по специальности психология, все респонденты имели нормальное зрение. Общая выборка была разделена на три возрастные группы: 1 группа: 18-19лет (30 человек среди них 22 девушки и 8 юношей), 20-22года (53 человека среди них 38 девушек и 15 юношей), 24-27лет (15 человек среди них 5 девушек и 10 юношей), 29-33 года (45 человек среди них 37 девушек и 8 юношей).

Результаты. Результаты статистического анализа показателей когнитивных стилей и скорости распознавания фрагментарных изображений в разных возрастных группах представлены в таблице1.

Таблица 1.

Показатели преодоления визуальной неопределенности в возрастном аспекте

Возрастные группы

Вербальный или сенсорно-перцептивный способ обработки информации Время первого ответа

(Каган-тест)

Общее количество правильных ответов

 (Каган-тест)

Полезависимость-поленезависимость

Скорость распознавания изображений

(Голин-тест)

 

M MS M MS M MS M MS M MS
29-33 года 0,812* 0,240 6962,07** 1827,2 4,5** 4,03 3,32* 1,02 1746,8 6280,1
24-27  лет 1,12** 0,209 13080,87 8255,6 8,75* 2,49 3,81* 1,3 596,54* 68,90
20-22 года 0,979 0,226 14547,3** 2002,9 7,3 3,77 3,41** 1,85 1120,45 388,9
18-19 летние 0,962* 0,155 14374,73* 8659,8 7,67 3,31 2,43** 0,88 764,3** 192,6

Примечание: *р<0.05; **p<0,01

Из таблицы 1 можно видеть, что показатели групп студентов 18-19 и 20-22 лет близки по многим параметрам: вербальный или сенсорно-перцептивный способ обработки информации (M=0,962; MS=0,155 и M=0,979MS=0,226 соответственно); время первого ответа (M=14374,73 MS=8659,8 и M=14547,3 MS=2002,9); общее количество правильных ответов в тесте Кагана (M=7,67 MS=3,31 и M=7,3MS=3,77). Различия обнаруживаются в показателях ПЗ-ПНЗ и скорости распознавания изображения.

Студенты 18-19 лет оказались наиболее полезависимыми (M=2,43 MS=0,88) по сравнению с другими возрастными группами. Наиболее успешными в распознании фрагментарных изображений Голин-теста оказалась группа молодых специалистов 24-27 лет  (M=596,54 MS=68,90); также в этой возрастной группе наибольшие показатели вербального способа обработки информации (M=1,12 MS=0,209), поленезависимости (М=3,81 MS=1,3) и количества правильных ответов в Каган-тесте (M=8,75 MS=2,49). Следует отметить, что в данной группе оказалось наибольшее количество мужчин в сравнении с другими группами, что могло повлиять на полученные показатели эффективности данной группы в преодолении визуальной неопределенности. В общей выборке юношей и мужчин обнаружена прямая корреляция между успешностью решения фрагментарных изображений (Голлин-тест) и полезависимостью-поленезависимостью (r=0,359; p<0,021). Это может свидетельствовать о том, что поленезависимые юноши и мужчины более успешны в преодолении перцептивной неопределенности, по сравнению с полезависимыми. Обращает на себя внимание, что у девушек в целом данная взаимосвязь не выявлена, что требует дальнейшего осмысления.

Респонденты группы 29-33 лет имели показатели, выявившие тенденцию к медленному распознанию Голин-изображений (M=1746 MS=6280,1) и быстрому ответу при решении основной серии Каган-теста (M=6962 MS=1827,2).

Согласно полученным показателям наиболее успешными в преодолении визуальной неопределенности оказались респонденты возрастной группы 24-27 лет. Для них была  характерна тенденция контролировать влияние зрительного поля за счет опоры на внутренний опыт,  им была свойственна рефлективность мышления, был развит вербальный способ обработки информации. Наименее успешными оказались респонденты старшей возрастной группы 29-33 лет. Им свойственна импульсивность реагирования в ситуациях  неопределенности с выбором альтернатив решения, а также перцептивный способ обработки информации.

Полученные в ходе исследования результаты весьма противоречивы. Вероятно, на принятие решений в ситуациях визуальной неопределенности влияет спектр различных факторов: гендерный, возрастной, профессиональный. На наш взгляд, наиболее значимыми являются возрастной фактор и внутренний жизненный опыт человека. Респондентами 24-27 лет были молодые специалисты разных профессиональных групп (слушатели профессиональной подготовки СПБГУ) и юноши биологического факультета, которые успели отслужить в армии. Молодежь уже имела достаточный жизненный опыт, не ограничивающийся только обучением в школе и в ВУЗе, и высокий возрастной уровень развития интеллекта. Перспективы экспериментальной работы требуют лонгитюдных исследований.

Список литературы:

  1. Kozhevnikov M. Cognitive Styles in the Context of Modern Psychology: Toward an Integrated Framework of Cognitive Style Psychological Bulletin 2007, Vol. 133, No. 3. pp 464–481.
  2. Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. М.: МОДЭК, 2000 г. — 608 с.
  3. Картавенко М.В. Индивидуальные стратегии атрибутирования визуальных образов в ситуации семантической неопределенности автореф. дис. канд. псх. наук : 19.00.01 / СКГТУ. Ставрополь, 2007. — 24 с.
  4. Рок И. Введение в зрительное восприятие. В 2 кн. М. 1980.
  5. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: П Питер, 2004. — с. 384.
  6. Шелепин Ю.Е., Чихман В.Н., Вахрамеева О.А., Пронин С.В., Фореман Н., Пэсмор П. Инвариантность зрительного восприятия // Экспериментальная психология, 2008. Т.1 №1. С.7-33.[schema type=»book» name=»ВОЗРАСТНОЙ ФАКТОР И ИНТЕРИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРИНЯТИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ » author=»Перикова Екатерина Игоревна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found