Ранее в статье [1] были показаны классификация архетипов и «Метамодель Психологи» (метамодель). В данное время стоит рассмотреть эти вопросы под другим углом зрения.
Стоит определиться с терминологией. Понятие «архетипов» было введено в психологию К.Г. Юнгом, и в связи с эти существует такая его трактовка: Архетипы (от греч. arche – начало + typos – образ) – элементы коллективного бессознательного. Представляют собой врожденные диспозиции, обусловливающие появление у конкретного индивида определенных мыслей, представлений, отношений, действий, снов [3].
Виды основных архетипов, которые объединяются в несколько групп: архетипы тела – Маска (персона), Тень, архетипы души (Анима, Анимус), архетипы духа (Мудрец и Великая Мать) и архетип Самости или Предвечный Младенец (Божественное Дитя).
Академиком Т.С. Яценко был проделан огромный труд [4] и показана модель внутренней динамики психики (рис.1.).
Сопоставим «Модель внутренней динамики психики» с «Метамоделью психологии» и впишем в полученную схему архетипы К.Г.Юнга (рис.2.).
Рисунок 1. Модель внутренней динамики психики
Тогда основные архетипы Тень и Маска (персона) будут проживаться в динамике и соответствии с ситуационными защитами. Остальные архетипы уходят в план базальных защит, в то время как Архетип Самости глубже базальных защит и вне обеих Моделей. Правомерен вопрос: Что задает динамику психике? И сразу же ответим – подвижность и активность Архетипа Самости (это два серых полюсных треугольника – низшее и высшее бессознательное в рисунке 2).
Рисунок 2. Совмещение моделей и Классификация архетипов
Юнг определял этот архетип как сумму всех архетипов, но непохожесть ни на один их предыдущих – это архетип совершенно иного порядка. Архетип Самости олицетворяет рождение внутреннего Младенца с характеристиками божественных состояний блаженства, радости, счастья и Любви Агапе. Это состояние райского Эдема.
«И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». (Быт. 3:22-24). Принимая эти слова как метафору, можно интерпретировать их так: самое феноменологическое состояние динамики психики – раскрытие верхнего архетипа (возвращение в потерянный Эдем) находится под двусторонней защитой архетипа низшего бессознательного Трикстер и архетипа высшего бессознательного Герой, который побеждает Дьявола.
Эта защита в свою очередь также рассматривается с двух позиций:
- Защита высших глубинных бессознательных уровней (божественного и ангельских миров) от негативного неоткорректированного человеческого вмешательства – защита для «иного мира» от человека.
- Защита психики и мозга человека от огненных энергий мира Духа.
На рисунке 2 показано, в каком порядке от зачатия до полного раскрытия – самоактуализации проживаются архетипичекие формы снизу вверх.
- Зачатие. Еще нет существа, но уже две родительских клетки слились воедино одухотворенные высшими энергиями любви – три (Мать, Отец, Дух) как одно рождают Сына (две клетки) – первый архетип – Дитя Бога. Целостное состояние. Это Альфа жизни и последовательное включение в отработке всех архетипов до Архетипа Самость. Архетипов не случайно рассмотрено 10: как десять единиц образуют 1 десяток, так и все десять архетипов перейдут в один — Самость Омегу (и начало другого порядка).
- Перинатальный период показан в метамодели серым нижним треугольником. В этой области находятся эйдетические и генетические программы будущего.
- Рождение – Предвечный Младенец. Целостное состояние дуализируется и одна часть становится проявленной и определяется через пол ребенка, а вторая вытесняется в бессознательное, оставаясь соответственно для девочки – Анимусом и Анимой для мальчика. Из этого раздвоения берут свое начало комплексы Эдипа и Электры, возникает эдипальная зависимость (по Т.С. Яценко). Начинает работать ее «Модель внутренней динамики психики».
- 4. Детство. Маленькое существо бессознательно ищет свою потерянную часть, все несоответствующее ей начинает наполнять архетип Тени.
- 5. Подросток. Сознание постоянно интегрирует в бессознательное (на метамодели – это переход из второго нижнего треугольника в шестиугольник) архетип Трикстер. Который обнаруживает свои качества в оценке действий: «ты вне себя» или «ведешь себя как клоун» и т.п. Этим можно объяснить отклоняющееся и девиантное поведение подростков.
- Юношество. В отработку, по мере наполнения архетипа Тени, начинает включаться архетип Маска – начинается граница «среднестатистической нормы» в метамодели. В юношестве многие находят свою «вторую половину» подобную соответствующему своему архетипу аниму или анимус – это время первой влюбленности, когда объект любви идеализируется благодаря раскрытию вышеуказанного архетипа, человек на время находит состояние счастье и радости.
- Взрослость. Несоответствие второй половины личному архетипу приводит к раскрытию архетипа Маска (снятие масок), когда под ними начинают накапливаться ложь и непонимание. Человек разрывает отношения, задаваясь вечными вопросами жизни и смерти – выход из нормы (шестиугольника) в пограничные состояния в путь по океану бессознательного – начинается время архетипа Смерти — Возрождения.
- Взрослость – Старость. Экзистенциальный кризис. Человеческое сознание все чаще интегрирует в бессознательные сферы, что проявляется в жизни ослаблением памяти или ее провалами, многочисленными ошибками в письме, оговорками, тревожными снами и т.д. Здесь архетип Трикстер начинает проявляться с новой силой во всей своей красе. Понимание сути происходящего может привести к раскрытию двух архетипов Великая Мать и Мудрый старик. Наполненность и окраска архетипов духа зависит от и той культуры, к которой принадлежит человек.
- Архетип Герой. Проживание сменяющихся образов и форм формирует и раскрывает в человеке все его лучшие или худшие качества.
- Божественное Дитя – Самость. В поражении героя «система человек» приходит к гибели. В победе героя архетип считается отработанным , а «врата рая открытыми и Ангел у врат опускает свой меч и снимает маску Смерти (Дьявола)» Сознание человека рождается в Духе нового уровня, осознавая единство с вечностью, включается архетип Предвечный Младенец – все начинается заново, только в другой плоскости другого порядка.
Этот механизм раскрывается в двух проективных методиках. Испытуемому предлагается нарисовать недостающие элементы к уже изображенным символам на листах А-4.
«Капля» – проективная методика (лист А-4 с изображением капли) для выявления и отражения бессознательных процессов психики.
«Младенец» – проективная методика для обнаружения активности/ пассивности завершающего Архетипа Самости.
Активность архетипа раскрывает работу предыдущих архетипов и выводит на осознание того, что за архетип работает в человеке «здесь и сейчас»:
— пассивность (может работать какая-то ситуационная защита);
— пассивная активность: прорисовка черт лица пи закрытых глазах ребенка интерпретируется как работа архетипа Маска; горизонтальное расположение листа. Отрицательные тревожные тенденции могут показывать архетип Тени.
— активная пассивность – внешние механические раздражители (коляски, люльки) или неустойчивые контуры (младенец лежит на цветке, листе) вертикальное расположение (рис.3); признаки других архетипов могут быть видны в «Капле».
Рисунок 3. Активная пассивность
— активность архетипа рассматривается по аналогии построения метамодели в двух варианта и в сочетание с показателем G – исполненность по «Шкале Экзистенции» [2]:
- при максимальной Исполненности G и всех максимальных показателях по шкале рисунок младенца вертикальный и активный говорит о самоактуализирующеся личности и наличии трансперсонального опыта (рис.4);
- при минимальной Исполненности G и низких показателях по шкале рисунок младенца так же как и в случае 1. активен, говорит о пограничных состояниях сознания, экзистенциальном кризисе, страхе и тревоге (рис.4).
- 1. 2. 2.
Рисунок 4. Активность архетипа
Защита архетипа Самость через архетип Смерти (дьявола) или Трикстера, что негативно сказывается на окружении и жизни человека.
Случаи 1 и 2 соответствуют интеграции сознания в верхние и нижние треугольники в метамодели.
Знание об архетипических символах и их расположении в метамодели может многое рассказать психологу в отношении глубинных психических процессов.
Список литературы:
- Вербовская О. Ю. Авторский подход решения методологического кризиса – «Метамодель Психологии» как схема объединения диалектических и феноменологических принципов / О. Ю. Вербовская // Психологические науки: теория и практика: материалы III междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2015.
- Кривцова С.В.Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер.// С.В. Кривцова, 2009. Бюллетень № – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psylab.info/
- Психологический словарь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psi.webzone.ru/st/302000.htm
- Яценко Т.С. Внутренняя динамика психики и психологическая защита. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: type=»book» name=»БАЗАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПСИХИКИ – ЗАЩИТА АРХЕТИПА САМОСТИ» description=»Актуальность данной статьи исходит из потребности более глубокого раскрытия работы завершающего Архетипа Самости как качественного показателя количества раскрытия и проживания всех предыдущих архетипов, и его влияние на всю человеческую жизнь, внутри и межличностные отношения. Методы самоанализа и научное моделирование. Статья является анализом результатов по преддипломной практике.» author=»Вербовская Ольга Юрьевна, Вербовская Анастасия Валериевна, Научный руководитель Вакарев Евгений Семенович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-25″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]