Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

БАЗАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПСИХИКИ – ЗАЩИТА АРХЕТИПА САМОСТИ

Ранее в статье [1] были показаны классификация архетипов и «Метамодель Психологи» (метамодель). В данное время стоит рассмотреть эти вопросы под другим углом зрения.

Стоит определиться с терминологией. Понятие «архетипов» было введено в психологию К.Г. Юнгом, и в связи с эти существует такая его трактовка: Архетипы (от греч. arche – начало + typos – образ)  – элементы коллективного бессознательного. Представляют собой врожденные диспозиции, обусловливающие появление у конкретного индивида определенных мыслей, представлений, отношений, действий, снов [3].

Виды основных архетипов, которые объединяются в несколько групп: архетипы тела – Маска (персона), Тень,  архетипы души (Анима, Анимус), архетипы духа (Мудрец и Великая Мать) и архетип Самости или Предвечный Младенец (Божественное Дитя).

Академиком Т.С. Яценко был проделан огромный труд [4] и показана модель внутренней динамики психики (рис.1.).

Сопоставим «Модель внутренней динамики психики» с «Метамоделью психологии» и впишем в полученную схему архетипы К.Г.Юнга (рис.2.).

Рисунок 1. Модель внутренней динамики психики

Тогда основные архетипы Тень и Маска (персона) будут проживаться в динамике и соответствии с ситуационными защитами. Остальные архетипы уходят в план базальных защит, в то время как Архетип Самости глубже базальных защит и вне обеих Моделей. Правомерен вопрос: Что задает динамику психике? И сразу же ответим – подвижность и активность Архетипа Самости (это два серых полюсных треугольника – низшее и высшее бессознательное в рисунке 2).

Рисунок 2. Совмещение моделей и Классификация архетипов

Юнг определял этот архетип как сумму всех архетипов, но непохожесть ни на один их предыдущих – это архетип совершенно иного порядка. Архетип Самости олицетворяет рождение внутреннего Младенца с характеристиками божественных состояний блаженства, радости, счастья и Любви Агапе. Это состояние райского Эдема.

«И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». (Быт. 3:22-24). Принимая эти слова как метафору, можно интерпретировать их так: самое феноменологическое состояние динамики психики – раскрытие верхнего архетипа (возвращение в потерянный Эдем) находится под двусторонней защитой архетипа низшего бессознательного Трикстер и архетипа высшего бессознательного Герой, который побеждает Дьявола.

Эта защита в свою очередь также рассматривается с двух позиций:

  1. Защита высших глубинных бессознательных уровней (божественного и ангельских миров) от негативного неоткорректированного человеческого вмешательства – защита для «иного мира» от человека.
  2. Защита психики и мозга человека от огненных энергий мира Духа.

На рисунке 2 показано, в каком порядке от зачатия до полного раскрытия – самоактуализации проживаются архетипичекие формы снизу вверх.

  1. Зачатие. Еще нет существа, но уже две родительских клетки слились воедино одухотворенные высшими энергиями любви – три (Мать, Отец, Дух) как одно рождают Сына (две клетки) – первый архетип – Дитя Бога.  Целостное состояние. Это Альфа жизни и последовательное включение в отработке всех архетипов до Архетипа Самость. Архетипов не случайно рассмотрено 10: как десять единиц образуют 1 десяток, так и все десять архетипов перейдут в один — Самость Омегу (и начало другого порядка).
  2. Перинатальный период показан в метамодели серым нижним треугольником. В этой области находятся эйдетические и генетические программы будущего.
  3. Рождение – Предвечный Младенец. Целостное состояние дуализируется и одна часть становится проявленной и определяется через пол ребенка, а вторая вытесняется в бессознательное, оставаясь соответственно для девочки – Анимусом и Анимой для мальчика. Из этого раздвоения берут свое начало комплексы Эдипа и Электры, возникает эдипальная зависимость (по Т.С. Яценко). Начинает работать ее «Модель внутренней динамики психики».
  4. 4. Детство. Маленькое существо бессознательно ищет свою потерянную часть, все несоответствующее ей начинает наполнять архетип Тени.
  5. 5. Подросток. Сознание постоянно интегрирует в бессознательное (на метамодели – это переход из второго нижнего треугольника в шестиугольник) архетип Трикстер. Который обнаруживает свои качества в оценке действий: «ты вне себя» или «ведешь себя как клоун» и т.п. Этим можно объяснить отклоняющееся и девиантное поведение подростков.
  6. Юношество. В отработку, по мере наполнения архетипа Тени, начинает включаться архетип Масканачинается граница «среднестатистической нормы» в метамодели. В юношестве многие находят свою «вторую половину» подобную соответствующему своему архетипу аниму или анимус – это время первой влюбленности, когда объект любви идеализируется благодаря раскрытию вышеуказанного архетипа, человек на время находит состояние счастье и радости.
  7. Взрослость. Несоответствие второй половины личному архетипу приводит к раскрытию архетипа Маска (снятие масок), когда под ними начинают накапливаться ложь и непонимание. Человек разрывает отношения, задаваясь вечными вопросами жизни и смерти – выход из нормы (шестиугольника) в пограничные состояния в путь по океану бессознательного – начинается время архетипа Смерти — Возрождения.
  8. Взрослость – Старость. Экзистенциальный кризис. Человеческое сознание все чаще интегрирует в бессознательные сферы, что проявляется в жизни ослаблением памяти или ее провалами, многочисленными ошибками в письме, оговорками, тревожными снами и т.д. Здесь архетип Трикстер начинает проявляться с новой силой во всей своей красе. Понимание сути происходящего может привести к раскрытию двух архетипов Великая Мать и Мудрый старик. Наполненность и окраска архетипов духа зависит от и той культуры, к которой принадлежит человек.
  9. Архетип Герой. Проживание сменяющихся образов и форм формирует и раскрывает в человеке все его лучшие или худшие качества.
  10. Божественное Дитя – Самость. В поражении героя «система человек» приходит к гибели. В победе героя архетип считается отработанным , а «врата рая открытыми и Ангел у врат опускает свой меч и снимает маску Смерти (Дьявола)» Сознание человека рождается в Духе нового уровня, осознавая единство с вечностью, включается архетип Предвечный Младенец – все начинается заново, только в другой плоскости другого порядка.

Этот механизм раскрывается в двух проективных методиках. Испытуемому предлагается нарисовать недостающие элементы к уже изображенным символам на листах А-4.

«Капля» – проективная методика (лист А-4 с изображением капли) для выявления и отражения бессознательных процессов психики.

«Младенец» – проективная методика для обнаружения активности/ пассивности завершающего Архетипа Самости.

Активность архетипа раскрывает работу предыдущих архетипов и выводит на осознание того, что за архетип работает в человеке «здесь и сейчас»:

— пассивность (может работать какая-то ситуационная защита);

— пассивная активность: прорисовка черт лица пи закрытых глазах ребенка интерпретируется как работа архетипа Маска; горизонтальное расположение листа. Отрицательные тревожные тенденции могут показывать архетип Тени.

— активная пассивность – внешние механические раздражители (коляски, люльки) или неустойчивые контуры (младенец лежит на цветке, листе) вертикальное расположение (рис.3); признаки других архетипов могут быть видны в «Капле».

Рисунок 3. Активная пассивность

— активность архетипа рассматривается по аналогии построения метамодели в двух варианта и в сочетание с показателем G – исполненность по «Шкале Экзистенции» [2]:

  1. при максимальной Исполненности G и всех максимальных показателях по шкале рисунок младенца вертикальный и активный говорит о самоактуализирующеся личности и наличии трансперсонального опыта (рис.4);
  2. при минимальной Исполненности G и низких показателях по шкале рисунок младенца так же как и в случае 1. активен, говорит о пограничных состояниях сознания, экзистенциальном кризисе, страхе и тревоге (рис.4).
  3. 1. 2. 2.

Рисунок 4. Активность архетипа

Защита архетипа Самость через архетип Смерти (дьявола) или Трикстера, что негативно сказывается на окружении и жизни человека.

Случаи 1 и 2 соответствуют интеграции сознания в верхние и нижние треугольники в метамодели.

Знание об архетипических символах и их расположении в метамодели может многое рассказать психологу в отношении глубинных психических процессов.

Список литературы:

  1. Вербовская О. Ю. Авторский подход решения методологического кризиса – «Метамодель Психологии» как схема объединения диалектических и феноменологических принципов / О. Ю. Вербовская // Психологические науки: теория и практика: материалы III междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2015.
  2. Кривцова С.В.Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер.// С.В. Кривцова, 2009. Бюллетень №  – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psylab.info/
  3. Психологический словарь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psi.webzone.ru/st/302000.htm
  4. Яценко Т.С. Внутренняя динамика психики и психологическая защита. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: type=»book» name=»БАЗАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПСИХИКИ – ЗАЩИТА АРХЕТИПА САМОСТИ» description=»Актуальность данной статьи исходит из потребности более глубокого раскрытия работы завершающего Архетипа Самости как качественного показателя количества раскрытия и проживания всех предыдущих архетипов, и его влияние на всю человеческую жизнь, внутри и межличностные отношения. Методы самоанализа и научное моделирование. Статья является анализом результатов по преддипломной практике.» author=»Вербовская Ольга Юрьевна, Вербовская Анастасия Валериевна, Научный руководитель Вакарев Евгений Семенович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-25″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found