В ходе педагогического эксперимента необходимо было представить конкретную практическую информацию об организационно-управленческих условиях по профессиональному самоопределению школьников.
Объект исследования — профессиональное самоопределение школьников.
Предмет исследования – организационно-управленческие условия по профессиональному самоопределению школьников.
Цель исследования – исследование организационно-управленческих условий по профессиональному самоопределению школьников.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- Провести теоретический анализ проблемы органиизационно — управленческих условий по профессиональному самоопределению школьников.
- Подобрать методики исследования организационно-управленческих условий по профессиональному самоопределению школьников.
3. Провести эмпирическое исследование готовности школьников к профессиональному самоопределению. - Обобщить результаты исследования.
- В работе использовались методы: аналитический, методы анкетирования и тестирования, количественный и качественный анализ полученных эмпирических данных.
Методы исследования: —
анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
тестирование;
качественная и количественная обработка эмпирических данных;
Методики исследования: —
дифференциально-диагностический опросник (ДДО) (Е.А. Климова);
опросник профессиональных предпочтений Джона Холланда;
опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (В.Б. Успенского).
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что организационно-управленческие условия непосредственно влияют на готовность школьников к профессиональному самоопределению.
Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №266 ЗАТО Александровск». Выборка составила 90 человек, из них 49 учащихся 9-х классов, 41 учащийся 11-классов 15—17 лет.
Результаты экспериментальной работы.
Проведя опытно-экспериментальную работу, выявлены условия, при которых возможно успешное личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников, это:
- Внедрение в учебный процесс активизирующих педагогических средств:
- продуктивное обучение (обучение на практике);
- проблемно-поисковый метод;
- игровые техники;
- научно-исследовательская деятельность учащихся;
- метод проектов;
- метод профессиональных проб и др.
Организация комплексной профориентационной работы;
- информационное направление (оформленный кабинет профориентации, индивидуальный и групповые консультации для учащихся и их родителей, Ярмарки образовательных услуг, экскурсии на предприятия города, День открытых дверей, месячники профориентации, классный часы профориентационной тематики и т.д.);
- спецкурс «Твоя профессиональная карьера», включающий блоки о мире профессий, «Образ Я»;
- диагностика процесса профессионального самоопределения учащихся с помощью компьютерной методики «Кем быть?», по специально отобранным тестам и методикам.
Повышение квалификации педагогов, их личностный и профессиональный рост через:
- организацию методической работы в учебном заведении, также с использованием активизирующих педагогических средств: коллективная проектная деятельность, деловые игры, педагогические чтения и т.д.;
- организацию опытно-экспериментальной деятельности;
- работу мастер-классов опытных педагогов;
- посещение мастер-классов педагогов других учебных заведений;
- посещение курсов повышения квалификации и др.
- Организацию образовательного пространства, социально-педагогического партнёрства с различными элементами социума: школами, предприятиями, учреждениями для прохождения социальной и производственной практики учащимися, центром занятости населения, вузами для непрерывности обучения, институтом повышения квалификации для создания условий для повышения квалификации педагогов.
Успешность протекания организационно – управленческих условий профессионального самоопределения, как и любой другой сложной деятельности, зависит от многих условий, одним из наиболее важных из них является психологическая готовность.
В соответствии с целью исследования проведена комплексная оценка готовности школьников к самоопределению с использованием нескольких психологических методик. В результате выявили, что 22% учащихся 9-х классов и 85% учащихся 11-х классов определились с выбором будущей профессии.
Высокий уровень развития рефлексии, когда человек в большей степени склонен обращаться к анализу своей деятельности, выяснять причины и следствия своих действий. Таким образом, к окончанию школы уровень рефлексии у выпускников растет, количество учащихся, имеющих низкий уровень рефлексии, уменьшается.
По результатам исследования составлена сводная таблица итогов диагностик для каждого обучающегося. Такой подход позволил сделать выводы о соответствии уровня рефлексии уровню профессионального самоопределения каждого учащегося.
Результаты показали, что у 65 % респондентов 9-х классов, имеющих низкий уровень рефлексии, низкая готовность к профессиональному самоопределению. Среди одиннадцатиклассников, имеющих низкий уровень рефлексии, низкая готовность к самоопределению выявлена всего у 22 % респондентов.
Таким образом, сделан вывод, что между уровнем рефлексии и готовностью к самоопределению существует связь; среди респондентов с низким уровнем развития рефлексии высок процент испытуемых с низким уровнем профессионального самоопределения.
На основе теоретического анализа дано рабочее определение профессионального самоопределения под ним понимается как процесс поиска, осмысления и понимания личностью своего профессионального пути, развития и предназначения и как определенный уровень сформированных знаний, умений, мотивов, ценностей и смыслов, характеризующих психологическую готовность личности к профессиональному и жизненному выбору.
Анализ возрастных особенностей профессионального самоопределения позволил констатировать противоречивый характер этого процесса на этапе старшего школьного возраста, его ценностно-смысловую основу и связь с личностной самоидентификацией, выделить совокупность организационно-управленческих условий и обосновать необходимость эффективного управления этим процессом.
Результаты исследования позволяют сделать положительный прогноз относительно применяемых школой организационно-управленческих условий по профессиональному самоопределению школьников.
Список литературы:
- Волков Б.С. Психология подростка: Учебное пособие. М./ Академический Проект; Гаудеамус,2005 г.-2008 с.
- Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб.пособие для студентов высш.пед.заведени/Л.М.Митина,Ю.А.Кореляков, Г.В.Шавырина и др.; Под ред. Л.М. Митиной.- М: Издательский центр «Академия»,2005 г. -136 с.
- Е.А.Климов. Психология профессионального самоопределения-Ростов- на – Дону. Издательство «Феникс»,1996 г. -512с.
- Психология подростка. полное руководство Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А.Реана- СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК,2003 г. – 432 с. – (серия «Психологическая энциклопедия»)
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. высших пед.учеб.заведений / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин.-М.:Издательский центр «Академия», 2003 г. -368 с.[schema type=»book» name=»«Результаты экспериментальной работы организационно-управленческих условий профессионального самоопределения школьников»» description=»В статье исследованы организационно — управленческие условия создаваемые школой которые непосредственно влияют на готовность школьников к профессиональному самоопределению.» author=»Моногарова Мария Вячеславовна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-06″ edition=»euroasia-science_30_22.09.2016″ ebook=»yes» ]