Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ-ПОДРОСТКОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ

В последнее время существенно увеличилась нагрузка в спорте высших достижений в связи с возросшим уровнем спортивных состязаний, усилившейся конкуренцией на соревнованиях всех уровней. Благодаря факторам привлекательности этих соревнований для спортсмена по причине их престижности, популярности и внушительной призовой составляющей, а также ранней профессионализации в спортивной деятельности при недостаточной разработанности в отечественной научной литературе темы психологической подготовки спортсменов-подростков к подобным факторам соревновательной деятельности возрастает и напряженность психической активности таких спортсменов.

Решение проблемы психологической готовности к соревнованиям по отношению к спортсменам подросткового возраста важно хотя бы потому, что снижение возраста спортсменов в профессиональной спортивной деятельности приводит к тому, что такая деятельность, являясь ведущей для значительной части таких спортсменов, определяет формирование их личностей. Поскольку именно в подростковом возрасте происходит активное развитие личности, которое будет определять ее дальнейшее становление, то исследование влияния психологической подготовки на личность спортсмена-подростка может стать решающим в понимании процесса формирования психологических качеств личности спортсмена.

Успешное участие спортсменов в соревновательной деятельности зависит как от уровня их физической, технической и тактической подготовленности, так и от уровня развития психологических качеств, от психологической готовности к состязаниям.

Психологическая подготовка спортсмена — вид деятельности, включающий в себя все многообразие методов, методик, подходов и теорий, целью которых является формирование личности спортсмена, реализация его задатков и способностей для достижения максимального спортивного результата в избранном виде спорта.

Целью данного исследования является теоретическое изучение психологической подготовки, охватывающее различные понятия и подходы к предмету, взаимосвязи психологической подготовки спортсмена с формированием и развитием личностных качеств с учетом особенностей подросткового возраста.

Специфика спорта подразумевает важность конкуренции и победы в соревнованиях и психологическая подготовка спортсмена, наряду с физической, технической и тактической является решающей на пути достижения этой цели. Увеличение конкуренции в спортивных состязаниях способствует усилению психического напряжения спортсмена, что обнаруживает необходимость подготовки психики спортсмена к соревнованиям.

Один из первых отечественных специалистов в теории спорта А.Д. Бутовский подчеркивал ключевую роль конкуренции в спорте: «Всякая работа, поставленная в условия состязания, развивает очень ценные для жизни душевные качества: настойчивость, упорство в достижении цели, мужество, находчивость, уверенность в своих силах и умение им пользоваться» [3, с. 63].

Психологические качества представляют собой более подвижные элементы психики спортсмена, чем черты характера или свойства темперамента спортсмена[9]. К психологическим качествам личности спортсмена относятся эмоциональные, интеллектуальные, волевые, а также мнемические и сенсорные качества.

Исходя из вышеуказанного, встает вопрос, какие именно психологические качества подлежат развитию для успешного участия в соревнованиях и эффективного достижения состояния психологической готовности.

 Состояние спортивной формы является результатом сложной многоуровневой физической, тактической и технической подготовки спортсмена. Кроме того, настроенность спортсмена на демонстрацию высоких результатов связана с психологической составляющей спортивной формы, а именно с психологической готовностью к соревнованиям.

В отечественной научной психологической литературе существуют различные подходы к понятию готовности к соревнованиям: А.Ц. Пуни говорит о готовности к соревнованию, А.В. Алексеев об оптимальном боевом состоянии спортсмена[1].

Несмотря на расхождения в терминологическом аппарате, разные авторы имеют схожие или идентичные мнения по поводу содержания понятия психологической готовности к соревнованиям. Наиболее емкое определение названного состояния дано Е.П. Ильиным: «устойчивое, длящееся несколько дней состояние, отражающее возникновение цели, направляющей сознание спортсмена на достижение высокого результата, и готовность бороться с любыми трудностями на предстоящих соревнованиях»[6].

Согласно определению, предложенному А.Ц. Пуни, психологическая готовность — это «психическое состояние спортсмена, которое харак­теризуется уверенностью в себе, стремлением бороться до конца и желанием победить, значительной эмоцио­нальной устойчивостью, умением управлять своими действиями, настроениями и чувствами, способностью моби­лизовать все силы для достижения цели»[9, c. 28].

Некоторые ученые относят к содержанию психологической готовности к соревнованию субъективные психологические характеристики личностных качеств, целеполагание (этапное и перспективное), уверенность в собственном успехе, умение самостоятельной регуляции психического состояния в экстремальных условиях спортивной деятельности, адекватную самооценку[2], а также наличие волевых качеств — выдержки, целеустремленности, решительности, самообладания, упорства и терпеливости.

Согласно исследованию А.Б. Ильина положительное влияние на готовность к соревновательной деятельности оказывают: «эмоциональная устойчивость, психологическая гибкость, смелость, общительность, коллективизм, совестливость, юмор, демонстративность, доминантность, приобретательство, сексуальность, игровой потенциал, оптимизм», а отрицательное влияние на готовность к соревнованиям оказывают «невротичность, напряженность, депрессия, чувство вины. А также с меньшим влиянием агрессивность, страх, подозрительность, мечтательность, изменчивость настроения, сверхчувствительность, возбудимость, пессимизм»[4, c. 25].

Таким образом, состояние психологической готовности спортсмена к состязаниям характеризуется наличием у спортсмена в предсоревновательный момент следующих качеств:

  1. уверенность в себе;
  2. эмоциональная устойчивость;
  3. адекватная самооценка;
  4. способность осуществлять саморегуляцию собственных психических состояний в условиях кризисной ситуации;
  5. способность мобилизовать силы и реализовать резервные возможности своего организма с целью достижения наибольшего результата;
  6. концентрация внимания;
  7. волевые качества личности.

Коррекция, развитие указанных качеств личности позволяет повышать психологическую готовность к соревновательной деятельности.

Для подготовки спортсмена к напряженным условиям соревнований требуется применять систему разнообразных психологических воздействий, которая должна сопровождать все виды тренировок: физическую, техническую, тактическую и теоретическую. Система психологических воздействий в тренировочном процессе, распространяющаяся на все виды тренировок (физической, тактической, психологической и прочих) можно назвать психологической подготовкой спортсмена в широком смысле.

Согласно определению А.Л. Попова под психологической подготовкой понимается обширный круг действий тренеров и спортсменов, направленных на формирование и развитие психических качеств личности спортсменов, необходимых для успешной тренировочной деятельности и выступления в соревнованиях [8].

Психологическая подготовка спортсменов к состязаниям традиционно разделяется на общую и специальную подготовку.

Общая психологическая подготовка к соревновательной деятельности происходит в течение всего тренировочного года. В ходе вышеуказанной подготовки вырабатываются соревновательная и предсоревновательная эмоциональная устойчивость, высокий уровень мотивации, а также самоконтроль, саморегуляция в обстановке высокой конкуренции.

Специальная психологическая подготовка направлена на развитие таких психических качеств и свойств спортсменов, которые способствуют достижению результата в предопределённых условиях спортивной деятельности и включает в себя подготовку к определенным соревнованию, противнику, ситуации, состоянию.

Специальная психическая боевая готовность к выступлению, характеризующаяся уверенностью в своих силах, направленностью на успех, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, способностью управлять своими действиями, эмоциями и поведением, а также способностью умело выполнять во время выступления действия, необходимые для победы формируется как раз в рамках психологической подготовки к определенным турнирам, противникам, ситуациям  и состояниям.

Значительную роль в специальной психологической подготовке спортсмена к соревнованию играет так называемая психологическая разведка, которая направлена на сбор достаточной и достоверной информации о предстоящем соревновании, соперниках, их тренированности, слабых и сильных сторонах. Кроме этого, к психологической разведке в подготовке к соревнованию относится предусмотрение приемов саморегуляции потенциально возможных неблагоприятных внутренних состояний[10].

Сбор необходимой информации об условиях будущего соревнования — это начальный этап психологической подготовки, позволяющий моделировать тот уровень тренированности в целом и психологической готовности в частности, которых должен достигнуть спортсмен к началу соревнования. Отсутствие необходимой информации негативно влияет на достижение состояния психической готовности к соревнованию.

Также необходим сбор информации и последующее ее уточнение и дополнение о самом тренируемом, в том числе о его психологических качествах путем применения многообразия методов диагностики, в том числе наблюдения, бесед, анкет, комплексных личностных опросников.

Регулярная психодиагностика спортсмена позволит получить наиболее полное представление о его психологических качествах и поможет спрогнозировать его поведение в экстремальных условиях соревнований.

Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям должна отвечать потребностям этого спортсмена в развитии необходимых ему качеств, а также должна учитывать особенности, присущие возрастному периоду развития человека и соответственно корректироваться в зависимости от происходящих изменений.

Учитывая особенности подросткового возраста можно выделить следующие задачи психологической подготовки спортсмена-подростка к соревнованиям:

  1. создание уверенности в своих силах и повышение самооценки;
  2. овладение умением управлять своими эмоциями;
  3. овладение умением регулировать психическое состояние во время соревнований;
  4. совершенствование свойств внимания;
  5. формирование морально-волевых качеств;
  6. овладение умением мобилизовывать силы для решения задач во время кризисных ситуаций;
  7. cнятие избыточного психического напряжения перед соревнованием и во время выступления;
  8. психогигиена усталости.

В заключении можно сделать следующие выводы:

  1. Состояние психологической готовности к состязаниям характеризуется наличием у спортсмена в предсоревновательный момент определенных психологических качеств. Коррекция указанных качеств позволяет повышать психологическую готовность к соревновательной деятельности.
  2. При подготовке спортсменов-подростков к соревнованиям следует использовать методы и средства психологической подготовки с учетом потребностей и особенностей, присущим спортсменам подросткового возраста.

Список использованной литературы

  1. Алексеев А. В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 352 с.
  2. Бабаян А.А. Личностные факторы психической готовности спортсмена к достижению высокого соревновательного результата (На примере тяжелой атлетики). Дис. канд. психол. наук. Москва. РГБ, 2002. 187 с.
  3. Бутовский А. Д. Воспитание и телесные упражнения в английских школах, Собр. соч.: в 4 т. — К.: Олимп. лит., 2009. — Т. 1. 277—334 с.
  4. Гордон С.М., Ильин А.Б. Оценка личности спортсменов разных специализаций и квалификаций (на примере циклических, игровых видов и спортивных единоборств//Теория и практика физической культуры. 2003. N2. — 24-26
  5. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПБ.: Питер, 2008. – 352 с.
  6. Ильин Е.П. Состояние наивысшей готовности и работоспособности спортсмена//Спортивная психология в трудах отечественных специалистов под ред. И. П. Волкова. СПб.::Питер, 2002. 253-260 с.
  7. Курашвили В.А. Психологическая подготовка спортсменов инновационные технологии. Издательство: Центр инновационных спортивных технологий Москомспорта, 2008. 114 с.
  8. Попов А.Л. Спортивная психология. Учебное пособие для спортивных вузов. – М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 2013. 219 с.
  9. Практикум по спортивной психологии под ред. И. П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
  10. Пуни А.Ц. О психологической разведке в подготовке к соревнованию, Спортивная психология в трудах отечественных специалистов под ред. И. П. Волкова. СПб.:Питер, 2002. 246-250 с.[schema type=»book» name=»ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ-ПОДРОСТКОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ» description=»В данной статье рассматривается психологическая готовность к соревнованиям, охватывающая различные понятия и подходы, а также взаимосвязи психологической подготовки спортсмена с формированием и развитием личностных качеств с учетом особенностей подросткового возраста.» author=»Башлакова-Николаева Татьяна Игоревна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-10″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found