Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ТРАГЕДИЯ УКРАИНСКОГО РАЗЛОМА ГОД СПУСТЯ: ИСТОРИЯ И ПОЛИТИКА

Политический кризис, приблизивший Украину к гуманитарной катастрофе, закономерно нашел отклик у российских граждан, ученых, политиков и власти. Обусловлено это тем, что формирование территории современной Украины, как бывшей окраины Российской империи (1654 — 1922 гг.) и самостоятельной республики СССР (1922 — 1991 гг.) — это не подарки русских правителей другому государству, а естественный результат развития государства в рамках единого экономического пространства [1, С. 25-37]. Поэтому, как бы ни разворачивались события, а общая история не позволяет быть недружественными народами.

Украине после дезинтеграции СССР принадлежали развитая промышленность (22 % всей экономики Советского Союза), 25 % мирового запаса черноземных земель, развитые сельское хозяйство и винодельческая отрасль, четыре АЭС, выход в Черное море, современная инфраструктура, самые боеспособные вооруженные силы (после российских) на территории Европы [2]. По некоторым оценкам жизнь украинцев в постсоветский период улучшилась, при этом в качестве показателей выбраны оценка уровня жизни и увеличении покупательской способности. Но, несмотря на некий прогресс, богатые земли, выгодные географические условия, высокий научный потенциал и инвестиционная привлекательность соседствуют с технологической отсталостью не только от передовых экономик, но и от бывших союзников по СССР. Беларусь, РФ, Прибалтика — превысили советские экономические показатели 1990 г. в период 2002-2006 гг., а Украина достигла только 70 % уровня ВВП УССР [3]. Причиной тому стали политические кризисы, борьба украинских олигархов за власть и доступ к национальным ресурсам, вмешательство США и ЕС. Как следствие на рубеже 2013 – 2014 годов, вызвав дестабилизацию в политике, экономике, украинские власти создали критическую точку кипения в обществе. Именно во всем этом выражается первая тенденция развития Украины в период современной истории.

В феврале 2014 года украинский президент В. Янукович незаконным путем был отрешен от власти[1], правящий режим был низвергнут, фактически произошёл государственный переворот, что только усугубило положение страны. Катастрофический спад в экономике и безработица, запрет русского языка и русофобство, политика двойных стандартов, дозволение представителям правого сектора на грабеж, насилие и бандитизм, репрессии к инакомыслящим, вандализм и пропаганда неонационализма, придание ореола борцов за свободу украинским карателям и гонение на ветеранов войны с фашизмом (вплоть до физической расправы) [4], травля православной церкви — обусловили эффект сплочения гражданского общества [5] и противостояния киевской хунте. Украинская история развивалась в русле этой идеологии: от Майдана через «Корсуньский погром» к одесской трагедии, где 2 мая 2014 года были зверски сожжены люди, которые имели другое мнение о происходящем. Одесская трагедия стала точкой невозврата, когда уже никакие разговоры о братстве, дружбе народов, славянском родстве не могли удержать часть населения Украины от такого вывода. Закономерно, что произошло отделение Крыма от Украинского государства, проповедующего бандеровскую идеологию, фальсификацию истории, смерть и зверства по отношению к инакомыслящим[2] [6], провозглашение Донецкой и Луганской Народных Республик (далее – ДНР и ЛНР). Как следствие всех политических процессов усилился украинский национальный разлом, разгорелась гражданская война, обнажившая противоречия и сущность чудовищной трагедии в сопредельном государстве.

Уничтожение собственного народа с целью насильственной украинизации стало второй тенденцией развития Украины на этапе современной истории.

Правящая хунта, без введения чрезвычайного положения, 15 апреля 2014 года приступили к усмирению юго-восточной части Украины с использованием вооруженных сил и силовых ведомств, с применением артиллерии, бронетехники и авиации[3] [7]. Одна из особенностей политики захвативших власть состояла в том, что, когда регулярная армия не захотела брать на себя карательные функции, спикер Верховной рады А. Турчинов, став исполнять обязанности президента страны, в марте 2014 года предложил сформировать новую военную структуру. Верховная рада Украины утвердила 13 марта 2014 года закон № 4393 и финансирование Национальной гвардии[4] [8], в которую были привлечены наемники и сформированные отряды из числа правого сектора – боевиков УНА-УНСО[5].

Группировка украинских радикалов «правый сектор» сформировалась во время государственного переворота в Киеве, главари которой неоднократно делали громкие заявления антироссийской направленности. По инициативе лидера этого экстремистского движения Д. Яроша[6] был сформирован батальон «Донбасс» [8, 9]. «Правый сектор» — неформальная правоэкстремистская группировка, объединившая активистов ряда украинских националистических («национально ориентированных») праворадикальных организаций[7]. Это профашистская организация, в ряды которой входят сторонники идей фашизма и построения на территории Украины аналога Германии 1933-1945 годов. Вероятно, именно поэтому действия этой организации сегодня копируют события более чем 70-летней давности [10, 11]. Современная организация возникла на фоне внутреннего конфликта между Социал — Национальной ассамблеей и радикально настроенным ВО «Тризуб» им. С. Бандеры. Обе организации получали средства от различных западных «проукраинских организаций». Эти организации были созданы спецслужбами стран НАТО сразу после распада СССР, как элемент политической борьбы и поддержки национальных движений, таких, как Украинская националистическая группировка «Братство» Д. Корчинского, которая числилась в партнёрах «Трезубца» [12][8].

Наследники украинских бандитов, политкорректно называемых «правым сектором», прошли боевую подготовку в грузино-абхазском конфликте, в террористической деятельности в составе банд-формирований на территории российского Северного Кавказа, в лагерях подготовки НАТОвскими инструкторами в Польше, Эстонии и Литве. А теперь активно используются против украинского народа в своей же стране, под личиной Национальной гвардии, футбольных фанатов и т.п. Особая роль в реанимации бандеровской идеологии принадлежит В. Ющенко, который в своей политической борьбе сознательно использовал крайне неоднозначные темы, разжигающие противоречия в Украине, такие как позиция по отношению к деятельности ОУН и УПА, фальсификация истории советской Украины, взаимоотношения восточных и западных регионов страны и другие [5, 12]. Эту идеологию продолжили правящие круги в 2014 году.

Украинские политические противоречия, опора на вооруженные формирования в ходе дестабилизации обстановки и захвате власти, обусловили третью тенденцию развития Украины на этапе современной истории, выраженной созданием вооруженных формирований неонационалистического толка. Были сформированы батальоны «Днепр», «Айдар», «Азов», «Украина», «Львов», «Киев», «Шахтерск», «Чернигов» и др., которые мало чем отличались.

Как следствие, антитеррористическая операция (далее – АТО) вошла в активную фазу. Началось истребление собственного народа, проживающего на территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР, уничтожение инфраструктуры, объектов жизнеобеспечения, введение экономической блокады, отключения от банковской системы, разрушение городов и населенных пунктов варварскими методами ведения войны. В итоге в ХХI веке в центре Европы вспыхнула гражданская война, возникли Иловайский, а затем и Дебальцовский котлы, унесший колоссальное количество человеческих жизней, показавших всю трагедию украинского народа, до которой довели страну политики и олигархи Украины постсоветского периода. Поэтому закономерно, что украинский президент 12 февраля 2015 года был вынужден подписать минские соглашения, предусматривающие сворачивание войны против Донбасса и перевод военных действий в формат скоординированных с участием ОБСЕ политических решений с обеих сторон. Россия внесла на рассмотрение Совета Безопасности ООН резолюцию, которая была принята и стала международным правовым актом, закрепляющим договоренности, достигнутые лидерами «нормандской четверки» на переговорах в Минске.

Вместе с тем, по данным минобороны ДНР, украинские военные днем под контролем международных наблюдателей выводят тяжелые вооружения, а в ночное время возвращают ее обратно. Часть техники концентрируется в районе Мариуполя, зафиксирован подвоз боеприпасов. Эти действия, скорее, напоминают ротацию армейских подразделений, а не готовность отвести наиболее мощные артиллерийские системы. Кроме того, ОБСЕ не располагает данными о конечной дислокации украинской армией выведенных систем залпового огня «Град» и «Ураган» [13].

Консолидация националистических партий и движений, ввергнувших страну в бездну, стала четвертой тенденцией развития Украины в постсоветский период. По официальным результатам выборов в Верховную Раду Украины восьмого созыва по партийным спискам прошло 6 политических сил: Народный фронт — 22,14% (64 депутата), Блок П. Порошенко — 21,82% (63 депутата), Объединение Самопомич — 10,97% (32 депутата), Оппозиционный блок — 9,43% (27 депутатов), Радикальная партия О. Ляшко — 7,44% (22 депутата), ВО Батькивщина — 5,68% (17 депутатов). Остальные партии набрали менее 5% голосов избирателей, что является проходным барьером. Общее количество голосов избирателей, поданных за кандидатов, включенных в избирательные списки политических партий, преодолевших пятипроцентный барьер, составило 12 млн 209 тыс 87 голосов. Избирательная квота, то есть количество голосов, необходимое для получения одного депутатского мандата, составляла 54 тыс 262 голоса [13]. В украинском парламенте нового созыва в 2014 году появилось много новых лиц и почти не осталось старых партий и партийных блоков, однако процесс принятия решений по-прежнему заключается в согласовании интересов старых олигархических групп под прикрытием проевропейской и националистической риторики. Война осталась прибыльным бизнесом, поэтому шансов на окончательное мирное урегулирование кризиса на Донбассе немного. Тем более, что в состав законодательного органа вошли ряд полевых командиров из добровольческих батальонов, которые в совокупности с националистическими партиями и движениями сформировали «партию войны».

Результаты обобщаемого материала свидетельствуют о том, что за прошедший год менялись не только украинская власть, сознание народа, усиливались антироссийские настроения и фальсификация истории, но и разгорелась гражданская война со всеми ее последствиями.

Как следствие, по мнению специалистов, на территории Украины до февраля 2014 года проживало порядка 45 млн. чел. Население страны сократилось: около 5,5 — 6 млн. жителей страна потеряла с Крымом, Донбассом и политическими беженцами; до 1 млн. человек (включая Донбасс) составили гуманитарные беженцы; 1,5 — 2,5 млн. чел. уехали на работы за рубеж, по данным ОБСЕ 50 тыс. погибших в ходе войны. В итоге население Украины за год уменьшилось на 36,5-37,5 млн. чел. Общее падение производства составило порядка 10,7 % (см. табл. 1), проявилось устойчивое движение к краху финансовой системы, снижение торговли (см. табл. 2), наблюдалось падение уровня жизни (без учета повышения цен на тарифы ЖКХ на сотни процентов) (см. табл. 3), рейтинг коррупции составил 142 место (из 175) [15].

Таблица 1

Общее состояние украинской финансовой системы и торговли в 2014 г.

Отрасли промышленности, транспорт Снижение
Машиностроение 23,3 %
Выплавка стали 25 %
Выплавка чугуна 15 %
Сборка автобусов 65,3 %
Продукты нефтепереработки 21,4 %
Добыча угля 29,3 %
Сумское НПО им. Фрунзе (на грани закрытия) долги по зарплате 16 млн. грвн
Запорожский автозавод (закрыт до апреля) 33,6 %
ЮжМаш (закрыт до 2 марта), уволены 40 тыс. чел., долги 640 млн. грвн
Крюковский вагоностроительный завод (за 2014 год выпущен 1 пассажирский вагон) 54,7 %
Кременчугский сталелитейный завод (на грани закрытия), уволены 500 чел в 5,5 раз
Запорожский автозавод (закрыт до апреля) 33,6 %
Пассажиропоток (авиа) 22,3 %
Пассажиропоток (железнодорожный) 60 %

Таблица 2

Общее состояние финансовой системы и торговли в 2014 г.

Отрасли промышленности, транспорт Снижение
Валовый внутренний продукт 7,5 – 10 %
Продажа автомобилей 4,6 %
Инвестиции 17,0 %
Рост внешнего долга на 10% до 30,8 млрд грвн
Задолженность по зарплате (возросла, была 1,5 млрд грвн) 2,5 млрд
Депозиты в банках 30 %
Платежный баланс 5 млрд долларов
Торговый баланс 6 млрд долларов
Импорт 28,3 %
Экспорт 14,0 %
Валютные резервы упали ниже отметки в 6 млрд. долларов

Таблица 3

Общая характеристика уровня жизни в 2014 г.

  Увеличение
Рост цен более 24,9 %
Природный газ 62,8 %
Медицинские услуги 34,3 %
Хлеб 30 – 50 %
Бензин 60 – 80 %
Транспорт 10 — 20%
Табак 25 %
ЖКХ 34,3 %
Образование 4,7 %
Сахар 36,6 %
Одежда и обувь 14,5 %
Алкоголь 32,6 %
Фрукты 49,1 %
Увеличение НДФЛ для зарплаты выше 12180 грвн до 20 %
Военный сбор со всех зарплат 1,5 %
Отмена льгот ветеранам, инвалидам, ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Анализ исследуемого материала свидетельствует о некоторых особенностях, усугубившие украинскую трагедию в течение 2014 г.

  1. Постоянная борьба за власть финансовых и политических элит, слабость власти в условиях трансформации политического режима в антидемократический, способствовали развитию коррупции, стагнации экономики, обнищанию населения, еще большей концентрации власти в руках олигархов, построивших не национально ориентированный бизнес. Преимущества экономического развития и производственных сил постсоветского времени были утеряны, вследствие неэффективного управления властью государством и гражданской воны.
  2. Вмешательство западных стран, и прежде всего США, через неправительственные организации и другими способами, финансирование и «консультирование» украинской власти, способствовали дестабилизации политического режима в Украине и развязывании гражданской воны 2014 года.
  3. Попытка украинских властей избавить сознание украинского народа от исторического прошлого, интегрированного с российской историей, способствовала возрождению идеологии бандеровцев и ОУНовцев национал-фашистского толка.
  4. Катастрофический спад в экономике и безработица, спешная украинизация властями русскоязычного населения, политика двойных стандартов, дозволение представителям правого сектора на грабеж, насилие и бандитизм, репрессии к инакомыслящим, вандализм и пропаганда неонационализма, придание ореола борцов за свободу украинским карателям и гонение на ветеранов войны с фашизмом (вплоть до физической расправы), травля православной церкви и физическое уничтожение представителей духовенства — обусловили раскол общества и оттолкнула угнетаемую часть, в которой проявились эффект сплочения гражданского общества и противостояния киевской хунте на Донбассе.

Таким образом, результаты обобщаемого материала позволяют сделать следующие выводы.

  1. В течение 2014 года проявилось усугубление трагедии украинского кризиса, в основе которого лежат укронационализм, фальсификация истории, насильственная украинизация и террор, порожденные непосредственной поддержкой государственной властью ОУНовцев и украинскими олигархами, странами Запада и США, что в итоге привело к гражданской войне.
  2. В условиях политического и национального системного кризиса, охватившего политику государства, экономику и общество складывается тенденция распространения и господства неонационалистической идеологии.
  3. Минские соглашения от 12 февраля 2015 года, предусматривающие сворачивание войны против Донбасса и перевод военных действий в формат скоординированных с участием ОБСЕ политических решений, это временная передышка для украинских властей, которые подстрекаемые «партией войны», заинтересованными политиками США и ЕС, не прекратят гражданскую войну.
  4. По требованию МВФ, украинским гражданам уготовлена модель шоковой терапии — абсолютно стандартное, основано на монетаристских догмах, для подавления инфляции за счет резкого сжатия денежной массы, что влечет сокращение доходов и спроса, производства. Практический опыт реализации этих рекомендаций в последнем десятилетии ХХ века в России и других постсоциалистических экономиках, во многих слаборазвитых странах неизменно показывал один и тот же результат – катастрофический обвал производства, массовую безработицу и обнищание населения, после чего экономика приходила в относительное равновесие, занимая ту нишу в мировом разделении труда, которую ей навязывали кредиторы.
  5. Экономическая слабость Украины провоцирует экспансию со стороны экономически сильных государств (таких как США и их союзников), ведущих борьбу за захват полезных ископаемых и рынков сбыта, господство в мире и финансовое закабаление других. Украинские власти делают из собственной страны аграрно-энергетический придаток ЕС. Поскольку нынешние украинские власти идут на разрыв кооперации с Россией, остается только экспорт, в котором заинтересован ЕС: металлоломом, подсолнечник, дешевая рабочая сила, контрабанда оружия, и возможно даже земля.
  6. Будущее украинской национальной идеи, возможно лишь в случае отречения украинской элиты от русофобии, противопоставления себя русскому во всем.

Список литературы:

  1. Матвеев О.В. Крым в украинском кризисе: история и политика // Историческая социально-образовательная мысль, 2014. № 2. С. 25 – 32.
  2. Казарин П. Настоящую Украину только предстоит создать // Росбалт, 2012. – Октябрь.
  3. Бутченко М. Дети капитализма. За 21 год Украина проделала путь от голодного коммунизма до капитализма с человеческим лицом // Корреспондент.net, 2012. №33, 24 августа. Электронный ресурс: URL: https://finance.bigmir.net/news/economics/20610-Korrespondent-Deti-kapitalizma-Za-21-god-Ykraina-prodelala-pyt-ot-golodnogo-kommynizma-do-kapitalizma-s-chelovecheskim-licom (дата обращения — 8.04.2014 г.)
  4. Белая книга нарушений прав человека и верховенства права на Украине. М.: МИД, 2014. Книга 1, книга 2.
  5. Матвеев О.В. Трагедия украинского народа: история и политика // Историческая социально-образовательная мысль, № 3. С.17-29.
  6. https://www.1tv.ru/ news/world/256044 (дата обращения 8.04.2014 г.).
  7. https://ru-lenta.com/news/turchinov-sbu-i-armiya-nachinayut-specoperaciyu-na-vostoke-ukraini-0000132999.html (дата обращения — 13.04.2014 г.).
  8. (дата обращения — 26.04.2014 г.).
  9. https://rt-russian.livejournal.com/4086506.html (дата обращения — 2.06.2014 г.).
  10. (дата обращения — 8.04.2014 г.).
  11. Климов А.А., Баранов В.П., Беркутов А.С. и др. История внутренних войск. В 5 т. Т. 4, Ч. 1: 1945–1966 гг. М.: Изд-во ГКВВ МВД России, 2012.
  12. Матвеев О.В. Трагедия украинского кризиса год спустя: история и политика // Национальная ассоциация ученых, 2015. № 2 (7), часть 6. С.153-159.
  13. (дата обращения — 7.03.2015 г.).
  14. (дата обращения — 1.12.2014 г.).
  15. (дата обращения — 27.02.2015 г.).

[1] В соответствии с украинской Конституцией досрочно остановить полномочия Президента можно было лишь в случаях: 1) отставки, 2) невозможности выполнять полномочия по состоянию здоровья, 3) отстранения с поста в порядке импичмента, 4) смерти, 5) либо ст. ст. 111 — в случае совершения ним государственной измены либо другого преступления. Однако, при голосовании в Верховной раде не было набрано необходимого количества голосов для отречения действующего Президента (Прим. авт.).

[2] Депутат Верховной рады от партии «Свобода» русофоб Ирина Фарион заявила: «Я бы действовала намного жестче. Я бы их просто стреляла. Враг господствует на нашей земле. Его нужно было гнать отсюда еще с 1654 г. Сегодняшняя реакция абсолютно адекватна. Но меры должны быть намного жестче. Наши люди положили свои жизни. Поэтому эти существа заслуживают только одного – смерти» [6].

И. Фарион – соратница националиста О. Тягнибока. В 1980-е годы она возглавляла кружок общего языкознания и марксистско-ленинской эстетики, была членом факультетского «Клуба интернациональной дружбы». А в Львовском университете — членом партбюро филологического факультета (единственная студентка на факультете, которая была членом КПСС), вышла из партии после провала ГКЧП (Прим. – авт.).

[3] После тайного визита 12 апреля 2014 г. шефа ЦРУ Джона Бреннана в Киев, где он провел ряд тайных встреч с руководителями силового блока Украины (что свидетельствует о чрезвычайно тесной связи между нынешней украинской государственной властью и США), и.о. президента А. Турчинов, сообщил, что с целью недопущения крымского сценария и в соответствии с решением Совета национальной безопасности и обороны (далее — СНБО) начинается широкомасштабная операция на востоке страны с привлечением военнослужащих вооружённых сил [7].

[4] МО и МВД приступило к оснащению подразделений нацгвардии вооружением и военной техникой, в первую очередь боевыми машинами. Национальной гвардии 22-23 марта 2014 года были поставлены десять БТР-4. Передача 42 машин началась12 апреля, забракованных иракской стороной в ходе реализации контракта по поставкам в эту страну бронетехники (Багдад признал эти машины несоответствующими условиям договора). В их числе 29 БТР-4Е, пять БТР-4К, шесть БТР-4С и два БТР-4КШ. Для формирований нацгвардии у украинского ВПК 22 мая 2014 года были заказаны 22 новых БТР-3Е.

[5] Формирование Национальной гвардии позволило украинской хунте утверждать, что боевики правого сектора разоружены (Прим. – авт.).

[6] Будучи кандидатом на пост главы Украины Д. Ярош в ходе пресс-конференции в Днепропетровске 24 апреля 2014 года заявил о сбывшейся мечте — переходе бандеровской армии на левый берег Днепра, о временном приостановлении своей избирательной кампании, с целью посвящения себя мобилизации всех патриотических сил Украины, содействия украинским ВС в проведении АТО на востоке [8].

В 2008 году Д. Ярош (фигурант уголовного дела об участии в боях против российских солдат в Чечне в 1994–1995 гг.) дал интервью «Кавказцентру», отмечая, что Ичкерия, Грузия, Украина — это все звенья одной цепи, которая должна быть накинута на шеи народов, которые не желают жить в московском стойле. На Украине, по его мнению, должна быть украинская власть: в бизнесе, политике и культуре должна преобладать титульная нация (Прим. – авт.).

[7] Бездействие руководителей украинского государства Л. Кравчука и Л. Кучмы, непосредственная государственная поддержка ОУНовцев президентом В. Ющенко, странами Запада и США, породили неонационалистическое экстремистское движение во главе с Д. Ярошом (Прим. – авт.).

[8] «Братство», как отмечали аналитики в 2009 году, выступая за территориальную целостность и независимость Украины, курируется Брюсом Джексоном, американским «серым кардиналом» в странах Евразии и кадровым сотрудником спецслужб США. Именно Б. Джексону подотчётна деятельность многих проамериканских неправительственных структур не только на Украине, но и в Грузии. Его формальный статус — глава неправительственной организации (далее – НПО) «Проект для демократий переходного периода». Существует мнение, что благодаря именно лоббистскому напору Б. Джексона некоторые бывшие соцстраны были приняты в НАТО [12].[schema type=»book» name=»ТРАГЕДИЯ УКРАИНСКОГО РАЗЛОМА ГОД СПУСТЯ: ИСТОРИЯ И ПОЛИТИКА» author=»Матвеев Олег Викторович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found