Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Российско-таджикские отношения на современном этапе: политико-правовой обзор

Целью предлагаемой статьи является оценка современных российско-таджикских отношений. Автор исходит из того, что в целом о характере двусторонних межгосударственных отношений можно судить:

Рассмотрим российско-таджикские отношения по этим параметрам.

Первыми и основополагающими двусторонними документами стали подписанные 25 мая 1993 г. в Москве Президентом России Б.Ельциным и Председателем Верховного Совета РТ Э. Рахмоновым «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан» и «Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в военной области». Эти договоры действуют и в настоящее время, и предусматривают, что в случае совершения акта агрессии против любой из сторон они «окажут друг другу необходимую помощь, включая военную, в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН» [2].

Всего, по данным МИД РТ, с 1992 г. по 2014 г. между Таджикистаном и Россией заключено более 230 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений [7]. 56 из них обладают статусом действующих межгосударственных договоров и соглашений, 19 касаются вопросов военного присутствия России на территории РТ, военного и военно-технического сотрудничества двух стран [1].

Россия и Таджикистан также имеют двусторонние межгосударственные договоренности в сферах: экономики (11 соглашений); информационного обмена (7 соглашений); образования и науки (6 соглашений); гражданства и трудовой миграции (один договор и 3 соглашения); реструктуризации задолженности (3 соглашения); дипломатических отношений (2 соглашения); транспорта (2 соглашения); борьбе с незаконным оборотом наркотических средств (одно соглашение).

Отдельно стоит сказать о том, что не все подписанные документы вступили в силу. Определенное беспокойство вызывает то обстоятельство, что по информации МИД России, нет данных по такому документу как «Договор о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, ориентированном в XXI век» (16.04.1999 г.) и не действует «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о содействии сотрудничеству между территориальными образованиями Российской Федерации и Республики Таджикистан» (24.04.2012 г.) [1].

Возможно, эта проблема обусловлена тем, что подписанные сторонами документы не регистрируются в Секретариате ООН и даже не всегда предполагают взаимную ратификацию. Согласно статье 102 Устава ООН, всякий договор и всякое международное соглашение, заключенные любым государством – членом ООН, должны быть зарегистрированы в Секретариате и им опубликованы. Во исполнение мандата, содержащегося в статье 102, был учрежден Сборник договоров Организации Объединенных Наций [3].

По данным, содержащимся на официальном сайте ООН [8], регистрацию в Секретариате ООН к настоящему моменту прошли 319 двусторонних и многосторонних международных договоров Республики Таджикистан, при этом в 181 многосторонних договорах участниками являются РТ и РФ. В то же время не зарегистрировано ни одного двустороннего договора с РФ.

Для сравнения: с Германией зарегистрировано 15 двусторонних договоров и соглашений; с США – 6 двусторонних договоров и соглашений; с Латвией – 4 двусторонних договора и соглашения; со Швейцарией – 3 двусторонних договора и соглашения; с Францией и Нидерландами – по 2 двусторонних договора и соглашения; с Австрией, Белоруссией, Бельгией, Бразилией, Индонезией, Казахстаном, Киргизией, Китаем, Кореей, Турцией и Швецией – по одному двустороннему договору.

Количество, содержательная наполненность и статус межгосударственных договоров и соглашений выступают лишь одним из показателей двусторонних отношений. При оценке их характера необходимо рассматривать интенсивность межгосударственного общения на высшем уровне.

С момента первого избрания на должность Президента РТ (6 ноября 1994 г.) Э.Рахмон совершил 13 визитов в Российскую Федерацию (один официальный и один государственный визиты), Президенты России (В.Путин и Д.Медведев) побывали в Таджикистане 9 раз (6 официальных визитов).

Обсуждаемые темы: региональные конфликты и проблемы разрешения кризисов на постсоветском пространстве; военное и пограничное сотрудничество; сотрудничество в областях международной и региональной политики; противодействие международному терроризму и наркоугрозе; влияние ситуации в Афганистане на центральноазиатский регион; вопросы защиты южной границы Таджикистана; сотрудничество в сферах энергетики, промышленности, транспорта и коммуникаций; увеличение товарооборота РФ и РТ; совместные инвестиционные проекты; реализация соглашений в области развития гидроэнергетики и цветной металлургии; строительство гидроэлектростанции «Сангтуда-1» и проектирование Рогунской гидроэлектростанции; сотрудничество в сферах науки, образования и культуры; трудовая миграция; гуманитарные вопросы.

Помимо двусторонних встреч президенты РФ и РТ регулярно встречаются и обсуждают вопросы российско-таджикского и многостороннего сотрудничества в рамках рабочих поездок и различных международных форумов, в частности, на заседаниях Совета глав государств-участников СНГ, Межгосударственного Совета стран-членов ЕврАзЭС (с 2015 г. – Высшего евразийского экономического совета ЕАЭС), заседаниях Совета коллективной безопасности государств-участников ОДКБ, саммитах Шанхайской организации сотрудничества.

Всего на территориях России и Таджикистана они встречались 62 раза, с учетом встреч на саммитах, проходивших в других государствах, число встреч достигает сотни, что позволяет сделать вывод о систематическом характере российско-таджикского диалога на высшем уровне.

Этот диалог поддерживается и другими официальными лицами. Только в 2013-2015 гг. Таджикистан посетили:

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.Матвиенко;

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Нарышкин;

Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Н.Патрушев

Глава Башкортостана Р.Хамитов;

Губернатор Санкт-Петербурга Г.Полтавченко;

Губернатор Ивановской области РФ П.Коньков;

Министр иностранных дел Российской Федерации С.Лавров;

Министр обороны России С.Шойгу;

Министр внутренних дел России В.Колокольцев;

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ В.Герасимов;

Директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В.Иванов;

Командующий Пограничной службой ФСБ России генерал-полковник В.Кулишов;

Председатель Счетной Палаты Российской Федерации С.Степашин;

Заместитель Министра обороны России А.Антонов;

Заместитель Министра энергетики России А.Яновский;

Первый заместитель Директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В.Каланда;

Заместитель Председателя Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации ФС РФ С.Лисовский.

В этот же период в России с официальными и рабочими визитами побывали:

Министр иностранных дел Республики Таджикистан С.Аслов;

Министр обороны РТ Ш.Мирзо;

Министр внутренних дел Таджикистана Р.Рахимов;

Министр экономического развития и торговли Таджикистана Ш. Рахимзода; (15 декабря 2014 г.); министр экономического развития и торговли РТ Н. Хикматуллозода (20 марта 2015 г.);

Министр энергетики и промышленности РТ Г.Шерали;

Министр труда, миграции и занятости населения РТ С. Тагойзода;

Секретарь Совета безопасности Таджикистана А. Каххаров;

Начальник Генштаба Вооруженных Сил Таджикистана генерал-майор З.Бобокалонов;

Председатель верхней палаты Парламента РТ М.Убайдуллоев;

Председатель нижней палаты Парламента РТ Ш.Зухуров;

Директор Агентства по контролю за наркотиками при Президенте РТ генерал-лейтенант Р.Назарзода;

Начальник Миграционной службы при Правительстве РТ С.Девонаев.

Еще одним показателем, необходимым для оценки двусторонних отношений является степень их институционализации. 8 апреля 1992 г. между двумя государствами были установлены дипломатические отношения, 4 мая 1992 г. в Душанбе открыто Посольство Российской Федерации. 8 июня 1993 г. Постоянное представительство Республики Таджикистан в Москве было преобразовано в Постоянное Представительство РТ в Российской Федерации, а 18 декабря 1993 г. на его базе открыто Посольство Республики Таджикистан в России. С 2007 г. в Екатеринбурге и с 2011 г. в Уфе функционируют Генеральные консульства РТ. В Санкт-Петербурге, Калининграде и Петрозаводске осуществляют свою деятельность почетные консулы Республики Таджикистан. С 2008 г. проходят ежегодные встречи министров иностранных дел РФ и РТ, где происходит подписание ежегодных программ межмидовского сотрудничества.

С 2005 г. начала свою работу Таджикско-Российская Межправительственная Комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, очередное заседание которой состоялось 4 марта 2015 г.

В июне 2008 г. в Душанбе был открыт первый Русский центр Фонда «Русский мир» в Таджикском государственном институте языков. В рамках III форума творческой и научной интеллигенции стран СНГ в Душанбе в сентябре 2008 г. состоялось открытие второго Русского центра в Российско-таджикском (славянском) университете. 2 сентября 2011 г. в г. Душанбе был открыт Российский центр науки и культуры.

В институционализации российско-таджикских отношений особое место занимает межпарламентское сотрудничество, которое началось еще в 1992 г. в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Первый официальный визит делегации Государственной Думы во главе с ее Председателем Г.Н.Селезневым состоялся 24-27 января 1998 г., когда было подписано Соглашение между Государственной Думой ФС РФ и Маджлиси Оли Республики Таджикистан о межпарламентском сотрудничестве.

7-12 июня 2000 г. состоялся ответный официальный визит в Россию парламентской делегации Таджикистана во главе с Председателем нижней палаты парламента РТ С.Х.Хайруллоевым [6]. В развитие положений Соглашения о межпарламентском сотрудничестве 1998 г. было подтверждено обоюдное решение о создании Межпалатной парламентской комиссии между Государственной Думой Российской Федерации и Маджлиси намояндагон (нижней палатой) Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Первое организационное заседание МПК состоялось в апреле 2003 г. в г.Душанбе. с 26 по 30 апреля 2004 г. в Москве прошло II заседание Межпалатной парламентской комиссии по сотрудничеству, 25-29 ноября 2004 г. в Душанбе состоялось очередное, III заседание МПК, IV заседание МПК состоялось в гг.Москве и Твери в начале июня 2005 г., 29-30 ноября 2005 г. в Душанбе прошло V заседание Комиссии, VI заседание Межпалатной парламентской комиссии состоялось в октябре 2006 г. в Москве, VII заседание прошло в Душанбе в июне 2007 г., 9-12 декабря 2008 г. в Москве состоялось VIII заседание Межпалатной комиссии. Согласно предварительной договорённости на первую половину 2010 г. было намечено проведение в Таджикистане IX заседания МПК между Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан. С тех пор заседаний МПК не проводилось (в соответствии с Регламентом очередности координатором проведения очередного заседания является таджикистанская сторона).

7 ноября 2013 года состоялся официальный визит в Таджикистан Председателя Государственной Думы ФС РФ С.Е.Нарышкина. В ходе этого визита прошли его двусторонние встречи с Президентом Таджикистана и с Председателями палат парламента, на которых поднимался вопрос об активизации межпарламентского диалога. Сотрудничество нижних палат парламентов в формате Межпалатной комиссии в настоящее время не возобновлено. Но после выборов нового состава нижней палаты парламента РТ  (1 марта 2015 г.) в прессе  появилась информация о том, что в скором времени будет образована обновленная Группа дружбы и сотрудничества между Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан и Государственной Думой ФС РФ.

Иная ситуация с сотрудничеством сложилась в верхних палатах парламентов. Соглашение о сотрудничестве между Советом Федерации ФС РФ и Маджлиси милли Маджлиси Оли РТ было подписано 24 августа 2006 г. [5].

С октября 2006 г. действовали постоянная комиссия при Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан по работе с Советом Федерации ФС РФ и Комиссия по сотрудничеству Совета Федерации ФС РФ и Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 18 сентября 2007 г. принята Концепция взаимодействия Совета Федерации ФС РФ и Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан в сфере правового регулирования межрегионального сотрудничества Российской Федерации и Республики Таджикистан [4, с. 129-134].

25 августа 2006 г. в Душанбе состоялся первый российско-таджикский межпарламентский форум «Таджикистан – Россия: потенциал межрегионального сотрудничества», второй прошел в сентябре 2007 г. в Москве и Оренбурге, а  третий — в Душанбе и Худжанде  23 — 25 октября 2008 г.

После перерыва в сотрудничестве в несколько лет состоялся официальный визит в Таджикистан Председателя Совета Федерации ФС РФ В.И.Матвиенко (12-13 марта 2014 г.), а в ходе ответного визита Председателем Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан М.У.Убайдуллоева 23 октября 2014 г. было подписано обновленное Соглашение о сотрудничестве между Советом Федерации ФС РФ и Маджлиси милли Маджлиси Оли РТ.

В рамках реализации этого соглашения в Москве прошли IV Межпарламентский форум «Россия – Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества» и III конференция по межрегиональному сотрудничеству России и Таджикистана. В 2014 г. состоялись два заседания парламентских комиссий по сотрудничеству (г. Душанбе, 12 марта и г. Москва, 22 октября), а также официальный визит делегации Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан во главе с Председателем палаты М.У.Убайдуллоевым (11-12 ноября 2014 г.).

27 марта 2015 г. состоялись выборы членов нового созыва верхней палаты парламента РТ. В соответствии со статьей 7 Соглашения от 23 октября 2014 г. образована Комиссия по сотрудничеству Маджлиси милли Маджлиси Оли РТ и Совета Федерации ФС РФ в составе 5 депутатов, представляющих комитеты: по координации деятельности с нижней палатой парламента, с исполнительной властью, общественными объединениями, средствами массовой информации и межпарламентским связям; по аграрным вопросам, занятости населения и экологии; по экономике и коммуникации.

Проведенный краткий политико-правовой обзор российско-таджикских отношений доказывает их поступательный дружественный характер, в то же время фиксирует наличие определенных проблем в нормативно-правовом и институциональном обеспечении двустороннего сотрудничества, что позволяет сделать вывод о необходимости полноценного использования всех уже созданных ресурсов.

Список литературы:

  1. Двусторонние договоры // URL: international_contracts/2_contract
  2. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. 25.05.1993 г. // Бюллетень международных договоров – 1993 — № 8.
  3. Договоры и юридические публикации ООН // URL: https://www.un.org./ru/ documents/resguide/spectreat.shtml
  4. Концепция взаимодействия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан в сфере правового регулирования межрегионального сотрудничества Российской Федерации и Республики Таджикистан. 18 сентября 2007 г. // Россия-Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества. 17-20 сентября 2007 года. Москва-Оренбург. Издание Совета Федерации, 2007
  5. Соглашение о сотрудничестве между Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 08.2006 // URL: agreement.html
  6. Справка МИД РФ о межпарламентском сотрудничестве Российской Федерации и Республики Таджикистан // URL:
  7. Таджикистан-Россия. Межгосударственное сотрудничество // URL: https:// tajgenconsul-eka.ru/otnosheniy/
  8. United Nations Treaty Series Online Collection // URL: https://treaties.un.org/ Pages/UNTSOnline.aspx?id=3[schema type=»book» name=»Российско-таджикские отношения на современном этапе: политико-правовой обзор» description=»В статье на основе политико-правового обзора российско-таджикских отношений показано, что они носят дружественный характер, но для их дальнейшего развития необходимо решение зафиксированных проблем нормативно-правового и институционального обеспечения двустороннего сотрудничества.» author=»Игнатов Алексей Викторович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found