После распада Советского Союза, глобальная система международных отношений подверглась серьезной трансформации. В тот период ни один политолог мира не мог доподлинно спрогнозировать, какой она будет после краха биполярной системы. Западные теоретики считали, что мир станет однополярным, однако российские ученые были уверены еще в 90-е, что мир не уложится в благожелательную для американских республиканцев или даже демократов формулу. Мир намного сложнее. Об этом неоднократно и компетентно говорил Евгений Примаков, подчеркивая высокое значение соблюдения многополярности системы международных отношений во внешней политики России. Однако несмотря на призывы российских ученых и некоторых дипломатов, политический истеблишмент того периода был явно ориентирован на Европу и США. Азиатско-Тихоокеанское направление политики России было «задвинуто на дальнюю полку». В результате в наследство от 90-х г. мы получили серьезные имиджевые, политические, экономические и военно-стратегические потери в АТР.
Ситуация начала меняться в 2000-х гг. В России наступил новый политический период, когда наше государство стало отстраивать утраченные форпосты не только в Западном мире, но и во всех других направлениях. За более 15 лет мы выстраиваем отношения на международных площадках Азиатско-Тихоокеанского региона. Достигнуты серьезные результаты. В 2012 г. на полях нового национального проекта с уникальной инновационной инфраструктурой – Дальневосточного федерального университета в г. Владивостоке проведен Саммит АТЭС. В 2015 г. по инициативе президента РФ учрежден ежегодный международный экономический форум ВЭФ, который также проводится в ДВФУ.
Впрочем, по социально-экономическим показателям Дальний Восток остается депрессивным регионом. Так, в Дальневосточном федеральном округе в 2015 году объемы производства и розничной торговли снизились на 2%, а номинальный размер среднедушевых доходов упал на 3% [3, с. 7-15]. На протяжении всего периода развития дальневосточных территорий, начиная с XIX века, политика центрального правительства в отношении восточных рубежей России во многом строилась вокруг освоения, добычи и переработки природных ресурсов [2, с. 76-77].
Решить проблему нехватки трудовых ресурсов в регионе была призвана политика массового переселения на Дальний Восток, проводимая всеми центральными правительствами, начиная с момента присоединения к Российской южной части современной территории ДФО и заканчивая периодом правления последнего советского руководителя М. С. Горбачева[1].
Однако, в последующем, с момента развала Советского Союза население Дальнего Востока начало сокращаться. Например, в Приморском крае с 2005 года население региона стабильно теряет 3-4 тысячи жителей в год. По данным социологического опроса Центра социальных инноваций «Чёрный куб», проводившегося на территории региона с октября 2015-го по январь 2016 года, 21% жителей края желают или допускают возможность своего переезда в центральные субъекты РФ или за рубеж в будущем [1].
Что касается добычи сырья в ДФО, то и здесь в экономике региона отметились обратные тенденции: за период с 2001 по 2014 годы, доля добычи традиционных для региона сырьевых ресурсов – древесины, цветных и черных металлов в экспортной структуре Дальнего Востока снизилась в 4 раза – с 24% до 6%.
Отток трудового населения и изменение характера дальневосточной экономики в последние годы свидетельствует о том, что дальнейшее развитие региона требует новых подходов к его освоению. Постсоветская дальневосточная политика, заключавшаяся, главным образом, в экспорте природных ресурсов не дала значимых результатов в развитии самого ДФО по причине низкокачественного товарного вида и содержания продуктов экспортной группы, а также низкой инфраструктурной обустроенности трансграничных зон на Дальнем Востоке и высокой степени инвестиционных рисков (главным образом, политических и криминогенных).
Собственно, именно поэтому в настоящее время, с 2014 г. в арсенале федерального центра впервые появилась дальневосточная политика, как комплекс механизмов, призванных привлечь инвестиции и обеспечить ускоренное развитие региона.
Во-первых, речь идет о территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации устанавливается особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
Во-вторых, комплекс мер включает в себя трансформацию свободных экономических зон (СЭЗ), в которых ключевым действующим игроком станет не предприниматель, а инвестор. В конце 2014 г. во время послания президента В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации была озвучена идея создания на Дальнем Востоке «Свободного порта Владивостока», имеющего льготный режим таможенного оформления. Последующая форсированная подготовка нормативно правовой базы «свободного порта», а также его обсуждение с региональными властями и экспертным сообществом привели к принятию федерального закона «О свободном порте Владивосток» 13 июля 2015 года.
Таким образом, дальневосточная политика федерального центра, сложившаяся в 2014 г., является, пожалуй, первой попыткой системного развития большого макрорегиона страны, направленной на изменение роли дальневосточных отраслей в экономике страны. В свою очередь, это указывает как на приоритетность развития дальневосточного региона в системе внутриполитических координат, так и на необходимость преобразования Дальнего Востока России в зону трансграничной торговли с крупнейшим экономическим макрорегионом мира – Азиатско-Тихоокеанским экономическим пространством.
Список литературы
- Анализ качества жизни и миграционных потоков в Приморском крае // Центр социальных инноваций «Чёрный куб». – 2016. – URL: .
- Антонова Н. Е. Политика федерального центра в освоении биоресурсного потенциала Дальнего Востока // Управленческие науки. – 2013. – № 3 (8). – С. 76-82.
- Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2015 года / Рейтинговое агентство РИА Рейтинг. – М., 2016. – 50 с.
[1] См., например: Васильченко О. А. Государственная политика по переселению семей и организации их жизнедеятельности на Дальнем Востоке (1860-1941 гг.). – диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. – Иваново, 2005; Завьялова С. А. Политика переселения крестьян на Дальний Восток в освещении ведущих общественно-политических журналов России 1880-1905 гг. // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 2. — С. 984-987; Иванов А. В. Сталинская политика переселения на Дальний Восток России в 1925-1953 гг. / Советский Дальний Восток в сталинскую и постсталинскую эпохи: сборник научных статей. – Владивосток: Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, 2014. – С. 30-35; Пискунов С. А. Реализация политики аграрного переселения на Дальнем Востоке СССР в 1960-е – середине 1980-х годов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. – 2015. – Т. 33. – № 1 (198). – С. 144-150.[schema type=»book» name=»ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ СТРАНЫ НА МИРОВОЙ АРЕНЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ» description=»Современный кризис системы международных отношений, отчетливо проявившийся после так называемого «Украинского кризиса» 2013-2014 годов, убедил последних скептиков в необходимости ускоренного развития Азиатско-Тихоокеанского внешнеполитического вектора Российской Федерации. В качестве значимой предпосылки к расширению сфер сотрудничества России со странами АТР автором выделяется интенсификация приграничного и трансграничного сотрудничества России в Азиатско-Тихоокеанском направлении. В статье комплексно проанализированы факторы, влияющие на перспективы развития российского Дальнего Востока.» author=»Коломейцева Наталья Андреевна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-17″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]