Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
Информационно-коммуникативная роль науки в процессах модернизации и в социокультурном пространстве | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Информационно-коммуникативная роль науки в процессах модернизации и в социокультурном пространстве

Традиционализм отечественной социально-гуманитарной науки и затяжной характер ее перехода к современным научным стандартам отягощены прежде всего наследием советского прошлого. Они создают три основные группы проблем, препятствующие усилению роли науки в развитии общества на постсоветском пространстве: 1) приверженность многих ученых идеологическим подходам с иллюзиями советского прошлого (идеологическая ангажированность),  2)  отсутствие собственной школы методологии научноисследовательской технологии; 3) слабость научно-прикладных теорий  и неумение многих исследователей научно-теоретического анализа действительности. В связи с этим можно сказать, что социально-гуманитарным наукам в современной России и на постсоветском пространстве свойственны идеологическо-патерналистский традиционализм, низкая практическая значимость, формализм и абстрактность.

Между тем,  В сложных и динамичных условиях и процессах нашего времени роль социально-гуманитарных наук возрастает. Ускорение процессов модернизации и переход обществ постсоветского пространства от традиционализма к современности, сокращение дистанции между ними и развитыми странами Запада, требует изучение ведущей роли науки в таких процессах. Именно такой подход и определяет наше пристальное внимание к практической роли науки, которую рассмотрим на конкретном примере  — Промышленной революции  Великобритании и ее роли в процессах модернизации в странах запада конца XVIII – начала XIX века.

Социализирующая роль промышленной революции  Великобритании

Промышленная революция в Великобритании как и  Великая французская революции сыграли важнейшую роль в истории человечества, их позитивные результаты будут актуальны до завершения эры человечества, как на внутригосударственном, так и на международном уровне. 1. Они заложили фундамент и ядро социокультурной модели современной модернизации, внедрили инновации в жизнь индивидов и общества. Новый порядок базировался не на национальной или религиозной идентичности, а на принципах гражданственности (отличительная черта новых государств) [1]. 2. Внутригосударственные нормы социокультурной жизни, социоцентрический характер модернизации вышли за пределы собственных государств, приобрели надгосударственный характер. Они вошли в международные экономические и политические организации как базис системы координат современного мира, приносящий пользу обществам разных культур всего человечества.

Социокультурный подход к модернизации имеет фундаментальное значение для обществ постсоветского пространства, отстающих по развитию от стран Запада. Незнание социокультурной основы модернизации, ее полезности прежде всего для простых членов общества приводит к отчуждению от современного мира и модернизационных процессов.

Отправной точкой запуска основных движущих сил современного модернизационного развития следует считать события конца XVIII – начала XIX века: промышленная революция в Великобритании и Великая французская революция – они стали катализатором смены старых правил новыми. Первая дала миру толчок технологического развития, вторая – содержательный вектор – либерально-демократические ценности, основанные на уважении достоинства человека и признании его творческих возможностей.

Теоретическую платформу таких перемен подготовили работы Адама Смита, Дэвида Юма, Адама Фергюсона, Джозефа Блэка, Исаака Ньютона, Джона Локка, Давида Рикардо и др. С этого периода следовать определенному вектору модернизации становится необходимым условием развития обществ. Первейшим требованием стала необходимость усиления роли человеческого фактора, человеческого капитала в государстве, так как создание новых технологий и условий жизни были связаны с развитием науки и способностями индивидов. Умственный труд возводится в ранг интеллектуального капитала в государстве и приобретает наивысший статус, так как прежде всего от него зависит рациональное использование других видов богатства страны, в том числе природных ресурсов и финансового капитала. Таким образом, были заложены фундамент инновационно-опережающей стратегии модернизации и принцип конкуренции государств за модернизационные достижения, определяющие их статус, степень развитости или отсталости.

Социальное значение промышленной революции Великобритании

Возвращаясь к теме массового распространения модернизации, можно сказать, что именно промышленная революция в Великобритании дала миру первые образцы современной технологии, улучшающей жизненные условия людей. Что производилось раньше в основном для высших сословий, привилегированных групп, стало производиться для простых людей. Более того, создателями новых технологий были простые, но одаренные и талантливые люди. Разработка технологий, приносящихся пользу всему обществу, заложила основу открытых возможностей человека независимо от его сословной принадлежности; так модернизация устранила все привилегии, кроме привилегии быть профессионалом. Более того, повышение роли человека в государстве, уважение таланта, массовое распространение новых видов продукции, создание новых технологий и новых сфер науки не только ускорило темпы модернизации, но и повысили роль и статус самого государства Великобритании. Даже после распада колониальной системы многие сателлиты метрополии остались в зависимом положении от нее, так как не имели нужного модернизационного базиса – не могли производить то, в чем нуждались в современном мире, не могли обходиться собственными силами [2].

Можно выделить следующие составляющие модернизации: инновация, практичность, общественная полезность, динамичность; масштабность, адаптивность, технологичность, научная основа. И последняя составляющая создала предпосылки для всех остальных.

Научная основа модернизации

Создание новых технологий, массовое производство товаров и продукции, замена ручного труда механическим не могло осуществиться без участия особой силы. И такую «волшебную» роль выполнила наука, которая превратила научные разработки и открытия в практический продукт. Наука обеспечила институциональную основу модернизации и ее социальную направленность, положив начало процессу безграничного совершенствования условий жизни, что реализуемо единственным образом: безграничным развитием и совершенствованием самой науки и ее различных отраслей.

И роль науки этим не ограничивается и не исчерпывается. Дело в том, что основной вектор модернизации – совершенствование условий жизни – требует выделения основного субъекта этих процессов: на кого направлены процессы модернизации, – иначе модернизация теряет целеориентированный характер. И таким фундаментальным стержнем модернизации является человек – производитель, потребитель, разработчик; и его капитал – что он производит и создает. Так закладывается следующий принцип модернизации (кроме социального) – социоцентрический: от человека к обществу, и наоборот, от общества к человеку и различным социальным группам. В этом случае человек сам двигает процессы модернизации и на первое место выводится человеческий фактор и человеческий капитал. Совершенствование условий жизни полностью поддается его власти, а не государству, так как он превращается в подлинного хозяина социокультурных процессов, действует на основе собственных запросов, интересов и способностей. Государство оказывается в зависимом положении от особого класса – технарей, и задачей государства становится организация создания инновационных образцов модернизации и обеспечения процессов непрерывного улучшения жизни.

Выделим роль науки в процессах модернизации. Во-первых, наука повышает возможности, профессионализм, знания, образование человека. Во-вторых, создает современные стандарты, образцы, объекты модернизации, производимые индивидами. В-третьих, формирует единую социально-технологичную среду для всех членов общества, независимо от того, включен индивид непосредственно в эти процессы или нет: стандартами и результатами модернизации пользуются все, они общедоступны.

Во всех этих трех аспектах основополагающую и ведущую роль выполняет наука, на ее основе достигается профессиональная компетентность, качественность продуктов и улучшение жизни индивидов. Поэтому именно наука выполняет роль связующего звена между человеком и социокультурным пространством и информационно-коммуникативную функцию модернизации для практического воплощения и использования знаний. Итак, выделим структуру модернизации, берущую начало от промышленной революции в Великобритании.

 Схема 1.

Структурная модернизация

Так закладывается основа тенденции к развитию с опорой на знания. Наука приобретает экспериментально-практический характер, в XIX веке создаются не только новые области физики и математики, но и новые науки: химия, геология, биология, лингвистика и т д.

схема 2

Наука как информационно-коммуникативный феномен

Обобщим перечисленные структурные характеристики науки как движущей силы модернизации. Наука играет роль связующего звена между индивидом и социокультурным пространством и служит целеориентированным вектором реализации содержательного ядра модернизации[3]. И можно сказать, что, поскольку информационно-коммуникативную функцию придает модернизации только наука, то модернизацию следует рассматривать как научный феномен. Здесь суть информации состоит в новых открытиях, создании новых технологий; тогда как смысл коммуникации воплощается во внедрении таких разработок на практике – это способ распространения нововведений. Отсюда следует, что цели и задачи модернизации и науки должны совпадать, они идентичны. Модернизация и наука функционируют вместе, и модернизация без научной основы – это миф. Формальность, идеологизированность науки превращает ее в часть политики, наука теряет практический смысл и значение, что ведет к имитационной, подражательной, искаженной форме модернизации, к отсталости общества[4].

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что модернизация является не только научным феноменом, но и продуктом, практическим воплощением науки, у модернизации должен быть твердый научно-теоретический фундамент.

Промышленная революция как отправная точка современной модернизации заложила основы ее содержательного ядра, движущих механизмов и сил. Вот почему западный мир начал двигаться в рационально-конструктивном и прогнозируемом направлении, зная, что надо менять, почему и какими средствами[5].

На протяжении веков инновационно-опережающая стратегия и стиль модернизации доказали свое преимущество и предпочтительность благодаря универсальности содержательного ядра и движущих механизмов модернизации.

В результате были созданы новые условия жизнедеятельности индивидов, соответствующие статусу человека как гражданина и носителя современной политической культуры, новая стратификация общества  и т.д.

Выводы: применяемые обычно исторические подходы (что, как и когда происходило) недостаточны для полноценного включения в модернизацию, так как они, хотя и выявляют этапы развития европейских обществ, не показывают, что, для чего и с какой пользой можно перенять и заимствовать в современных условиях..

В заключение нельзя не отметить, что социализирующая функция науки и практическая роль современной научной политики стран Запада и США в целом недостаточно изучены как в России так и  на постсоветском пространстве. Предложенный в данной работе анализ лишь в некоторой степени восполняет указанный пробел.

Источники:

  1. Панов А. Революция Сёва. Модернизация Японии в послевоенный период. М.: Восток-Запад, 2010.
  2. Форрестер Д. Мировая динамика. М.: АСТ, 2006.
  3. Хобсбаум Э. Век революции 1789-1848. Ростов-н-Д: Феникс, 1999; его же: Век капитала 1848-1875. Ростов-н-Д: Феникс, 1999; его же: Масштаб посткоммунистической катастрофы не понят за пределами России. [Электронный ресурс] https://scepsis.net/library/id_421.html
  4. Яковлев А. Очерки модернизации стран Востока и Запада в XIX-XX веках. Концепция модернизации в зарубежной социально-политической теории 1950-1960 гг.
  1. Almond, G., and Powell, G. B. (1966) Comparative Politics: A Developmental Approach, Boston: Little Brown.
  2. Baker, K. (1990) Inventing the French Revolution, Cambridge university Press, Cambridge.[schema type=»book» name=»Информационно-коммуникативная роль науки в процессах модернизации и в социокультурном пространстве» description=»В работе рассматривается роль науки в процессах модернизации в странах Запада, выполняющая роль катализатора замещения старых правил новыми, формирования социальной организации общества, становления правового государства, повышения человеческого фактора и человеческого капитала в государстве» author=»Деметрадзе Марине Резоевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found