Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Интернет-коммуникации как инструмент государственной информационной политики

В современной системе социально-политических отношений общества процессы массовой коммуникации являются важнейшим средством воздействия государства на массовое сознание, а субъекты государственной информационной политики, в свою очередь, оказывают влияние на поведение и политическое сознание граждан.

Как отмечает отечественный исследователь А.В.Манойло, массовая коммуникация направляется посредством государственной информационной политики и представляет собой  совокупность открытых, упорядоченных процессов передачи социально значимой информации, поддающихся целенаправленному регулированию и использующихся правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей [6].

Напомним, что государственная информационная политика, согласно Концепции государственной информационной политики РФ от 1998 года, представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер, их реализующих, информационная политика государства является важной составляющей внешней и внутренней политики, носит комплексный, характер, направлена на согласование интересов граждан, общества и государства, а  ее долгосрочной  целью является построение демократического информационного общества и вхождение страны в мировое информационное пространства[4].

В современной науке сложились разные теоретико-методологические подходы к определению сущности информационной политики: в вкратце отметим, что одна группа исследователей делает акцент на технологическую составляющую организации информационного пространства (организационно – технический подход); другие исследователи помещают в центр всего научного понимания действия и меры, по государственному регулированию информационной сферы (государственнический подход); в рамках бессубъектного подхода информационная политика определяется как «систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей, включающая институты, посредством которых специализированные группы используют технологические устройства для распространения символического содержания большим, разнообразным и рассредоточенным аудиториям». Данное определение резонно характеризует цель информационной политики, которая в наиболее общем виде выражается в стремлении воздействовать на поведение и мышление людей, во имя развития государства и каждой личности.

Таким образом, информационная политика, нацелена на конструирование индивидуального, субъективного восприятия политической реальности большими массами разношерстной аудитории.

Сегодня происходит некая виртуализация политической сферы: виртуальный эрзац приобретают выборы, политики, партии, а борьба за политическую власть из сферы конкуренции партийных программ и «горячих» дебатов, переходит в сферу борьбы образов, политических имиджей, рейтингов. Их созданием занимаются профессионалы: политические менеджеры, консультанты, имиджмейкеры, журналисты.

Не секрет, что политик сегодня представляет собой не личность и позицию, а образ, состоящий из стереотипов и мифов. Политика становится результатом работы тех, кто этот имидж создает. Поэтому, виртуализация политики состоит из замещения реальных институтов управления виртуальными, политических лидеров на их виртуальные имиджи, общественное мнение на манипуляционные рейтинговые модели.  Политические партии представляют собой скорее логотипы, сайты, демонстративные акции, имеющих свою интерент-аудиторию.

В рамках исследования теории электронного общества испанский социолог М. Кастельс говорил, что «именно сетевые структуры могли бы составить основу нового общества» [3].

Одна из самых актуальных концепций виртуализации принадлежит современному российскому социологу Д. Иванову. В своей книге «Виртуализация общества» он понимает виртуальную реальность, как симуляцию, замещение реальных вещей, поступков образами, симулякрами [2].

Исходя из концепции Иванова, можно привести ряд тенденций в современной электронной среде: трансформация социальных институтов; развитие онлайн-сообществ; влияния интернета на социальную коммуникацию; формирование дистанционного образования; появление электронной экономики; «электронной демократии», «электронного правительства» [4].

Сегодня существуют методики управления массовыми потоками информации на территории социальных сетей, такие как PR-кампании в сети, вирусный маркетинг, Social Media Marketing (SMM), политический (скрытый) медиа-маркетинг, политический консалтинг и др.

В 90-х гг. XX в. появился особый термин «киберполитика» (от англ.  сyber-politics) – политическая интернет-активность [1]. Плюсы киберполитики заключаются в том, что с учетом таких ее свойств, как интерактивность и гипертекстуальность, в виртуальном пространстве может быть реализована обратная связь. Кроме того, виртуальная реальность устраняет проблемы времени и пространства, дает возможность пользователям управлять информационными процессами, а также получать обратную связь с коммуникатором.

Исследователи политической составляющей российского Интернет или (Рунета) М. К. Раскладкина и Д. Воинов предлагают собственное деление политического сегмента Рунета, которые можно условно разделить на две группы: общественно-адаптированные и привязанные к субъектам политики. К первым относятся: информационно-аналитические ресурсы; дискуссионные площадки, сочетающие в себе контент сетевых СМИ и интерактивные возможности интернет-форумов; сетевые версии традиционных СМИ; сайты общественных организаций; сайты информационных ресурсов рунета; сайты исследовательских политологических организаций, институтов и лабораторий.

Вторую группу составляют: сайты партий и политических движений; сайты органов государственной власти; персональные сайты политиков; сайты и блоги политических активистов; серверы, предоставляющие услуги по размещению блогов, чатов, форумов.

По словам Д. Воинова, в виртуальном пространстве существуют особые виды политической активности. Он выделяет конвенциональные (стандартные, легальные) и неконвенциональные (нестандартные) политические практики. В качестве стандартных можно назвать: интернет-голосование, онлайн конференции, распространения информации через блоги, сайты и конвергентные медиа; сбор финансовых средств в поддержку партий или движений; обсуждение решений и политических проблем, а также участие в принятии решений в рамках виртуальных сообществ, инициативных органов государственной власти.

К нестандартным формам политического участия относят: хакерские атаки на государственные серверы, проведение флэш-мобов, (мгновенного собирания толпы в определенной географической точке) и другие несанкционированные акции посредством Интернета.

Исходя из того, что государственная информационная политика нацелена на согласование интересов граждан, общества и государства, а долгосрочной ее целью является построение демократического информационного общества сегодня набирают популярность интеренет – сервисы, способствующие развитию «электронной демократии».

К основным тенденциям движения электронной демократии в России отнесем: становление институтов электронной демократии на государственном уровне и самоорганизацию общественных сил, в том числе и оппозиционных.

Ярким примером виртуальной организации общества для мониторинга власти является проект «РосПил» ) А. Навального. На электронном сайте проводится работа по выявлению нарушений в области государственных закупок, а именно присвоение государственных средств в личных целях. Именно на основе технологий электронной демократии и политического фандрайзинга (деятельностью по сбору средств, формированию различных финансовых, денежных фондов) были произведены сборы средств для работы данного проекта.

Похожий проект под руководством Института современного развития был создан И. Бегтиным. «РосГосЗатраты» ) представляет анализ и мониторинг госзатрат в РФ и открытые данные по государственным грантам и контрактам.

Общероссийских Народный Фронт (коалиция общественных организаций, лидером которой является Президент) открыл сайт «За честные закупки» ), где каждый пользователь может найти сомнительную закупку с помощью системы автоматического поиска, рассказать о ней в СМИ и соцсетях, отправить жалобу, подключить к работе профессиональных юристов, а также узнать о коррупционных схемах, которое используют заказчики при проведении торгов.

Отечетсвенный ученый Л. Волков создал собственный проект «ДалСлово.ру» (https://dalslovo.ru/), в котором каждый пользователь может проверить, выполнил ли тот или иной политик, общественный деятель свое публичное обещание или нет. Данный проект интересен тем, что осуществляется на принципах краудсорсинга (основного принципа электронной демократии, обозначающего решение общественно значимых задач силами множества добровольцев, чаще всего такая деятельность осуществляется посредством информационных технологий). [5]

Отдельная группа виртуальных проектов, созданных на основе общественных объединений для решения локальных задач.  Именно посредством таких проектов граждане пытаются решить то, что властные органы не выполняют. Среди них можно назвать такие, как «Моя территория» в Перми. Данный проект — это прямой инструмент взаимодействия граждан и местных властей, организаций и служб. Каждый пользователь Интернета может не только заявить об общественно-значимой проблеме, но и отметить место проблемы на карте. Проект набирает популярность в Самаре и других городах, в Москве данная сфера представлена аналогичным проектом «Рассерженные горожане». Оба проекта адаптированы для мобильных приложений.

В качестве отдельной группы проектов можно назвать информационную систему «Демократор» (https://democrator.ru/), которая была создана в 2010 году по инициативе предпринимателей А. Павлова и А. Багданова. Основатели видят в нем инструмент реализации электронной демократии в России. Решение на веб-сайте принимается голосами 50 человек, а также проводится работа с обращениями, предоставляются сервисы, как гражданам, так и органам власти, обеспечивается обратная связь, контроль, оценка работы чиновников, важно отметить, что протестных настроений на ресурсе не обнаружено.

Для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных технологий; повышения открытости деятельности органов государственной власти появился сайт ГОСУСЛУГИ ) государственный сервис под названием «Электронное правительство [8]. Госуслуги» действует в рамках следующих направлений: единый портал государственных и муниципальных услуг; единая система межведомственного электронного взаимодействия; национальная платформа распределенной обработки данных; единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме; Информационная система головного удостоверяющего центра.

Есть также ряд ресурсов, направленных на повышение прозрачности работы государственных чиновников и власти в целом, а также на вовлечение общества в управление делами государства: сайт «Общественной палаты РФ», сайт «Ваш контроль», призванный оценить работу конкретных чиновников и органов власти (https://vashkontrol.ru/); сайт российская общественная инициатив, подразумевающих онлаин-голосование (https://www.roi.ru); портал открытых данных РФ (https://data.gov.ru); единый портал бюджетной системы РФ (https://budget.gov.ru/) и др.

На консолидацию российской оппозиции нацелен интернет — портал Координационного совета российской оппозиции — постоянный орган, который будет легитимно представлять оппозицию. Регистрация кандидатов и избирателей велось на сайте cvk2012.org [9].

Важно отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» была обоснована система электронной демократии, которая официально от имени государства реализуется на портале «Единый портал электронной демократии РФ». Это унифицированная информационная система общего пользования, предназначенная для публичного обсуждения тем, формирования и отправки в организации открытых публичных коллективных обращений и публичной оценки гражданами полученных от организаций ответов. [7]

Таким образом, аудитория сети интернет огромна и динамична, пространственный фактор в данной сети не имеет значение, интернет – коммуникация представляет собой сложную многоуровневую систему, которая в интересах государства направляется государственной информационной политикой.

Посредством интернета – коммуникации формируется медийный образ государственной власти, политических акторов, осуществляется влияние на политическое сознание граждан. Интернет – коммуникация способствует формированию представлений о политической реальности, становится важным каналом в отношении власть – общество, направляет социальные проблемы и потребности граждан, является одним из инструментов реализации государственной информационной политики.

Список литературы:

  1. Горошко О., Жигалина Е. QuoVadis? Политические коммуникации в блогосфере Рунета // Digital icons [Электронный ресурс]. [2013]. https://digitalicons.org/issue01/pdf/issue1/Political-Interactions-in-the-Russian-Blogosphere_O-Goroshko-and-E-Zhigalina.pdf (дата обращения: 23.03.2014).
  2. Иванов Д.В. Виртуализация общества.- СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. – С. 96.
  3. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. — М.: Academia, 1999. – С. 54.
  4. Концепция государственной информационной политики РФ [Электронный ресурс]  // (дата обращения 30.10.2015)
  5. Краудсорсинг Д. Х. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. — М.: «Альпина Паблишер», 2012. — 288 с.
  6. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. М.: МИФИ, 2003. – 388 с.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601-ФЗ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Российская газета. – 2012. – 7 мая.
  8. ФЦП: Государственная программа «Информационное общество (2011 — 2020 годы)» [Электронный ресурс] // Федеральные целевые программы России [1998-2013] URL: (дата обращения: 24.03.2014)
  9. Центральный выборный комитет выборов в Координационный Совет российской оппозиции [Электронный ресурс] [сайт] [2013]. URL: \
  10. Чугунов А. В. Социология Интернета: Социально-политические ориентации российской Интернет-аудитории / Каф. Информационных систем в искусстве и гуманитарных науках Филологич. Ф-та СПбГУ. — 2-е изд., доп. – СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2003. — С. 9-10.[schema type=»book» name=»Интернет-коммуникации как инструмент государственной информационной политики» description=»автор рассматривает современную государственную информационную политику в разрезе технологий интернет-коммуникаций и приходит к выводу о том, что интернет – коммуникация является одним из инструментов реализации государственной информационной политики, способствует формированию представлений о политической реальности и является важным фактором в самоорганизации общества.» author=»Шакирова Виктория Андреевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found