Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА УЗБЕКИСТАНА В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ШОС

Как отметил на одном из своих выступлений, в рамках заседания Шанхайской организации сотрудничества действующий президент России В.В. Путин «Шанхайская организация сотрудничества добилась действительно по‑настоящему серьёзных успехов: утвердилась как авторитетная международная структура, стала весомым фактором международной политики. Вместе с тем новые вызовы в глобальной политике, в экономике, которые мы все с вами видим, требуют глубокого и продуманного подхода, оптимизации деятельности Шанхайской организации сотрудничества» [3]. В первую очередь это касается борьбы с региональными угрозами политической, экономической дистабилизации, обеспечение региональной безопасности и стабильности. В связи с этим в рамках ШОС принимаются программы ориентированные на борьбу с угрозой международного терроризма, сепаратизма и экстремизма.

«Под прямым или опосредованным влиянием различных по характеру социальных противоречий и конфликтов разного уровня терроризм трансформируется как по своему внутреннему содержанию и формам, так и по его взаимосвязям с другими деструктивными явлениями современности» [1, с.226].

На сегодняшний день понятие «терроризм», не имеет четкой и однозначной трактовки, как справедливо отмечает Алекс Шмидт, «вопрос об определении такого понятия, как терроризм, не может быть оторван от вопроса о том, кто дает определение» [1].

В самом общем виде, понятие терроризм можно охарактеризовать, как «регулируемый отдельными государствами и правящими классами внутри стран разрушительный для человеческой цивилизации процесс, с одной стороны, значительно ухудшающий социально-экономическое и правовое положение отдельных стран и широких народных масс, с другой – вынуждающий их при защите своих интересов от насилия со стороны фашиствующих держав и власть предержащих структур использовать вооружённую борьбу, жертвенные подрывы и убийства представителей власти и невиновных граждан» [2, с. 5]

Практика борьбы с терроризмом показывают, что террористы это люди без моральных принципов, примером служит мусульманская культура, некоторые представители которой, готовы ради своей фанатичной сверхцели отдать все ценности, что есть в жизни — здоровье, семья, родители, дети и т.д. Таким образом, сохраненные жизни таких детей в будущем будут являться резервом для пополнения рядов фанатично настроенных исламистской идеологией людей, ведущих так называемый «священный джихад».

К примеру, во многих мусульманских странах, таких как Йемен, Сирия, Ирак, Афганистан, детей, как правило, мальчиков воспитывают в традициях радикализма и исламской идеологии с автоматом в руках, а из девочек готовят смертниц. Экономическое неблагополучие в этих странах является одним из главных факторов сложившейся ситуации, для некоторых семей в этих странах это единственная возможность заработать на жизнь.

Данные военных конфликтов гласят, что в Афганистане 1987-2012гг. дети 7-12 лет использовались для минирования военной техники и установки «растяжек». В Йемене существуют лагеря подготовки детей подрывников. Как показывает практика в данные организации молодые люди и девушки вступают с целью мести за убитых родственников и под психологическим нажимом (гипноз, наркотики и т.д.).

На сегодняшний день Узбекистан граничит со странами (Афганистан, Туркменистан, Таджикистан), которые выступают неофициальной буферной зоной для боевиков запрещенной террористической организации ИГИЛ.

Поэтому Узбекистан имеет высокий риск террористических атак с территорий соседних стран. В рамках региональной антитеррористической политики ШОС в которую входит Узбекистан, руководство страны развивает свою антитеррористическую политику в соответствии с региональной антитеррористической политикой ШОС и индивидуальными территориальными террористическими, экстремистскими и сепаратистскими угрозами и угрозами радикальной направленности.

Узбекистан занимает твердую позицию в вопросе борьбы с терроризмом. Ни одна сторона не должна оставаться в стороне, не должно быть никаких транзитных зон. Центрально-азиатский регион – один из наиболее уязвимых зон, поэтому необходимо сделать эту территорию свободной от оружия массового поражения, ядерного оружия. Этот вопрос является одним из приоритетных направлений во внешней политике Узбекистана. Узбекистан принимает активное участие в работе антитеррористических организаций. На заседании Организации центрально-азиатского сотрудничества (ОЦАС) в Душанбе составлен список террористических организаций, которые объявлены вне закона. В рамках Шанхайской организации сотрудничества в Ташкенте действует региональная антитеррористическая структура [7].

На сегодняшний день выражают особую обеспокоенность службы безопасности Узбекистана, относительно того, что к боевикам ИГИЛ – присоединилось движение узбекских исламистов. В связи с чем, требуется принятие дополнительных антитеррористических мер. По заявлениям спецслужб Ташкента ряды ИГИЛ готовы пополнить выходцы из группировки узбекских исламистов, однако на сегодняшний день численность граждан Узбекистана воюющих на стороне Исламского государства неизвестна. Сейчас исламское движение Узбекистана, весьма слабая организация, поскольку подверглась активным гонениям, как в самом Узбекистане, так и бомбардировкам со стороны США, поскольку они воевали на стороне талибов в Афганистане.

В Апреле 2016г. в формате двухсторонней встречи президенты России и Узбекистана В.В. Путин и Ислам Каримов, заявили, что «Убеждены в необходимости формирования широкой антитеррористической коалиции, действующей на основе международного права и под эгидой ООН. Особенно применительно к Афганистану» [6]

Бывший президент Узбекистана, Ислам Каримов отметил, что попытки решить афганский вопрос без России не имеют перспектив. «Есть определенные попытки найти решение афганского вопроса без России. Я считаю, это неверно. Тем более что географию никто не отменял, и все знают, что Средняя Азия уже много веков имеет связи с Россией»[4].

По словам бывшего президента Узбекистана, война в Афганистане не кончается, и «света в конце тоннеля» по этому направлению не видно. «Эта проблема требует не просто обмена мнениями, а выяснения позиций», «современную ситуацию в Афганистане можно охарактеризовать как вялотекущее противостояние противоборствующих сторон, при дальнейшем сохранении которого есть реальная опасность перетекания нестабильности в соседние страны и регионы»[4], Каримов отметил важность недопущения вовлечения Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) «в военно-политические процессы» в Афганистане.

Как отмечал Президент Узбекистана И.А.Каримов: «Сегодня всем должна быть ясна одна истина: естественно, что ни один человек, ни одно государство не могут остаться в стороне от борьбы во имя искоренения этого зла, угрожающего всему человечеству».

Исходя из этого, Узбекистан приветствует работу Контртеррористического комитета Совета Безопасности и всецело поддерживает его усилия по укреплению потенциала стран-членов ООН противостоять этому злу. Очевидно, что создание этого комитета является, в том числе, и результатом выдвинутой Президентом И.А. Каримовым инициативы о создании Международного центра по борьбе с терроризмом, озвученной на саммите ОБСЕ в Стамбуле еще в 1999 году.

Узбекская сторона также убеждена, что учрежденная в Ташкенте Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества (РАТС) является важным компонентом глобальной антитеррористической системы, открытой к взаимодействию с другими соответствующими структурами.

В борьбе с угрозой мирового терроризма Россия предлагает создать в рамках региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества рабочую группу по противодействию финансирования терроризма за счет наркоторговли. Как отметил Российский лидер «Считаем, что назрела необходимость создания в рамках региональной антитеррористической структуры рабочей группы по борьбе с финансированием терроризма за счет наркоторговли»[5]. Путин обратил внимание на проблему роста производства опиатов в Афганистане, подчеркнув, что весьма существенные средства от продажи наркотиков поступают на поддержку террористов и экстремистов. Ухудшение ситуации в Афганистане, где растет производство опиатов и активизируется ИГ, вызывает серьезную тревогу. В частности для приграничных с Афганистаном регионов, к коим относится и Узбекистан.

«Растущая во всем мире угроза терроризма и религиозного экстремизма — один из главных аргументов для образования такой коалиции. 10 октября крупный теракт, жертвами которого стали более 90 человек, произошел в Анкаре. 31 октября российский гражданский самолет был подорван над Синаем, погибло 217 пассажиров и 7 членов экипажа. 13 ноября весь мир был поражен терактами во Франции, где погибло 130 человек. Можно привести еще много других примеров чудовищного и немотивированного насилия террористов над мирными гражданами разных стран».[1]

Власти Узбекистана ясно демонстрируют нетерпимость по отношению с террористам и экстремистами. 26 апреля правительство приняло поправки в Уголовный кодекс и антитеррористическое законодательство, ужесточающие наказание за пособничество и подстрекательство к терроризму.

Теперь тех, кто финансирует террористов, ожидают тюремные сроки. Наказание также грозит вербовщикам экстремистских организаций и узбекам, которые пытаются отправиться за границу, чтобы присоединиться к экстремистским и террористическим группировкам.

Согласно оценкам, на стороне повстанцев в Сирии и Ираке сражается огромное количество узбеков, вплоть до нескольких тысяч.

Поправки также запрещают распространение или демонстрацию экстремистской символики.

Это далеко не первое ужесточение наказания для террористов и экстремистов в Узбекистане. В августе прошлого года правительство приняло закон о лишении экстремистских вербовщиков и террористов узбекского гражданства. [2]

К террористам относят шахидов и непосредственных исполнителей террористических актов. А на самом деле корни терроризма, лежат гораздо глубже, их следует искать в политике самого государства. Чтобы борьба с терроризмом была эффективной, в первую очередь необходимо устранить социально-экономические предпосылки этого явления на государственном уровне. Далее следует рубить гидре голову, а не хвост. Реальные террористы не ходят с поясами смертников и самодельными бомбами, они располагаются в комфортабельных квартирах, шикарных офисах на Ближнем и Среднем Востоке, в Москве и Питере, Лондоне и Мадриде, Нью-Йорке и Сан-Франциско. Пока мировое сообщество не поймёт эту элементарную истину, и власть сама не перестанет использовать террористические методы укрепления своей власти, борьба с терроризмом не будет иметь успеха.

Вполне очевидно, что в ближайшие несколько лет борьба с терроризмом, экстремизмом и наркотрафиком будет сохраняться в качестве системообразующего фактора военно-политического сотрудничества Узбекистана в рамках политики организуемой ШОС.

 

Список использованной литературы

Статьи из журналов и периодических изданий:

  1. Луппов Игорь Федорович Современный терроризм как политический феномен// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. № 103. С. 226
  2. Чуньков Ю.И., проф., д.э.н., академик АСН РФ Терроризм, как способ осуществления глобальной политики//Слова и дела, 2014. №24. С.5

Статьи на английском или немецком языке

  1. Hanle D. Terrorism: The Newest Face of Warfare. New York: Pergamon-Brassey, 2005. p.104

Электронный ресурс удаленного доступа (Internet):

  1. Андрей Казанцев Итоги 2015-го: необходимо формирование антитеррористической коалиции//Sputnik/ Пресс-служба ВС Израиля: Режим доступа URL.:https://ru.sputniknews-uz.com/analytics/20151224/1407055.html (дата обращения: 11.11.2016)
  2. Власти Узбекистана ужесточили антитеррористические законы// inozpress.kg: Переводы зарубежных сми о Кыргызстане и Центральной Азии. Режим доступа. URL: (дата обращения: 11.11.2016)
  3. Выступление на заседании Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества // kremlin.ru: официальный сайт кремля. Режим доступа. URL.:
  4. Путин: РФ и Узбекистан убеждены в необходимости широкой антитеррористической коалиции// tass.ru: сайт информационного агентства в России. Режим доступа. URL: https://tass.ru/politika/3240480 (дата обращения: 12.11.2016)
  5. Путин предложил создать в ШОС группу по борьбе с финансированием терроризма// vz.ru: Деловая газета «Взгляд». Режим доступа. URL: https://vz.ru/news/2015/7/10/755479.html (дата обращения: 12.11.2016)
  6. Россия и Узбекистан убеждены в необходимости широкой антитеррористической коалиции//gazeta.ru: Газета.ru. Режим доступа. URL: https://www.gazeta.ru/politics/news/2016/04/26/n_8560757.shtml (дата обращения: 13.11.2016)
  7. Сущность международного терроризма. Участие Республики Узбекистан в международных организациях по борьбе с терроризмом// vsemirnaya-istoriya.ru: сайт всемирной истории. Режим доступа. URL: https://vsemirnaya-istoriya.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=84:2011-12-26-12-52-58&catid=8:2011-12-26-12-33-18&Itemid=2(дата обращения: 13.11.2016)[schema type=»book» name=»АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА УЗБЕКИСТАНА В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ШОС» description=»Начало XXI в. – было ознаменовано рядом серьезных проблем, среди которых борьба с раком, мировой голод, проблемы экологии и нарастающая с каждым годом проблема глобального терроризма, представляющего огромную угрозу для безопасности современного многополярного мира. Узбекистан занимает твердую позицию в вопросе борьбы с терроризмом. Ни одна сторона не должна оставаться в стороне, не должно быть никаких транзитных зон. Центрально-азиатский регион – одна из наиболее уязвимых зон, поэтому необходимо сделать эту территорию свободной от оружия. В данной статье мы рассматриваем антитеррористическую политику Узбекистана в рамках региональной антитеррористической политики ШОС» author=»Базылева Сабрина Павловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.12.16_33(1)» ][schema type=»book» name=»АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА УЗБЕКИСТАНА В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ШОС» description=»Начало XXI в. – было ознаменовано рядом серьезных проблем, среди которых борьба с раком, мировой голод, проблемы экологии и нарастающая с каждым годом проблема глобального терроризма, представляющего огромную угрозу для безопасности современного многополярного мира. Узбекистан занимает твердую позицию в вопросе борьбы с терроризмом. Ни одна сторона не должна оставаться в стороне, не должно быть никаких транзитных зон. Центрально-азиатский регион – одна из наиболее уязвимых зон, поэтому необходимо сделать эту территорию свободной от оружия. В данной статье мы рассматриваем антитеррористическую политику Узбекистана в рамках региональной антитеррористической политики ШОС» author=»Базылева Сабрина Павловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.12.16_33(1)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found