Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КРУГОВЫМ МЕТОДОМ

Круговой метод выполнения физических упражнений относится к группе строго регламентированных методов для воспитания физических качеств. Данный метод предполагает деление группы занимающихся на несколько подгрупп, которые занимаются на «станциях». По сигналу подгруппы переходят с отдыхом или без отдыха на следующую «станцию», пока не пройдут весь круг. Число повторений сравнительно несложных и предварительно хорошо разученных движений на каждой «станции» устанавливается индивидуально. Хотя преобладающая часть этих движений имеет ациклическую структуру, в ряде вариантов круговой тренировки им придают искусственно циклический характер путем слитных повторений и, таким образом, дозируют по типу циклической работы [1].

Для выяснения эффективности кругового метода на базе детского сада № 34 г. Рыбинск  был организован педагогический эксперимент:

— по условиям проведения – естественный, поскольку он осуществлялся в процессе обычных занятий по физической культуре с полным составом занимающихся (20 человек);

— по направленности – сравнительный, поскольку он проводился на основе сравнения экспериментальной и контрольной подготовительных к школе групп (одного возраста 6-7 лет и медицинской группы допуска).

В экспериментальной группе в течение одного учебного года в содержание занятий по физической культуре, проводимых три раза в неделю продолжительностью 30 ми­н, включались комплексы круговой тренировки. В контрольной группе занятия по физической культуре проводились с аналогичной кратностью и продолжительностью по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» [2].

Показатели физической подготовленности детей после проведенного эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Изменение показателей физической подготовленности детей после проведения педагогического эксперимента

Контр. упражнение Группа До начала

эксперимента (±m)

После

эксперимента (±m)

Изменение показателей (d)
Бег 30 м, с контрольная (мальчики) (n=12) 7,3±0,4 7,0±0,3 0,3
экспериментальная (мальчики) (n=9) 7,4±0,5 6,5±0,5 0,9
контрольная (девочки) (n=8) 7,5±0,7 7,3±0,3 0,2
экспериментальная (девочки) (n=11) 7,6±0,4 6,9±0,4 0,7
Челночный бег 3×10 м, с контрольная (мальчики) (n=12) 10,6±0,6 9,4±0,5 1,2
экспериментальная (мальчики) (n=9) 10,4±0,4 9,3±0,2 1,1
контрольная (девочки) (n=8) 11,1±0,7 9,9±0,8 1,2
экспериментальная (девочки) (n=11) 10,7±0,5 9,7±0,5 1,0
Бег 500 м, с контрольная (мальчики) (n=12) 169,9±16,2 162,2±14,6 7,7
экспериментальная (мальчики) (n=9) 164,3±18,7 141,2±5,2 23,1
контрольная (девочки) (n=8) 179,1±6,8 169,9±10,3 9,2
экспериментальная (девочки) (n=11) 183,9±5,0 152,1±14,4 31,8
Прыжок в длину с места, см контрольная (мальчики) (n=12) 129,5±7,7 133,6±6,1 4,1
экспериментальная (мальчики) (n=9) 130,2±9,5 143,0±7,4 12,8
контрольная (девочки) (n=8) 126,8±15,8 133,8±5,3 7,0
экспериментальная (девочки) (n=11) 125,1±4,5 140,0±6,0 14,9
Сед на корточках на носках с закрытыми глазами и вытянутыми вперед руками, с контрольная (мальчики) (n=12) 14,6±2,5 18,9±2,5 4,3
экспериментальная (мальчики) (n=9) 15,3±6,7 24,3±9,4 9,0
контрольная (девочки) (n=8) 17,6±14,0 21,2±10,9 3,6
экспериментальная (девочки) (n=11) 17,8±7,0 27,4±5,7 9,6
Наклон

вперед, стоя на гимнаст. скамейке, см

контрольная (мальчики) (n=12) 5,5±2,6 7,4±3,7 1,9
экспериментальная (мальчики) (n=9) 3,7±3,0 10,0±3,7 6,3
контрольная (девочки) (n=8) 11,3±2,0 13,4±1,9 2,1
экспериментальная (девочки) (n=11) 10,1±2,3 14,8±0,5 4,7

Из таблицы 1 видно, что в обеих опытных группах произошли положительные изменения показателей во всех контрольных упражнениях, обусловленные, надо полагать, как естественными процессами роста и развития детей, и естественным уровнем их двигательной активности, так и целенаправленным использованием средств физического воспитания.

Однако расчеты достоверности различия физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп выявили различия (табл. 2).

Таблица 2.

Сводная таблица достоверности различия показателей физической

подготовленности детей после проведения педагогического эксперимента

Контр. упражнение Группа σ m t   t0,05
Бег 30 м, с контрольная (мал.) (n=12) 7,0 0,3 0,09 2,50 > 2,10
экспериментальная (мал.) (n=9) 6,5 0,5 0,18
контрольная (дев.) (n=8) 7,3 0,3 0,11 2,35 > 2,11
экспериментальная (дев.) (n=11) 6,9 0,4 0,13
Челночный бег 3×10 м, с контрольная (мал.) (n=12) 9,4 0,5 0,15 0,63 < 2,10
экспериментальная (мал.) (n=9) 9,3 0,2 0,07
контрольная (дев.) (n=8) 9,9 0,8 0,30 0,57 < 2,11
экспериментальная (дев.) (n=11) 9,7 0,5 0,16
Бег 500 м, с контрольная (мал.) (n=12) 162,2 14,6 4,40 4,40 > 2,10
экспериментальная (мал.) (n=9) 141,2 5,2 1,84
контрольная (дев.) (n=8) 169,9 10,3 3,89 2,97 > 2,11
экспериментальная (дев.) (n=11) 152,1 14,4 4,56
Прыжок в длину с места, см контрольная (мал.) (n=12) 133,6 6,1 1,84 2,95 > 2,10
экспериментальная (мал.) (n=9) 143,0 7,4 2,61
контрольная (дев.) (n=8) 133,8 5,3 2,00 2,25 > 2,11
экспериментальная (дев.) (n=11) 140,0 6,0 1,90
Сед на корточках, с контрольная (мал.) (n=12) 18,9 2,5 0,75 1,59 < 2,10
экспериментальная (мал.) (n=9) 24,3 9,4 3,32
контрольная (дев.) (n=8) 21,2 10,9 4,11 1,38 < 2,11
экспериментальная (дев.) (n=11) 27,4 5,7 1,80
Наклон

вперед, см

контрольная (мал.) (n=12) 7,4 3,7 1,11 1,51 < 2,10
экспериментальная (мал.) (n=9) 10,0 3,7 1,31
контрольная (дев.) (n=8) 13,4 1,9 0,72 1,89 < 2,11
экспериментальная (дев.) (n=11) 14,8 0,5 0,16

Из таблицы 2 видно, что применение кругового метода в физическом воспитании позволяет получить достоверное превосходство в улучшении быстроты, выносливости и скоростно-силовых способностей детей старшего дошкольного возраста. На это указывают результаты контрольных испытаний в беге на 30 м, беге на 500 м, прыжках в длину с места соответственно. Результаты контрольных испытаний в челночном беге 3×10 м, седе на корточках, наклоне вперед, как у мальчиков, так и девочек экспериментальной группы ниже результатов детей контрольной группы. Однако достоверное различие координационных способностей и гибкости детей не подтверждено.

Результаты педагогических наблюдений показали, что участие детей в совместной деятельности выполнения физических упражнений круговым методом способствует достижению целевых ориентиров современных ФГОС дошкольного образования [3]. В итоге, ребенок, активно взаимодействуя со сверстниками и взрослыми:

— способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, выбирать участников по совместной деятельности, разрешать конфликты;

— умеет подчиняться правилам и социальным нормам, может соблюдать правила безопасного поведения;

— может выражать свои мысли и желания, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать;

— проявляет самостоятельность при выполнении знакомых физических упражнениях в новых условиях.

Список литературы:

  1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: учеб. для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: [утв. приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155] // Российская газета. – 2013. – 25 ноября.[schema type=»book» name=»ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КРУГОВЫМ МЕТОДОМ» description=»В статье представлены результаты педагогического эксперимента по выявлению эффективности кругового метода для повышения уровня физической подготовленности детей 6-7 лет. Кроме того, обсуждаются возможности данного метода для достижения целевых ориентиров современного стандарта дошкольного образования.» author=»Щербак Александр Павлович, Кракосевич Яна Сергеевна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-13″ edition=»euroasia-science_28_28.07.2016″ ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found