В современном обществе в различных отраслях профессиональной деятельности креативность выступает как один из ведущих факторов успешности человека. Креативность становится тем качеством, которое обеспечивает возможность адаптироваться личности к быстро меняющимся условиям жизни и является залогом успеха человека в профессиональной деятельности.
Креативность (от лат. creatio — созидание) — понятие, введенное Э. Торренсом, обозначает способность к творчеству в широком смысле слова; способность продуцировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач.
Фундаментальными исследованиями по проблемам творчества, творческого процесса и способностей занимались как отечественные ученые (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, Я.А. Пономарёв, В.Н. Дружинин, A.M. Матюшкин, B.C. Юркевич, Д.Б. Богоявленская, М.А. Холодная и др.), так и зарубежные (Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Р. Стернберг, Н. Роджерс и др.).
Так, Дж. Гилфорд определяет креативность как универсальную способность, которая содействует успешному творческому мышлению [7, с. 314], а Э. Торренс под креативностью понимает способность к обостренному восприятию проблем, связанных с недостаточностью знаний [8, с. 43]. В российской психологии креативность рассматривается как общая способность к творчеству, особое качество человека, которое предопределяет способность проявлять социально значимую творческую активность [2, с. 83].
Сегодня развитие креативности — важный фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогических специальностей.
В настоящее время педагог становится главным инструментом, формирующим творчески развитую личность, он является, по сути, творцом самого себя и своих учеников. Поэтому в личности учителя должны присутствовать такие качества как масштабное мышление, творческий подход к собственной профессиональной деятельности, саморазвитию, способность выйти за пределы изучаемого, психологическая гибкость, эрудиция, стремление к непрерывному образованию на протяжении всей жизни [4, с. 128]. Педагог является организатором творческой деятельности, т.к. сама профессия педагога — творческая, он должен быть исследователем, личностью с нестандартным мышлением, способной к социальному взаимодействию, эмпатии.
Творческий характер педагогической профессии определяется, во-первых, высокой социальной значимостью и неповторимостью ее продукта, сформированностью личности обучаемого во всем богатстве ее индивидуального своеобразия. Во-вторых, сам процесс педагогической деятельности, основанный на взаимодействии учителя и учеников, не терпит стандарта и шаблона, хотя масштабы творческих задач педагога могут быть разными. Искусство учителя проявляется и в том, как он строит учебное занятие, как находит контакты и нужный тон общения с обучаемыми в тех или иных ситуациях. Словом, творчество — это не какая-то отдельная сторона педагогического труда, а наиболее существенная и необходимая ее характеристика.
В связи с этим следует обратиться к понятию «педагогическая креативность». Это интегративная профессионально-личностная характеристика учителя, обеспечивающая ему успешность деятельности в типовых и неординарных педагогических ситуациях [3, с. 204]. Показателями педагогической креативности являются творческое самочувствие (саморегуляция и самоконтроль, эмоциональная устойчивость, волевые качества), и творческие способности (находчивость, способность комбинировать, дивергентное мышление).
Учитель, решая бесчисленные учебно-воспитательные задачи, работает в постоянно меняющихся обстоятельствах, реализует в своей работе нестандартные подходы, опосредованные особенностями «объективно-субъективного созидания» в процессе педагогического взаимодействия с учащимися [5, с. 192]. Поэтому профессиональный рост будущего учителя напрямую зависит от эрудиции в области креативной психологии и инновационной педагогики и способности мобилизовать и актуализовать знания в ситуации неопределенности для принятия творческих решений в условиях многогранного педагогического процесса.
Творческое мышление означает максимальное объединение, создание единства смыслов и целей, сотрудничества, совместной предпосылки развития индивидуальности. Наличие у педагога ведущих идей, превратившихся в его личностное достояние, является необходимым условием развития у него готовности к новому, чувствительности к проблемам — качеств, характерных для творческого мышления.
С целью изучения владения будущими учителями педагогической креативностью, нами было проведено констатирующее исследование среди бакалавров направления подготовки «050100 — Педагогическое образование» профиля «История» с помощью теста Н.Ф. Вишняковой «Креативность».
Тест «Креативность» позволяет выявить уровень творческих склонностей личности и построить психологический креативный профиль, рефлексируя креативный компонент образа «Я — реальный» и представление об образе «Я – идеальный». Сравнение двух образов креативности «Я — реальный» и «Я – идеальный» позволяет определить креативный резерв и творческий потенциал личности.
Н.Ф. Вишнякова считает, что креативность является не столько разнообразием имеющихся знаний как социально закрепленных стереотипов, выраженных в правилах и законах, сколько восприимчивостью, чувствительностью к проблемам, открытостью к новым идеям и склонностью разрушать или менять стереотипы с целью создания нового, получением нетривиальных решений жизненных проблем. Креативность, по мнению Н.Ф. Вишняковой, как ценностно-личностная творческая категория выступает неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности, существенным резервом самоактуализации [1, с. 43].
Будущие педагоги показали достоверно высокий результат (63%, 60% и 54%) по показателям «творческое отношение к профессии», «любознательность» и «творческое мышление».
Психологический профиль креативности испытуемых по средним балльным показателям продемонстрировал, что наблюдается рассогласование в образах «Я — реальный» и «Я — идеальный». Больше всего рассогласование между «Я — реальный» и «Я — идеальный» наблюдается у показателей: «творческое мышление» (1,4) и «творческое отношение к профессии» (1,2). Такое различие показателей говорит о направленности будущих педагогов на изменения, наблюдается стремление студентов к развитию творческого мышления.
Проведенное исследование демонстрирует высокий креативный резерв и творческий потенциал испытуемых. Но его необходимо активировать.
Развитие креативности в основном определяется тем, в какой среде развивался человек и насколько данная среда, способствовала развитию творчества, поддерживала и развивала индивидуальность. Можно выделить ряд условий, стимулирующих и способствующих развитию творческого мышления [6, с. 402]:
— ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;
— создание, разработка приемов и стратегий, предметов и инструментов для последующей деятельности;
— стимулирование ответственности и независимости;
— акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях.
Для развития креативности в педагогическом процессе необходимо использовать методы обучения и технологии, способствующие увеличению потенциала личности и усилению ее творческой активности. Данные технологии способствуют формированию здоровой самооценки, усилению опоры на собственные ресурсы и проработке психологических затруднений, мешающих адекватному контакту с реальностью.
Приоритет в работе педагога в современной системе образования должен отдаваться диалогическим методам общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности. Все это реализуется при применении интерактивных методов обучения. В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Особую актуальность приобретают тренинговые методы. Тренинг представляет собой обучение посредством приобретения и осмысления жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии людей. Такое моделирование осуществляется с помощью игровых методов и дискуссий. Тренинг не сводится к передаче знаний и умений в неизменном виде, он подразумевает создание возможности прямого соприкосновения с изучаемой реальностью, обучения на собственном опыте.
Тренинговые методы представляют собой систему деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические задания, в содержание которых на нормативном этапе следует добавлять элементы творчества). Студент становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет функцию помощника в работе.
Развитие креативности студентов педагогических специальностей возможно за счет модификации учебного процесса в рамках дисциплин психолого-педагогического цикла.
Включение заданий с творческой направленностью в процесс обучения способствует самораскрытию студентов, отказу от устоявшихся стереотипов при решении не только задач, предусмотренных учебной программой, но и при разрешении проблем, связанных с нестандартными профессионально- ориентированными ситуациями. Креативно-ценностные образовательные технологии обучения представляют собой способ изменения исходной и основной установки профессионального образования, поскольку креативный подход к проблеме обучения предполагает не решение готовых дидактических задач, а генерацию, творческую формулировку и разработку идей, замыслов и проектов в широком социальном аспекте жизни.
Таким образом, креативность является одной из важнейших характеристик самоактуализации личности. Развитие творческих способностей позволит будущему педагогу ориентироваться и находить решения в нестандартных ситуациях и вопросах профессиональной деятельности в образовательных учреждениях и это будет гарантией его профессиональной востребованности.
Список литературы:
- Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. Минск: НИО, 1995. – 240 с.
- Дружинин В.Н. Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность). СПб.: Питер, 2007. — 350 с.
- Ильин И.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2011. – 448 с.
- Морозов А.В. Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. М.: Академический проект, 2004. — 559с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. Корпорации «Логос», 2004. — 320 с.
- Шведерский А.С. Можно ли учить тому, чему нельзя учить // Психология худож. творчества / Хрестоматия. Сост. К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999. — 752 с.
- Guilford, Y.P. The one-may relation between creative potential and IQ // Journal of creative behavior. Buffalo, 1973. — Р. 312–335.
- Torrance, E.P. Guiding creative talent — Englewood Cliffs. NY: Prentice-Hall, 1964. — 512 р.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КРЕАТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» author=»Великая Татьяна Сергеевна» publisher=»басаранович екатерина» pubdate=»2017-05-10″ edition=»ВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]