Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ В ПРЕДМЕТЕ ОБЖ

Социально-экономические преобразования в России за последние годы привели к потребности в специалистах, обладающих определенными компетенциями. У выпускников образовательных учреждений требуются конкретные, сформированные качества личности, которым уделяется все большее внимание. Задачи по формированию таких качеств поставлены и в новом Федеральном государственном образовательном стандарте обучения (ФГОС). Основными качествами будущих специалистов должны быть: способность к самообразованию, самосовершенствованию и повышению своего профессионального уровня; умение использовать свои знания и навыки в новых, постоянно изменяющихся условиях; конкурентоспособность и коммуникабельность; творческое отношение к своей профессиональной деятельности; самостоятельность и ответственность.

Поэтому важным является не только овладение студентами ключевых понятий и возможностей будущей специальности, составляющих основные научные и профессиональные знания, но также формирование необходимых качеств личности. Эти ключевые понятия возможностей будущего специалиста в его профессиональной деятельности и личностные качества называют компетенциями. Именно с формированием компетенций на данном этапе связывают тенденции развития современного образования по новому Федеральному государственному образовательному стандарту.

Компетенции определяются, как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области», они должны способствовать социальной мобильности выпускника и устойчивости на рынке труда [5].

Компетенции подразделяются в новом образовательном стандарте на профессиональные и общекультурные. Их можно и необходимо формировать в ходе изучения любой дисциплины. В понимании дисциплины ОБЖ общекультурные компетенции можно рассматривать, как способность проявлять инициативу в ситуации риска, ответственность, способность разрешать проблемные ситуации, готовность к социальной мобилизации и адаптации в нестандартной ситуации, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей в любой сфере деятельности [6].

Существует два направления методов в педагогических технологиях, используемых для формирования компетенций: традиционное и инновационное.

К наиболее распространенным традиционным методам обучения относятся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический, исследовательский, словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.), наглядные (показ, демонстрация и пр.), практические работы, методы стимулирования и мотивации обучения, методы контроля и самоконтроля и др. [4]. Традиционные методы обучения используются на протяжении многих лет и не требуют разъяснения по их содержанию.

Система организации образовательного процесса для формирования компетенций при инновационном обучении должна включить в себя следующее:

В качестве основных инновационных методов и форм обучения, которые необходимо использовать в образовательном процессе при формировании профессиональных и общекультурных компетенций, необходимо рассматривать: проблемное обучение, информационные компьютерные педагогические технологии, блочно-модульное обучение, элементы педагогического менеджмента, интегрированное обучение, метод проектов, внеаудиторные мероприятия, дистанционное обучение и другие. В данном процессе большое значение приобретают активные методы обучения и личностная направленность профессионального образования, что, в конечном счете, активизирует развитие индивидуальных качеств будущих специалистов любой сферы деятельности, в том числе профессиональных, творческих, коммуникативных, гражданских и позволит им стать полноправными членами общества [2]. Активный метод обучения — это форма отношений студентов и преподавателей, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия на равных правах. Студенты являются при этом не пассивными слушателями, а активными участниками. Наиболее современная форма активных методов — интерактивные методы, ориентированные на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование их активности в процессе обучения.

Для формирования компетенций у студентов необходимо не только применять активные методы обучения, но и делать определенный подбор индивидуально направленных заданий с учетом возможностей каждого студента и целей занятий. Опыт проведения занятий показывает, что в настоящее время — время активного процесса информатизации общества — необходимо интенсивнее использовать в обучении информационные компьютерные технологии, способствующие личностно-направленному обучению. Информационные технологии (ИТ) обучения обладают рядом функций, которые позволяют активизировать педагогический процесс формирования компетенций и сделать его более эффективным: обучающей, развивающей, активизирующей, формирующей, информационной, управленческой, контролирующей, эмоционально-мотивационной, прогностической, моделирующей, познавательно-иллюстрирующей, телекоммуникационной [7]. Информационные технологии обучения можно рассматривать как разновидность педагогических технологий, позволяющих сформировать определенные профессиональные и личностные качества у студентов. Они подразделяются на технологии декларативного и процедурного типов, а также характерные для современного бизнеса. К первой группе относятся [1]:

Ко второй группе относятся информационные технологии с использованием:

Важным направлением, способствующим формированию компетенций с использованием информационных технологий, является также дидактический материал, который может быть представлен не только в виде лекций или заданий на бумажных носителях, но и виде мультимедийных дисков с обучающими уроками или с обучающими программами; специально разработанные программные средства для проведения занятий по определенным дисциплинам; компьютерные тесты и т.д. Такой материал может использоваться при организации работы в компьютерных информационных системах, в которых задания для студентов помещаются на сервере и могут быть взяты в любое удобное для них время [2].

Формирование компетенций с использованием возможностей информационных технологий происходит не только в ходе обучения различным дисциплинам или отдельным темам занятий, но и при проведении различных внеаудиторных мероприятий.

Так в дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», можно применять информационные технологии при проведении социологических исследований с использованием персональной компьютерной техники; визуализации данных, полученных в ходе выполнения практических заданий; подготовке рефератов и презентаций для докладов на занятиях или конференциях; при проведении компьютерного тестирования, а также при использовании Интернет-технологий для поиска нужной информации.

В качестве педагогических технологий можно рассматривать:

Анализ формирования компетенций с использованием информационных технологий позволил установить, что наиболее интенсивно они формируются при выполнении проблемно-ситуационных заданий, привлечении студентов к научно-экспериментальной работе, разработке проектов, подготовке выступлений на конференциях, при работе научных клубов, кружков [2].

Так в дисциплине ОБЖ при использовании метода проектов можно  применять средства поиска информации по сети Интернет; ее визуализацию в виде диаграмм, графиков, рисунков; проводить анализ и обработку данных на компьютерах; подготовку презентаций, докладов для выступлений по тематике проектов. Все это повышает профессионализм студентов, активизирует познавательную деятельность, способствует лучшему усвоению методов работы с информацией, формирует самостоятельность, ответственность, способность решать проблемные ситуации, оценивать накопленный опыт и другие компетенции [3].

На основании анализа условий формирования компетенций не только в дисциплине ОБЖ, но и в других, можно разрабатывать рекомендации по корректировке учебно-воспитательного процесса:

Практика подтверждает, что формирование компетенций повышает качество обучения студентов, что отвечает требованиям нового ФГОС.

Кроме того, направленность обучения на формирование компетенций у студентов позволяет:

В итоге можно сказать, что профессиональные и общекультурные компетенции проходят через всю жизнь выпускника любого общеобразовательного учреждения и формирование компетенций является необходимым условием улучшения качества образования, отображает его современные тенденции развития и благоприятно сказывается на повышении конкурентоспособности наших выпускников на рынке труда и при их устройстве на работу. Конечно, во многом процесс формирования компетенций зависит от подготовленности самого преподавателя, от наработанного им дидактического материала, от умения применять различные педагогические технологии, от использования различных, в том числе и компьютерных, способов контроля. Это требует постоянного самосовершенствования, что создает определенное напряжение и трудности, но и представляет профессиональный интерес.

 

Список литературы:

  1. Виленский М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман. – М., Пед. общество России, 2005. – 192с.
  2. Зуева Е.Г. Формирование универсальных компетенций у студентов в информационно-образовательной среде вуза. Дисс. …канд. пед. наук. Москва, 2008. 327с.
  3. Зуев А.М. Проектная деятельность в образовательном процессе/А.М. Зуев//ОБЖ. Основы безопасности жизни. -2014.-№1.-С.36-41.
  4. Казакова, А.Г. Методические рекомендации «Современные педагогические технологии» / А.Г. Казакова. – М.: ИПК СК — 2002. – 41с.
  5. Проект федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. — М., 2007. -23с.
  6. Суворова Г.М. Общекультурные компетенции студентов специализации по безопасности жизнедеятельности / Роль курсов ОБЖ и БЖ в достижении целей новых ФГОС. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. г. Сергиев Посад, 2012. – 112с.
  7. Туева С.С. Повышение эффективности использования компьютерных технологий в обучении студентов гуманитарных вузов: Дисс … канд. пед. наук. – М., 2002. –205с.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ В ПРЕДМЕТЕ ОБЖ» author=»Зуева Елена Григорьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found