Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Многие педагоги и методисты в качестве перспективной выдвигают организацию самостоятельной работы студентов, развитие компетенций самооценки и самоконтроля в контексте инновационного обучения.

Согласно П.И. Пидкасистому, самостоятельная работа – «организованная учителем/преподавателем активная деятельность учащихся/обучаемых, направленная на выполнение дидактической цели в специальное отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний» [4, С. 309].

А.И. Зимняя определяет самостоятельную работу как целенаправленную внутренне мотивированную структурированную самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемую им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет обучаемому удовлетворение как и процесс самосовершенствования и самопознания [1, C. 335].

Анализ исследований А.А.Леонтьева позволяет выделить пять средств оптимизации самостоятельной работы:

  Продуктивная деятельность студента и преподавателя конструируется сначала в совместной, а затем в индивидуальной, самоорганизуемой работе.

  Сотрудничество преподавателя со студентами включает в себя:

Переходы от одной формы взаимодействия к другим обеспечивают становление самоуправляемой деятельности и самоорганизацию обучения в целом.

Барьером эффективности такой деятельности служит повышенная тревожность студентов из-за незнакомых условий обучения по сравнению со школьным обучением. Преподаватель здесь должен выступать как гарант помощи, взаимоуважения, взаимопонимания и в то же время должен решать учебно-познавательные и воспитательные задачи.

Методической составляющей является разработка заданий для самостоятельной работы на занятиях и после них. Для внеаудиторной работы предлагается также разработка разноуровневых, индивидуализированных заданий.

Самостоятельная работа отличается от других видов занятий тем, что студент сам должен бы ставить себе цель и сам достигать ее. Предполагается, что навыки и умения самостоятельной работы сформированы в школе, но зачастую выпускники школ такими навыками не обладают. А ведь самостоятельная работа прививает вкус к самообразованию.

Самостоятельная работа (СР) может быть аудиторной (10-15 мин) и внеаудиторной. Эта работа планируется и отражена в рабочих программах, графиках самостоятельной работы.

К СР относится:

1) подготовка к аудиторным занятиям и выполнение соответствующих заданий;

2) выполнение самостоятельных заданий в лабораторных практикумах;

3) работа над отдельными темами;

4)  подготовка ко всем видам итоговой аттестации (тестам, зачетам, экзаменам).

Соответственно требуется много времени и усилий для подготовки заданий для СР, создания электронных информационных источников, организации рубежного и итогового контроля знаний.

К объективным условиям организации СР студентов следует отнести материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение.

Материально-техническое обеспечение СР предполагает:

 Учебно-методическое и информационное обеспечение включает:

  К субъективным условиям организации самостоятельной работы студентов следует отнести:

  1) понимание преподавателем значимости этого вида учебной работы для формирования современного специалиста с высоким уровнем социальных компетенций;

  2) владение преподавателем приемами организации самостоятельной работы студентов, требующими от него высокого педагогического мастерства и особых личностных качеств;

  3) осознание студентами целей самостоятельной работы, ее значимости для учебной, а затем и практической деятельности (в чем мы должны им помочь).

  Контроль должен способствовать выявлению недостатков и созданию механизмов их устранения, формированию обратной связи для выработки корректирующих действий.

Для правильной СР важны такие личностные качества как самоконтроль и самооценка.

Можно сказать, что самоконтроль является неотъемлемой частью самостоятельной работы и сформированной самообразовательной компетенции. А.В. Петровский определяет самоконтроль как «осознание и оценку субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованием общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможность получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на самоконтроле человека, как компонента саморегуляции, в то же время самоконтроль может быть объектом волевой регуляции» [5, C. 35]

Г.Ю. Ксензова понимает самооценку как «один из компонентов дея­тельности». Самооценка по ее мнению «связана не с выставлением себе отме­ток, а с процедурой оценивания. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллом» [2, с. 68-69].

Самоконтроль (СК) и самооценка (СО) рассматриваются как интеллектуальное действие, совершаемое обучающимися с опорой на рефлексивную способность мышления. Условие функционирования СК – наличие в памяти обучающегося либо внутреннего эталона правильного решения учебной задачи, либо критериев оценки результата. СО – целостное личностное образование, в котором есть общая самооценка (себя как личности) и частная самооценка (оценка своих сил, возможностей в достижении конкретных целей). Таким образом, внимание преподавателя должно быть направлено на создание у обучающихся внутренних эталонов и критериев правильности выполнения действий, сохранения ими их в своей памяти и приобретения умения пользоваться ими в различных учебных ситуациях.

Рассмотрим процесс приобретения обучающимся компетенций СК и СО.

Осваивая соответствующий способ решения учебной задачи, обучающийся в соответствии с программой обучения, разработанной преподавателем, выполняет определенное и необходимое для достижения поставленной учебной цели количество учебных действий в аудитории и во внеаудиторное время. При этом каждый шаг учебной работы обучающегося должен завершаться контролем и оценкой результата. На занятиях в аудитории это входит в задачи преподавателя, который в случае ошибки помогает определить ее причину и скорректировать действия студента. В условиях самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов преподаватель может управлять формированием речевого навыка опосредованно, с помощью обучающей программы. Для поддержания у студента уверенности в правильности выполненных им учебных действий, в режиме самостоятельной внеаудиторной работы часто рекомендуется сопровождать задания средствами обратной связи для самоконтроля и самооценки: четкими инструкциями, образцами выполнения конкретных действий и ключами.

Благодаря непосредственному или опосредованному управлению у студента постепенно вырабатывается внутренняя программа хода решения учебной задачи данного типа и осваивается способ ее решения. Безошибочность выполнения им соответствующих заданий в новых учебных ситуациях свидетельствует об одновременной сформированности у него: 1) внутреннего эталона правильности решения учебной задачи как обязательного условия для осуществления самоконтроля; 2) самоконтроля как обязательного условия применения речевого навыка.

Приобретение студентами внутренних эталонов и критериев для СК и СО означает, что действия контроля и оценки как бы присвоены ими, становятся их личной собственностью, достоянием. Приобретенные при этом студентами внутренние умения самоконтроля и самооценки рассматриваются как производные от внешних контрольных и оценочных действий преподавателя. Значит задача преподавателя – обеспечить условия для перехода внешнего контроля во внутренний.

Одним из действенных способов формирования СК и СО является использование балльно-рейтинговой системы оценивания сформированности компетенций.

Целью введения балльно-рейтинговой системы является повышение качества обучения за счет интенсификации учебного процесса, формирования культуры самообразовательной деятельности студентов и активизации работы профессорско-преподавательского состава по совершенствованию содержания и методов обучения.

Среди основных задач введения балльно-рейтинговой системы можно выделить:

—   стимулирование повседневной систематической работы студентов при освоении ими ОПОП (образовательной программы);

—   активизация самостоятельной работы студентов на основе совершенствования ее содержания и используемых образовательных технологий;

—   формирование навыков самоорганизации учебного труда и самооценки у студентов;

Реализация балльно-рейтинговой системы направлена на выполнение следующих основных функций: организационно-образовательной, системно-контролирующей, мотивационно-стимулирующей, рефлексивно-оценивающей, оперативно-управляющей и информационно-аналитической.

Таким образом, организация учебного процесса с использованием балльно-рейтинговой системы дает возможность студенту:

—   осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению материала на основе знания своей текущей оценки по каждой дисциплине и ее изменения в зависимости от качества усвоения материала и соблюдения установленных сроков выполнения заданий;

—   своевременно оценивать состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебных занятий до начала экзаменационной сессии;

—   получать навыки самостоятельного планирования своей учебной деятельности.

Приобретение способностей к СК и СО  является не только результатом в присвоении студентами опыта учебной работы, но и их целенаправленной активности как субъекта учебной деятельности. Овладение СК и СО  должно стать для них особой задачей. При этом требуется специальная организация процесса обучения как развивающего, реализация в обучении средств, расширяющих возможности психического развития студента.

Определяя пути формирования у студентов самоконтроля и самооценки как необходимых компонентов саморегуляции в ходе усвоения учебной дисциплины в рамках вузовской программы, с одной стороны, следует опираться на уже имеющиеся у них способности к учению (приобретенные ранее), с другой стороны, активизировать именно те внутренние возможности студентов, которые связаны непосредственно с формированием СК и СО. Основным условием оптимизации процесса формирования СК и СО должна стать разработка специальной программы педагогического воздействия на личность обучающегося, формирующих у него осознание своих психических возможностей, развитие мотивационной готовности к усовершенствованию своей учебной деятельности, побуждающих к осмыслению способов выполнения действия.

Список литературы

  1. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии – М.: Логос, 2004. – 384 с.
  2. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Уч-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001.- 128 с.
  3. Леонтьев А.А., Шахнарович А.М. Общая и прикладная психолингвистика. –  М.: Просвещение, 1991. – 387 с.
  4. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы . – М.: Педагогическое  общество России, 1999. –  354 с.
  5. Психологический словарь / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М.: Политиздат, 1990. – С. 35[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ» description=»В статье представлены задачи и варианты самостоятельной работы студентов. Указаны условия обеспечения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Рассмотрен процесс приобретения компетенций самоконтроля и самооценки. Балльно-рейтинговая система оценивания представлена как один их способов формирования компетенций самоконтроля и самооценки.» author=»Шакирова Татьяна Ивановна» publisher=»БАСРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found