Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В дошкольном возрасте постоянно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативность. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает.

Диалог представляет значительные трудности для детей. Но эта форма общения имеет чрезвычайно большое значение, что способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога один ребенок привлекает другого к общей игре или занятию и устанавливает контакт с ним. С помощью диалога удовлетворяется потребность ребенка в общении, на его основе формируется монологическая связная речь.  Диалогическая форма речевого общения способствует развитию социальных отношений у детей, именно в диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя; учатся задавать вопросы, отвечать, рассказывать, высказывать предложения. Диалог побуждает отстаивать точку зрения по обсуждаемой теме, приучает к уважительному, терпимому отношению к позиции других участников диалога.

Приоритетность задачи развития коммуникативных качеств и умений у детей старшего дошкольного возраста признается ведущими специалистами в области отечественной психологии и педагогики (Л. В. Ворошнина,
Н. В. Гавриш, А. А. Зрожевская, Г. Я. Кудрина, М. И. Попова, Е. О. Смирнова, О. С. Ушакова, Л. Г. Шадрина и др.).

Коммуникативное поведение детей, владение ими способами общения отражает поведенческий компонент социальной компетентности. Освоение ребенком способов коммуникации (общения) помогает в установлении доброжелательных отношений со сверстниками взрослыми, организации совместной деятельности, позволяет уверенно чувствовать себя в различных жизненных ситуациях, избегать конфликтов в общении. Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи. Формирование коммуникативной функции речи предполагает овладение языком как средством общения и диалогической формой речи.

Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному роду искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Коммуникативные способности дошкольника не могут развиваться вне его социального окружения.  Исследования показывают, что характер культуры речевого общения ребенка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении всего дошкольного детства, приобретая  форму то непосредственно эмоционального контакта в процессе совместной деятельности, то чисто речевое.

Следует отметить, что каждая коммуникативная ситуация в любой сфере общения — это процесс социально-речевого взаимодействия. Собеседники, заинтересованные в эффективности взаимодействия, должны использовать чувство эмпатии. Это значит, что каждый участник общения обязан осознавать не только собственные цели и задачи, но и потребности, установки, психологические характеристики собеседника. Инициатору беседы следует продумать ее ход, чтобы максимально соблюдать интересы сторон, что будет способствовать установлению взаимопонимания [4].

Таким образом, умения говорения отражают высокий уровень коммуникативности, которую оценивают в плане ситуативного единства содержания и формы.

В общении со сверстниками дети самостоятельно могут управлять действиями партнера осуществлять контроль его действий, навязывать собственные образы, организовывать совместную игру, сравнивать партнера с собой. Общаясь с детьми, ребенок может фантазировать, выражать обиду, претворяться, и т.д. Дошкольники, не имеющие контакты со сверстниками, испытывают значительные трудности и в общении с взрослыми, не смотря на активность желания поговорить с ними. Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение с взрослыми, так и со сверстниками.

Ф.А. Сохин отмечает, что в процессе общения у дошкольников формируется умение вести диалог, умение слушать и понимать обращенную к нему речь, умение пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учётом ситуации общения [6].

По мнению М.М. Бахтина, важнейшим критерием собственно социализированной речи является наличие в речевом взаимодействии не менее трёх взаимосвязанных высказываний: инициативного высказывания, ответа на него и встречной реакции. При таком взаимодействии каждый получает возможность проявить диалогическое активное ответное отношение, а это достигается дошкольниками на более поздних ступенях развития связной речи.

Диалог это процесс двустороннего общения, который проходит в конкретной ситуации, где участники общения попеременно исполняют роль говорящего и слушающего. Диалогическая речь определяется как основная форма разговорной функционально-стилистической разновидности языка, которая представляет собой проявление коммуникативной функции языка. Для поддержания диалога необходимо обеспечить его качественность и этичность. Условиями возникновения и поддержания диалога являются:

— взаимное понимание, интерес к теме диалога собеседников;

— умение слушать и слышать собеседника;

— равноправность участников диалога;

— активность и самостоятельность субъектов диалога [1].

Таким образом, для ведения диалога необходимо установление социального контакта и интерактивного взаимодействия, что подразумевает необходимость адекватного использования всех имеющихся у ребенка вербальных и невербальных средств общения. Формирование языкового оформления диалога подразумевает выработку четкой дикции, интонационной выразительности, развитие умения подбирать лексически точное и грамматически правильное средство для выражения собственной мысли.

Овладение коммуникативными умениями позволяет решить важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Именно коммуникативные качества речи способствуют развитию социальных отношений у детей; посредством диалога один ребёнок привлекает внимание другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним. Диалог как процесс речевой коммуникации и как средство общения, является важнейшим направлением в социальном развитии детей.

Список литературы:

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения: метод. пособие для воспитателей – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 128 с.
  2. Багаутдинова С.Ф., Левшина Н.И. Образовательная деятельность с дошкольниками в конкурсном движении: проблемы и рекомендации / Дошкольное воспитание. 2014. № 8. С. 89-93.
  3. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. – М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2003. – 368 с.
  4. Левшина Н.И., Градусова Л.В. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности / Детский сад: теория и практика. 2014. № 6 (42). С. 94-103.
  5. Минеева Ю.В., Салихова З., Левшина Н.И. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников / Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 35-37.
  6. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учеб. пособие — 2-е изд.- М. : Воронеж, 2005. – 224 с.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ» author=»Левшина Наталия Ивановна, Рябова Дарья Николаевна, Кузьмина Виктория Евгеньевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found