Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОО

Для успешного решения задач управленческого сопровождения процесса реализации познавательно-исследовательской деятельности необходим комплекс организационно-методических условий.

Первым условием является организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для реализации познавательно-исследовательской деятельности. Под развивающей предметно-пространственной средой (далее РППС) понимается пространство, границы которого можно определить как предметами материального мира, так и детскими фантазиями, представлениями, выяснить которые возможно в ходе общения с ребенком. Насыщенная развивающая предметно-пространственная образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Необходимость создания РППС в дошкольных образовательных организациях по разным направлениям личностного развития аргументируется результатами научных исследований. В современных концепциях реализации средового подхода в педагогическом процессе представлены различные аспекты развивающей среды: сущностные характеристики, базовые и вариативные компоненты (С. Л. Новоселова), принципы и варианты построения (В. А. Петровский, Л. М. Кларина), соотношение статичных и динамичных объектов (Ю. С. Мануйлов).

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы детского дошкольного учреждения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

Важно  создавать условия по организации самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей. В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

Вторым условием выступает необходимость формирования профессиональной компетентности педагогов, без наличия которой не возможна реализация познавательно-исследовательской деятельности.

Профессиональная компетентность современного педагога ДОО определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в образовательном процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития ребёнка, его общих и специальных потребностей[.

Важным условием для формирования профессиональной компетентности является работа по повышению квалификации педагогов ДОО. Повышение квалификации можно рассматривать как результат, как процесс, как целостную образовательную систему. Первое предполагает продуктивные изменения профессиональных и значимых качеств педагогов, следствие их обучения в учреждениях повышения квалификации. Второе означает целенаправленный процесс обучения, сопровождающийся фиксацией изменений профессионального уровня обучающихся. Третье — часть системы непрерывного педагогического образования, институированная на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (институты повышения квалификации работников образования, муниципальные методические службы).

Система повышения квалификации работников образования, на наш взгляд, имеет несколько основных функций: информационную (удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о достижениях в науке, о передовом отечественном и зарубежном опыте); обучающую (организация и осуществление образовательного процесса в учреждениях повышения квалификации, оказание консультативной помощи педагогам); исследовательскую (проведение научных исследований и экспериментов в области послевузовского педагогического образования в учебных заведениях, мониторинга качества общего и профессионального обучения, изучение тенденций изменения и развития системы образования); экспертную (научная экспертиза программ, проектов, оценка необходимости, обоснованности и безопасности экспериментальной работы, проводимой образовательными организациями).

В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21.12.2012 года говорится о том, что повышение профессиональной квалификации педагога дошкольной образовательной организации является его обязанностью.

Повышение квалификации  —  это обновление, расширение и углубление педагогом ДОО теоретических знаний, формирование, развитие, коррекция и адаптация практических навыков решения задач, связанных с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных образовательных методов и технологий.

Управленческое содействие в повышении квалификации педагогов сводится к созданию в образовательной системе комплекса условий: социально-правовых; перспективно-целевых; потребностно-стимулирующих; коммуникативно-информационных.

Работа по повышению квалификации при формировании профессиональной компетентности педагогических кадров ДОО в реализации образовательного процесса на основе познавательно-исследовательской деятельности включает в себя анализ современных педагогических технологий.

Кроме того, нужны такие формы обучения педагогов ДОО, с помощью которых можно не только объяснить принципы проектирования работы с детьми, но и практически их освоить сначала на учебных упражнениях, а затем и в процессе разработки содержания обучения по познавательно-исследовательской деятельности. Это могут быть такие мероприятия как: тематические семинары, мастер-классы, просмотр видеозаписей занятий с детьми, проведённые коллегами из других детских садов, анкетирование педагогов, тренинги, ролевые игры, разработка своего варианта планирования образовательной деятельности с детьми и его реализация на практике.

Одной из функций управления является планирование. Планирование – это первая, важнейшая функция процесса управления, представляющая собой процесс разработки плана, определяющего то, что нужно сделать (достичь) и какими методами, сообразуясь со временем и пространством.

В нашей работе планирование образовательного процесса ДОО является третьим условием.

Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок  –  с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей  – с другой.

Планировать познавательно-исследовательскую деятельность необходимо согласно примерной сетки непосредственно образовательной деятельности, в соответствии с темой недели.

Варианты подбора:

—  от простых практических опытов и классификации к исследованиям-путешествиям в пространстве и времени, переводящим детей на уровень символического действия;

—  мозаичный набор тем по принципу ассоциативных связей. Например, от опытов движения воздуха и классификации видов транспорта, к путешествию во времени (история транспорта), к путешествиям по карте (по водным пространствам земли – океанам), далее к классификации живых обитателей водных пространств, слова к опытам – с движением воды (водным потокам) и состоянием вещества (вода – лёд – пар). Ассоциативные цепочки могут начинаться от любой точки интереса детей: природное явление, событие.

Такой вариант планирования сложнее, но он дает больше возможности для расширения смысловых связей в складывающейся у детей картине мира и позволяет педагогу не только подстраиваться под сезонные события и праздники, но и гибко реагировать на актуальные события в детской жизни.

Таким образом, организационно-методическими условиями управленческого сопровождения процесса реализации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в ДОО являются: повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах реализации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников; создание развивающей предметно-пространственной среды как фактора реализации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников; планирование образовательного процесса ДОО на основе реализации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Список литературы:

  1. Багаутдинова С.Ф., Левшина Н.И. Образовательная деятельность с дошкольниками в конкурсном движении: проблемы и рекомендации // Дошкольное воспитание.- 2014. — № 8. С.89-93.
  2. Багаутдинова С.Ф, Корнилова К.В., Санникова Л.Н. Система планирования в дошкольном образовательном учреждении : пособие для руководителей ДОУ / научный редактор: Багаутдинова С.Ф. — Магнитогорск, 2004.
  3. Левшина Н.И. Использование игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов //  Начальная школа. — 2010. — № 7. С. 122-124.
  4. Степанова Н.А., Хорева Е.Е. Сущностная характеристика условий развития социально-информационной компетентности педагогов в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования // Международный журнал экспериментального образования. — — № 7-2. С. 48-50.[schema type=»book» name=»УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОО» author=»Кочеткова Александра Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found