Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблема проектирования индивидуального образовательного маршрута на современном этапе является одной из актуальных проблем, это связано с изменившимися социально-экономическими условиями развития общества, с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые предполагают новые требования к системе образования.

Сложившаяся в России система дополнительного образования обладает уникальным потенциалом развития творческих, коммуникативных, познавательных способностей обучающихся. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, создавать устойчивую культуросообразную среду развития, способствовать обеспечению индивидуального темпа достижения новых образовательных результатов.

Одним из вариантов, способствующим повышению качества образования, реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, достижению новых образовательных результатов является индивидуальный образовательный маршрут.

В настоящее время понятие «индивидуальный образовательный маршрут» все чаще встречается в психолого-педагогической литературе. Понятие «индивидуальный образовательный маршрут» имеет несколько близких по смыслу понятий: «индивидуальная траектория развития», «индивидуальная образовательная траектория», а также с этими понятиями связаны такие понятия, как «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальный образовательный план».

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогами педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С. В. Воробьева, Г.В. Куприянова, Ю. Ф. Тимофеева и др.).

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащихся, а также существующими государственными образовательными стандартами [1].

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» тесно связано понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г. А. Бордовский, С. А. Вдовина, Е. А. Климов, B. C. Мерлин, Н. Н. Суртаева, И. С. Якиманская и др.), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).

Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика, которая предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его реализации [1].

Как показал анализ литературы по данной проблеме, структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

– целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);

– содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемых в системе дополнительного образования);

– технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);

– диагностический (подбор диагностического инструментария);

– результативный (определение ожидаемых результатов, сроков их достижения и критериев оценки эффективности реализуемых мероприятий) [2].

Достигается это путем структурирования педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды); путем сопровождения (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута) и регулирования педагогического процесса (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование разнообразных форм деятельности).

В системе дополнительного образования развитие воспитанников может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно.

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; профессионализмом педагогического коллектива; возможностями учреждения дополнительного образования удовлетворить образовательные потребности учащихся; возможностями материально-технической базы учреждения.

Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения воспитанника к поставленной цели.

При построении индивидуального образовательного маршрута А. В. Хуторской выделяет несколько этапов: диагностика; выбор учащимся темы, которую ему предстоит освоить; выстраивание своего индивидуального образа выбранной темы для изучения; программирование индивидуальной образовательной деятельности, где учащийся с помощью педагога выступает в роли организатора своего образования: формулировка цели, отбор тематики, предполагаемые конечные образовательные продукты и формы их представления, составление плана работы, отбор средств и способов деятельности, выстраивание системы контроля и оценки деятельности, то есть тем самым создается индивидуальная программа обучения на определенный период времени; деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ учащихся и общей образовательной программы. Реализация намеченной программы в соответствие с основными элементами деятельности: цели – план – деятельность – рефлексия – сопоставление полученных продуктов с целями – самооценка. Роль педагога заключается том, чтобы направить, дать алгоритм индивидуальной деятельности учащегося, вооружить его соответствующими способами деятельности, поиском средств работы, выделить критерии анализа работы, оценить деятельность учащегося. Следующими этапами построения индивидуального образовательного маршрута, по мнению А. В. Хуторского являются демонстрация личных образовательных продуктов учащимися, коллективное их обсуждение и рефлексивно-оценочный этап, который позволяет учащимся выявить полученные результаты деятельности, оценить свою деятельность, конечный продукт и спланировать дальнейшую коллективную или индивидуальную деятельность [4, с. 98].

Эту модель построения индивидуального образовательного маршрута А. В. Хуторской предложил для системы общеобразовательных учреждений, но она может в полной степени найти свое развитие и в системе дополнительного образования детей.

Проанализировав предложенную модель, построения индивидуального образовательного маршрута в образовательных учреждениях, мы пришли к выводу о том, что индивидуальный образовательный маршрут воспитанника в системе дополнительного образования может включать следующие составляющие:

– обобщенную характеристику воспитанника;

– перечень знаний и умений в рамках реализуемой образовательной программы детского объединения;

– перечень знаний и умений для углубленного изучения данной образовательной области;

– перечень творческих заданий по каждой учебной теме образовательной программы;

– результаты психолого-педагогического мониторинга;

– необходимые коррекционно-развивающие мероприятия.

Содержание этапов индивидуального образовательного маршрута можно выразить следующей схемой:

  1. «Что я могу?» (диагностика).
  2. «Что я должен знать и уметь?» (осмысление).
  3. «Что я хочу знать и уметь?» (проектирование).
  4. «Как я буду идти к поставленной цели»? (реализация).
  5. «Чему я научился и что мне надо доработать?» (оценка и корректировка полученных результатов).

Таким образом, в системе дополнительного образования индивидуальный образовательный маршрут имеет свои особенности, так как развитие ребенка может осуществляться не по одному, а по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Это определяется выявленными интересами, способностями и потребностями самого ребенка, уровнем его развития, возможностями ребенка в достижении необходимого образовательного результата. Индивидуальный образовательный маршрут способствует самореализации, самоорганизации, саморазвитию учащихся и направлен на воспитание образованной, творческой и социально адаптированной личности.

Список литературы

  1. Индивидуальный образовательный маршрут: методические рекомендации по разработке / сост. Г.В. Куприянова. – Ярославль : РИО, 2005. – 16 с.
  2. Куприянова, Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут / Куприянова Г.В. // Индивидуализация в современном образовании: теория и практика. – Ярославль, 2001.
  3. Рындак, В.Г. К вопросу о проектировании индивидуального образовательного маршрута как средстве становления личностных достижений старшего школьника / В.Г. Рындак, М.Б. Утепов // Вестник ОГУ. – 2002. – №7. – С. 39-44.
  4. Хуторской, А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М. : Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 203 с.[schema type=»book» name=»ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» author=»Исаева Ирина Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found