Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Теоретические аспекты этнокультурного(этнопедагогического) моделирования на основе русской традиционной культуры

При построения этнокультурных моделей иначе при «этнокультурном, этнопедагогическом моделировании»  при «научении культурой» в этнокультурном моделируемом пространстве, можно выделить следующие этапы принятия личностью ребенка своей культурно-исторической педагогической (личностно – развивающей) модели: а) мотивации личности к научению культурой; б) выбором личностью культурного знака и ценностной ориентации; в) принятие ребенком культурного знака и ценностной ориентации.

Для обоснования данного положения обратимся к рассмотрению культурного феномена и его обоснованию, как феномена развития личности, а также управлению развитием личности в культурных адаптивных воспитательных моделях. Для начала   рассмотрим феномен культуры,  как явления формирующего личность ребенка. Для этого обратимся к известным работам отечественных и зарубежных культурологов: Э. Маркаряна и Т. Парсонса.

При рассмотрении культуры как системы, Э.Маркарян выделяет две ее основных функции:

  1. Адаптивную,
  2. Социорегулятивную.

Т.Парсонс в своей теории «Социального действия» выделяет четыре первичные функции социетального общества , которые можно отнести и к культуре, так как именно в культуре вырабатываются механизмы социализации, адаптации и мотивации личности.

Главная из них – это производство или воспроизводство образца и его передача (ценности, нормы, мораль, религия). Пути передачи (как управление развитием личностью Б.В.) могут быть следующими: культурные ценности становятся эффективными двумя путями:

В воспроизводстве образца Т. Парсонс выделяет две подсистемы:

  1. Поддержание основного образца.
  2. Мотивация к поддержанию основного образца.

Обобщая идеи и выводы ученого, мы приходим к выводу, что: личностная система есть исполнитель процессов действия, т.е. воплощения культурных принципов и предписаний, ведущая к мотивации. [3, C. 16].

Культурные эталоны включаются в действие как объект ситуации актора, либо как часть структуры личности. Интернализоваными (приобретенными личностью) могут быть все типы культурных эталонов. Но особая важность лежит на интернализации ценностных ориентаций. Одни становятся частью структуры суперэго, другие становятся институализацией ролевых ожиданий. [4, C. 446].

Поддержание основного образца есть поддержание или воспроизводство культурной традиции, а мотивация к поддержанию образца есть развитие и формирование личности (Б.В.). Процесс поддержания образца – это выстраивание культурной воспитательной модели школы, а мотивация личности к поддержанию образца – есть процесс ее вторичной социализации в данной модели, иначе ее (личности) развития и формирования через обновленную структурную модель школы.

В своей структуре, формируя модель культуры, Т.Парсонс выделяет три класса культурных эталонов, как интернализованных образцов когнитивных ожиданий и катектического выбора актора, это:

  1. Система идей или верований.
  2. Система экспрессивных символов.
  3. Система ценностных ориентаций. [3, C. 423- 445], а это и есть ситема ценностей в традиционной культуре(Б.В.). Он утверждает: что культурная система – это модель культуры, отдельные части которой взаимосвязаны так, что они формируют системы ценностей, системы убеждений и системы экспрессивных символов.

Культурные эталоны организуются в системы по следующему принципу:

– одни из классов эталонов ценностной ориентации определяет образцы взаимных прав и обязанностей, на основании которых формируются ролевые ожидания и санкции.

– другие классы ценностных ориентаций определяют стандарты когнитивных и оценочных суждений.

Таблица №1                              

А символы формируют знаковую систему, влияющую на формирование личности. Таким образом, адаптивная коммуникативная и регулятивная функция культуры, как способ существования традиций через знак формируют поведенческие стереотипы личности (Б.В.), а значит, ее формируют и развивают. Личность в системе действия – есть совокупность единиц действия, а культурные единицы есть продукт системы действия и условия будущего действия, т.е. культурные единицы входят в систему личности и в то же время культурные единицы это нормы, образцы, формирующие будущее социальной системы общества.

Обоснуем переход модели – системы традиционной культуры как этнопедагогической в систему личности, используя при этом идею «научения культурой», разработанной Т.Парсонсом… Вот ее главный постулат: система символических эталонов создается индивидуальным актором(личностью) и передается социальным системам через диффузию, а также от личности к личности посредством обучения через взаимодействие. Обобщение является одним из главных условий усвоения культурных символов в процессе обучения. Социальное действие – есть конструкт, соединяющий личность, социальную систему и культуру, вот почему «научение культурой» является главным определяющим феноменом современного общественного развития, а значит и развития школ русской традиционной культуры.

Основное назначение традиционной культуры – передавать опыт прошлого, поэтому традиционная культура выполняет функции воспроизводства образца – общества, в этом главное ее назначение. Воспроизводимость образца происходит системно, при включении всех составляющих элементов традиционной культуры.

Кроме ритуальных и поведенческих аспектов, а также их взаимосвязи с трудом и природой, бытом и институализацией, человек формирует и усваивает легко традиции через символ.

Культурная традиция или передача опыта поколений осуществляется через знаки и нормы (культурные объекты, элементы культуры, субсистемы культуры). Именно культурные знаки во взаимодействии с нормами и образцами формируют личность. Об этом, применительно к свойствам психики ребенка писал еще в 20-е годы Л.С.Выготский: «культурное развитие основано на употреблении знаков и включение их в общую систему поведения» [2, C.142]. И далее, развивая эту мысль, ученый утверждает: «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды; в двух планах сперва – социальном, потом – психологическом, затем внутри ребенка, как категория интерпсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли».

Отсюда можно сделать вывод, что формирование личности ребенка на основе традиционной культуры сопряжено с знаково-символическими закономерностями самой традиционной культуры и связано с ее устойчивыми стереотипами традиций, которые заложены как в поведенческих ритуальных механизмах традиционной культуры, так и в передаче норм и ценностей. Создание адаптивной среды посредством традиционной культуры(этнокультурное моделирование среды) есть главное условие воздействия этнопедагогики на личность ребенка.

Л.С. Выготский утверждал, что результатом культурного развития ребенка – есть социогенез высших форм поведения [2, C.145]. Мы же утверждаем, что в традиционной культуре культурное развитие ребенка осуществляется через этногенез высших форм поведения.

Культурные знаки всегда существовали в социальной среде и окружали человека, поэтому они и формировали среду, а через нее и личность. Создание среды, а значит, нахождение связей между функциями знакового порядка и есть создание адаптивной психологической системы, в которой и происходит усвоение культурных знаков личностью. «Возникновение таких новых подвижных отношений, в которые ставятся функции друг другу, мы будем называть психологической системой» [1, C.110].

Собирание знаков в модели создает условие для прохождения через них личности. Возникает своеобразная система выбора своего поведения ребенком через принятие культурной традиции, которую хорошо охарактеризовал и разработал Т.Парсонс в теории социального действия. Соединив эти два подхода – принятие культурного знака и выбор ребенком своего пути развития через культурный знак, мы получаем модель современного этнокультурного развития ребенка, а также обосновываем современную парадигму психического, социального и творческого развития личности. Обозначив основные функции культуры и наложив на них элементы традиционной культуры построим схему перехода данных элементов в личность ребенка на основе теории социального действия:


Схема вхождения  объектов традиционной культуры, как развивающих в систему психосоциальных аспектов личности через знак на основе системы действия через основные функции культуры

 Таблица №2

 

Выбор ценностных ориентаций в традиционной культуре, а значит и ее этнопедагогической модели осуществляется быстрее и органичнее, чем в культуре вообще, т.к. в системах ритуала, народного календаря, обряда или праздника когнитивные и катектические механизмы личности сцеплены между собой и срабатывают одновременно. Во время праздника у личности мотивационная сфера соединяет в себе и катексис (влечение к событию и действу, удовлетворение действом) и познание – усвоение моральных норм, поведенческих стандартов. Традиционная культура, таким образом может помочь в выборе ценностных ориентаций еще до постановки цели выбора, т.е. традиционная культура  управляет выбором актора до начала действия в системе праздника, обряда, действа, т.к. «освещенность» обряда традиции «так было всегда» не предполагает свободу этого выбора или отклонения от нормы, принятой в данном обществе.

Аадаптивная, коммуникативная и регулятивная функция культуры, как способ существования традиций через знак формируют поведенческие стереотипы личности, а значит, ее формируют и развивают.

Для определения механизмов принятия личностью культурного знака и ценностной ориентации известный социолог Т.Парсонс определил способы принятия этого знака путем выбора – ориентации личностью ребенка культурных объектов – ценностных ориентаций через систему нормативных эталонных переменных. В своей теории социального действия он подробно описал действие этих  механизмов и доказал, что ценностные ориентации являются условием мотивации личности: «культурные единицы, в том числе и знаково-симолические, являются предметом действия и условием будущего действия, они входят в систему личности и в социум. Выбор осуществляется через ценностные эталоны, которые свойственны по нашему мнению  и традиционной культуре. Система ценностных эталонов и других моделей культуры, если они институционализированы в социальных системах и интернализованы в системах личности руководят актором (личностью), как в ориентации на цели и нормативные регуляторы значений, так и в экспрессивных действиях (через знак Б.В.), везде, где диспозиция потребностей актора  требует выбора в обстановке действия»  (Т.Парсонс).

Для осуществления осознанного выбора или действия, личность использует инструментальное, значимое средство этого выбора – нормативные правила или эталонные переменные, а также систему символов (которые в значительной степени имеются в распоряжении традиционной культуры).

Ребенок усваивает ценности традиционной культуры через:

Таблица №3

 

 

Выбор ребенком (личностью) ценностной ориентации осуществляется через механизмы познания, влечения, а также через культурные нормы и ценности, заложенные в традиции. Механизм выбора личности осуществляет свою работу следующим образом. Актор (личность) удовлетворяет свои потребности выбора и принятия ценностной ориентации через когнитивные различения, которые катектически переживаются им, включая организацию мотивации,  связанную с удовлетворением побуждения.

В механизмы выбора входят: оценочные критерии, основанные на стандартах истинности (когнитивный аспект), вкуса (катектический аспект), а также моральных стандартах.

То есть выбор актором своего действия и принятие ценностей им при организации мотивации через обряд определяется усвоением переменной «традиционализм», а в парсоновской дихтомии  «универсализм».

Дихтомию универсализм (традиционализм)  — рационализм (партикуляризм) можно было бы поставить до начала действия, как парадигму, предвидящую будущий выбор. Таким образом, L  — латентная цель (культурная традиция) может быть задана изначально как нравственный и поведенческий нормативный стандарт.

Культурная традиция, таким образом может действовать перед выбором (создание ожиданий), во время выбора как ценностная ориентация, и уже после выбора, как интернализованная единица в личности.

К ним относятся:

  1. Аффективность – аффективная нейтральность.
  2. Ориентация на себя – ориентация на коллектив.
  3. Универсализм – партикуляризм.
  4. Качество – результативность.
  5. Специфичность – диффузность.

1-я — применяется, чтобы определить имеет ли место оценивания ситуации;

2-я – преобладают ли моральные эталоны в процессе оценивания;

         3-я – преобладают ли познавательные или катектические эталоны;

4-я – подходить ли к объектам как к комплексам качеств или деятельностей;

5-я – степень значимости объекта.

Первая и пятая эталонные переменные оказываются важными для диспозиции потребностей, (т.е. системы личности), так называемая мотивационная ориентация – представления, желаниея, планы.

Третья и четвертая эталонные переменные свойственны для ролевых ожиданий, (т.е. систем социальных), так называемая ценностная ориентация – стандарты когнитивные, эстетические, моральные.

Вторая эталонная переменная относится как к ценностной ориентации, так и мотивационной ориентации.

Ценностная ориентация входит в мотивационную ориентацию через оценочные эталоны приемлемости, которые:

Выбор осуществляется через мотивационную и ценностную ориентации, соединенных вместе (ценностная ориентация входит в мотивационную ориентацию через оценочные эталоны или эталоны приемлемости).  Ценностные эталоны включаются в оценочный вид мотивационной ориентации, как правило, предписания, управляющие выбором – отбором. Именно, ценностная ориентация управляет выбором, а не актор.

Аналитическим элементом действия является норма. При усвоении традиций, выбор личностью той или иной  нормы через знак поддается ориентации. (Б.В.). Выбор, отбор (принятие) становится возможным благодаря:

Ориентация, таким образом, — есть выбор,  осуществляемый актором с использованием знака через механизмы познания, катексиса (влечение), планов и эталонов (культурных норм и традиций) данного актора(личности).

Ориентация данного актора на данную ситуацию имеет четыре вида:

Первая и третья – виды мотивационной ориентации. Четвертая — ценностная  ориентация.

                Схему выбора актором своего действия можно представить следующим образом:

                                                                                                                                   Таблица №4

Наборы ценностных эталонов по особо сочетающимся характеристикам  автоматически дают противоположные наборы. Это приводит к выделению четырех сфер в структуре общества:

G – целеполагающие структуры;

I – интегрированные;

L – латентные;

A – адаптивные.

L – структуры отвечают за сохранение латентной модели общества, т.е. его основной нормативной конструкции – семья, школа,  воспитание. В латентной модели сохраняется характер общинных отношений между людьми, что свойственно традиционной культуре и нашим целевым этно-педагогическим задачам. Пиетет в этом случае принадлежит личности, ее качествам, дисциплине, нормативности поведения. Латентная модель системы отвечает за сохранение «образца» общества.

Таким образом, Т.Парсонс выводит дихтомии свойств и традиционной культуры в современном обществе, отвечающие за сохранение традиций. И эти традиции необходимо и сегодня сохранять и воспроизводить в обществе для его выживания.  Лучше всего это можно сделать при этнокультурном воспитания и образовании.

Сочетание системного видения традиционной культуры и парсоновской латентной модели дает нам механизм принятия традиций через ценностную ориентацию и ценностные эталоны.

В латентной сфере эталоны диффузности, при которой актор берет обязательства на себя и которые свойственны семейным отношениям будут тяготеть к переменной «качество» — основной нормативной модели личности.

А эталонная переменная аффективная нейтральность (дисциплина) будет сочетаться с универсализмом – культурный долг, моральные эталоны.

Эталонные переменные через систему традиционной культуры работают более эффективно на латентную модель выбора с использованием символических знаков, как мы уже отмечали ранее в обряде или ритуале: через чувственно – воспринимаемое влечение формируется и условие принятие ценностей с использованием комплекса значений и символов. (Б.В.)

Выбор актором своего действия может протекать по следующей схеме:

От аффективной нейтральности (дисциплине) – к ориентации на коллектив  (ценности коллектива) – к универсализму (традиционализму), согласие с общественными эталонами – качествам личности  (объекты  нравственных чувств) – и далее к диффузности, устойчивым отношениям между людьми, диффузной солидарности (семья).

Таким образом, четыре вышеперечисленных переменных,  формирующие латентную модель, представленные наиболее адекватно в традиционной культуре, могут работать и в современном обществе в области образования, воспитания, сохранения семьи. А этнокультурное моделирование будет способствовать созданию условий выбора актора в пользу латентной модели.

                                                                                                                          Таблица№5

Аффективная нейтральность

(дисциплина)

Ø  приводит к ценностному эталону

Универсализм

(ответственность, оценка по нормам)

Ø  отдание преимущества моральным ценностным эталонам

Ø  законность порядка в силу его освящения традицией – всегда случай наиболее универсальный и первоначальный

Ø  долговременные жизненные идеалы, связанные со способами существования его – актора группы

Качество (обладание чем-то)

Следование нормам , нормативный стандарт

Качество личности (атрибуты объекта) объект нравственных чувств, участие в осуществлении культурных ценностей

Диффузность (общинные отношения)

Ø  взятие на себя обязательств

Ø  устойчивые отношения между людьми

Ø  семья, любовь, уважение

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение в традиционной культуре является процессом изменения способов ориентации по отношению к миру объектов, включающих личность- актора, культуру, социальные объекты (людей). Эталоны, которые может задавать традиционная культура, т.е. эталоны ценностной ориентации, создают соответствующие способы оценивания, видения, желания.  Все это происходит через обобщение в процессе обучения в моделируемой этнокультурной среде.

Обобщение как один из главных конструктов (способов) обучения является определенной ориентацией актора к объектам, когнитивным механизмом, упорядочивающим мир этих объектов.

Система действия через обобщение в традиционной культуре имеет степень устойчивости, т.к.  потребности ребенка, сориентированные на ценности культуры становятся культурно-организованными потребностями в направлениях, помогающих ему интегрироваться в систему взаимодействия: взрослый – ребенок – общество

Подводя итог рассмотрению традиционной культуры как цельной и устойчивой системы и ее сочленения с системой личности, можно сделать вывод, что многоуровневое взаимодействие разных систем, необходимых как для формирования личности, так и для сохранения «образца» через культурный символ (знак) осуществляется следующим образом: от системы традиционной культуры как адаптивной с латентным содержанием среды воздействия на личность ребенка к системе выбора этой личностью своего пути развития с одновременным формированием ее разнообразных сфер на основе принятие (интернализации) ценностных ориентаций или ценностей.

Этнопедагогическая воспитательная модель формирования личности ребенка через ценности и знаки традиционной культуры будет следующая:

  1. Создание адаптирующей этнокультурной среды (этнокультурная воспитательная модель).
  2. Формирование поведения в данной среде с сохранением психических устойчивых качеств личности через знак и усвоение роли на основе интернализации.
  3. Формирование психики ребенка через принятие им культурных ценностей.

Литература.

1.Выготский, Л.С. Инструментальный метод в психологии / Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6-ти т. –  М.: Педагогика, 1982. – Т. 1 / под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. – С. 103–108.

2.Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах: т. 3: История развития высших психических функций / Л.С. Выготский; под ред. А.М. Матюшкина.  –  М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

3.Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс; пер. с англ. Седова Л.А. – М.: Аспект-Пресс, 1998. – 270 с.

4.Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс ; пер. с англ. – Изд. 2-е. – М.: Акад. проект, 2002. – 880 с.[schema type=»book» name=»Теоретические аспекты этнокультурного(этнопедагогического) моделирования на основе русской традиционной культуры» author=»Байтуганов Владимир Иванович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found