Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В современных условиях модернизации системы образования предъявляются новые требования к профессиональным и личностным качествам педагога. От него требуется пересмотр своего профессионального опыта, построение современной культуры общения с учащимися, их родителями и коллегами, осознание важности непрерывного профессионально-личностного развития. Действенное научно-методическое сопровождение развития педагогов призвана выполнить методическая служба школы. Она выступает «вдохновителем» профессионально-личностного развития каждого педагога и всего педагогического коллектива и в современных условиях может работать по схеме «образовательные потребности – образовательные услуги».

Научно-методическое сопровождение мы трактуем как процесс научно обоснованного специально организованного взаимодействия субъектов сопровождения, направленный на преодоление профессиональных затруднений и личностных проблем педагогов. Субъектами сопровождения могут выступать педагоги, методист, заместитель директора по научно-методической работе, педагог-мастер, опытный специалист, талантливый сотрудник. Сопровождение включает в себя систему взаимосвязанных действий, мероприятий, педагогических событий и ситуаций, ориентированных на осмысление профессионального опыта, актуализацию саморазвития, профессиональный успех, личностное преобразование педагогов, на их профессионально-личностное развитие.

Изучение результатов исследований О.Б. Даутовой, Е.О. Галицких, А.А. Деркача, Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, М.М. Поташника, В.А. Сластёнина и др. послужило основой для анализа содержания, структуры, критериев феномена «профессионально-личностного развития» и формулировки авторского определения как синтеза сущностных признаков данной категории. Профессионально-личностное развитие рассматривается нами как динамический целенаправленный осознанный процесс качественных личностных преобразований, которые выводят педагога на новый уровень саморазвития и самореализации в профессиональной деятельности.

Главная методологическая идея исследования представляется нам как совокупность инновационных подходов к научно-методическому сопровождению процесса профессионально-личностного развития педагогов, что обеспечит получение объективной, достоверной информации, позволяющей создать целостную картину изучаемого явления.

Для отбора методологических подходов, составляющих основу нашего исследования, мы руководствовались следующими положениями:

— методологические подходы должны в полной мере соответствовать целям и задачам исследования;

— для получения объективной и целостной картины исследуемого явления необходим синтез нескольких подходов, соответствующих нескольким уровням методологии;

— методологические подходы в исследовании должны быть взаимодополняющими, что позволит изучить конкретный объект всесторонне и во всех его взаимосвязях.

В словаре В.И. Даля термин «подход» обозначает «идти под низ чего-то», т.е. находиться в основе чего-то. Подход применительно к образованию есть «первокирпичек», который определяет содержание, формы, методы, приемы и может рассматриваться как определенная позиция, которая предполагает использование соответствующих принципов исследования, соответствующих средств и способов практической деятельности.

Для достижения цели и решения задач исследования, были выделены следующие методологические подходы: личностно-ориентированный, субъектно-деятельностный, акмеологический, интегративно-дифференцированный, которые позволяют выстраивать научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития педагога в условиях общеобразовательной организации адекватно современным потребностям общества, развивающейся школы, с учетом индивидуальных запросов и профессиональных заявок конкретного педагога и педагогического коллектива в целом, и потому по праву могут считаться инновационными. Следует отметить, что традиционные подходы к научно-методическому сопровождению профессионально-личностного развития педагогов больше были ориентированы на знания и умения педагогов в профессиональной деятельности. В гипотезе нашего исследования указывается, что научно-методическое сопровождение, основанное на инновационных подходах, будет способствовать эффективному профессионально-личностному развитию педагогов в условиях общеобразовательной организации, позволит совмещать эффекты личностного развития, профессионального совершенствования и преобразования образовательного методического пространства школы. Выдвигая данную гипотезу, мы опирались на фундаментальные исследования личности педагога И.А. Зимней, Л.М. Митиной, А.К. Марковой и др. и развивали идеи об интеграции личностного и профессионального, успешности личности в деятельности, субъектности самообразования и саморазвития, опережающего стратегического научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов в условиях общеобразовательной организации.

Изучив заявленные подходы в педагогической теории и практике, проанализировав возможности их использования в научно-методическом сопровождении профессионально-личностного развития педагогов, экспериментально апробировав их в работе методических служб общеобразовательных организаций Восточного образовательного округа Кировской области, мы пришли к выводу, что выбранные нами подходы в педагогической науке достаточно обоснованы как самостоятельные методологические аспекты, способствуют обновлению содержания научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов в условиях общеобразовательной организации, влияют на развитие профессиональной компетентности и личностных качеств педагога. Более подробно рассмотрим субъектно-деятельностный подход как основополагающий подход в нашем исследовании.

Сущность субъектно-деятельностного подхода определяет положение С.Л. Рубинштейна о том, что субъект в своей самодеятельности создается и определяется [1]. Субъект рассматривается как новое, преобразованное качество личности, возникающее через разрешение противоречий между возможностями, особенностями, мотивами личности и требованиями общества к профессиональной деятельности. При этом субъект деятельности преодолевает противоречия между внутренним и внешним, стандартизацией и индивидуализацией, актуальным и потенциальным [3].

Субъектно-деятельностный подход опирается на научные идеи Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и получил дальнейшее развитие в трудах К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского и др. В педагогике субъектно-деятельностный подход выделяет В.А. Сластёнин и рассматривает субъектность как «сложную интегральную характеристику личности, отражающую ее активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение к самой себе, к деятельности, к людям, к миру и жизни в целом» [6, С.45]. Субъектно-деятельностный подход в образовании представляет целенаправленную, мотивированную и осознанную деятельность человека. Деятельность всегда субъекта, целенаправленна, носит самостоятельный характер, а значит, профессионально — личностное развитие педагога будет успешным в том случае, если педагог состоится как субъект собственной жизнедеятельности, как субъект собственного профессионального и жизненного пути. Приоритет субъектной позиции педагога по отношению к самому себе позволяет сделать его лично ответственным за уровень своего профессионально-личностного развития. Потому педагог обязан самостоятельно определить содержание, форму, виды, временные рамки сопровождения, чтобы совершенствоваться самому и улучшать результаты своего труда и в целом общеобразовательной организации [2]. При таком подходе акцент смещается на профессионально-личностное развитие педагога, на процесс и результат этого развития, а научно-методическое сопровождение возможно рассматривать как средство обеспечения этого развития.

Субъектно-деятельностный подход в исследовании объединяет субъектный и деятельностный подходы в единстве объектов и процесса развития, личности и ее деятельности. Ценным для нашего исследования является то, что в профессии личность развивается как субъект деятельности.

Субъектно-деятельностный подход к научно-методическому сопровождению профессионально-личностного развития педагога позволяет совершенствовать личность педагога в профессионально-педагогической деятельности, раскрывать деятельно-творческую природу человека, побуждать его поведение к деятельному утверждению и поиску смысла жизни, самоопределению, самореализации и самопознанию индивидуального «Я», т.е. осуществлять индивидуализацию и персонализацию [4]. В нашем исследовании мы считаем, что именно индивидуализация помогает каждому педагогу пройти собственный путь, маршрут к освоению приоритетного и актуального на данном этапе своего развития. Цель «сопровождающего» — помочь педагогу определить индивидуальную траекторию профессионально-личностного развития. Процесс, в ходе которого происходит существенное изменение в системе личностных смыслов и поведенческой активности человека, мы рассматриваем как персонализацию.

Реализация субъектно-деятельностного подхода к научно-методическому сопровождению идет путем последовательной индивидуализации и персонализации процесса профессионально-личностного развития педагогов в условиях общеобразовательной организации. Преимуществом данного подхода является возможность провести целостный психологический анализ субъекта сопровождения в условиях профессиональной деятельности и выявить важные условия профессионально-личностного развития. Вопросы профессионально-личностного развития Б.Г. Ананьев, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.Н. Митина и др. рассматривают во взаимосвязи с деятельностью и подчеркивают, что она детерминирует развитие. В.А. Сластёнин указывает, что профессиональное саморазвитие складывается из двух компонентов: внешних условий и внутренних способностей: наличие потребностей в обновлении, развитии, самопознании; в понимании своих действий; в целеполагании [6]. Любая деятельность человека, как отмечал Рубинштейн С.Л., исходит от него как субъекта этой деятельности. Именно в деятельности личность формируется, проявляется и выступает результатом деятельности [5].

При определении сущности профессионально-личностного развития педагогов мы придерживались одного из основных положений субъектно-деятельностного подхода – нацеленности на результат в профессиональной деятельности, в частности, на достижение целей ФГОС общего образования при активном участии каждого педагога.

Таким образом, в нашем исследовании субъектно-деятельностный подход позволит:

1). реализовать одну из основных идей исследования: создание образовательного методического пространства школы, которое будет иметь субъектную направленность, широкий спектр индивидуальных образовательных траекторий, свободу выбора и вариативность повышения квалификации через активные формы в условиях общеобразовательной организации;

2). сопровождающему четко выделить интересы и потребности каждого педагога; связать саморазвивающуюся личность профессионала как активного преобразователя собственной жизни с его деятельностью; превратить участников сопровождения в «активных субъектов собственного образования»;

3). педагогу рассматривать себя в качестве активного преобразователя собственной жизни, способного самостоятельно определять траекторию своего развития в профессиональной деятельности через внутренние условия: жизненный опыт, гендерные особенности, наследственные факторы, личностные качества; самостоятельно проектировать свой путь личностного развития; активизировать процесс самосовершенствования личности, осознания ею своих реальных возможностей, отношения к себе как к субъекту и творцу собственной жизни.

Список литературы:

  1. Брушлинский,А.В. Исходные понятия субъектно-деятельностного подхода: проблемы психологии развития [Текст] / А.В. Брушлинский // Материалы конференции «Психическое развитие в онтогенезе: закономерности и возможности периодизации» / под ред. Е.Е. Кравцовой, В.Ф. Спиридонова. — М.: Вера Медика, 2000 -С. 104-112.
  2. Галицких, Е.О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете [Текст] : монография / Е.О. Галицких. — СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 264 с.
  3. Деркач,А.А. Акмеология в вопросах и ответах [Текст] : учеб. пособие / А.А. Деркач, Е.В. Селезнева. – М.: МОДЭК, 2007. – 248 с.
  4. Максименко, С.Д. Субъектный подход в изучении профессиональной самореализации [Текст] / С.Д. Максименко, В.И. Осёдло // Психология и право.- 2011.- №1. – С. 38
  5. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. Т.2., Глава XX. Самосознание личности и её жизненный путь [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1989. — 742 с.
  6. Сластёнин, В.А. Субъектно-деятельностный подход в непрерывном педагогическом образовании [Текст] / В.А. Сластенин // Непрерывное педагогическое образование. – 1999. — № 1. — с. 44-49[schema type=»book» name=»СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» description=»В статье раскрывается сущность и доказывается инновационность субъектно-деятельностного подхода к научно-методическому сопровождению профессионально-личностного развития педагогов в условиях общеобразовательной организации на современном этапе модернизации системы образования. Представлены авторские определения понятий «научно-методическое сопровождение», «профессионально-личностное развитие».» author=»Давлятшина Ольга Вячеславовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found