Образовательная система зависит от государственной системы и ее образовательной политики. Цели и задачи ставятся общенациональной образовательной доктриной, определяющей направления, содержание и приоритеты образования. Политика государства в области образования выражает интересы всех социальных групп общества.
В этом смысле, инклюзивное образование можно определить, как социальный заказ государства, достигшего определенного уровня правового, демократического, экономического и культурного развития.
Государство признает принцип равных возможностей в области образования (начального, среднего и высшего) для детей, молодежи и взрослых, имеющих ограниченные возможности здоровья, в том числе и инвалидов. Оно (государство) обязуется обеспечить включение образования людей с ОВЗ, в качестве неотъемлемой части, в систему общего образования. Об этом свидетельствует наличие российской и международной правовых баз.
Однако, повсеместное внедрение инклюзии на всех уровнях (детский сад, школа, высшие и средне-специальные учебные заведения) может обнажить новые проблемы.
Учитывая особенности российского общества, отсутствие устойчивых демократических традиций, длительную изоляцию инвалидов при предшествующем тоталитарном режиме и существующий менталитет, наибольшим препятствием для внедрения инклюзивного образования является отсутствие инклюзивной культуры.
Также, развитию инклюзии препятствует психологическая неготовность общества к восприятию других людей. Причем, навыки адекватного общения необходимы как здоровым, так и людям с ОВЗ.
Все это говорит о том, что ни финансовое, ни юридическое, ни педагогическое решение вопроса не будет способствовать развитию инклюзии, если общество, как в целом, так и в отдельно взятой школе, классе, районе не готово к принятию этого процесса.
Только философское осмысление необходимости создания равных условий для всех людей поможет сформировать здоровое общество, комфортное для всех его членов, позволяющее развить имеющиеся у человека (в том числе и с ОВЗ) способности и творческие амбиции.
Такое общество исключает диктатуру как большинства над меньшинством, так и меньшинства над большинством.
Особенностями внедрения инклюзивного образования в российской средней школе, которые необходимо учитывать при реализации этого проекта, мы называем 3 наиболее важных фактора. Надо отметить, что они не являются исчерпывающими условиями успешной инклюзии. Не менее важную роль играют наличие финансирования и юридической базы, политическая воля правительства и методическая, а также профессиональная готовность учителя.
Однако, без выполнения этих специфических для нашей страны условий, мы не добьемся положительных результатов.
- Все участники процесса инклюзии (учитель, ученик с ОВЗ, его родители и коллектив класса) должны иметь навыки инклюзивной культуры.
- Реализация инклюзии в средней школе может быть успешной, если удастся организовать совместную, добровольную деятельность 4-х компонентов инклюзивного образования (учителя, ученика с ОВЗ, его родителей и коллектива класса). Ведущая координационная деятельность принадлежит учителю.
- Реализация инклюзивного образования в средней школе возможна, только если совместная деятельность 4-х компонентов не только учебная, но и общественная, направленная на гуманизацию общества, призывающая к патриотизму и формированию активной жизненной позиции.
Реализация инклюзивного образования как учебно-воспитательного, культурно-нравственного, мировоззренческого и социального процесса, происходит в конкретных условиях, в конкретной стране, городе, районе, школе. И участники его (процесса) реальные люди, которым еще предстоит осмыслить те изменения, которые должно принести инклюзивное образование в жизнь общества, в случае его успешного распространения в нашей стране. Широкое распространение инклюзивного образования и инклюзивной культуры учат нас жить вместе. Это обязательное (но не единственное) условие построения толерантного общества.
Особенностью нашей страны является отсутствие устойчивых демократических традиций, в следствии чего, долгое время было принято изолировать инвалидов. Для того, чтобы научить всех участников процесса инклюзии жить, учиться и работать сообща, на наш взгляд, необходимо соблюдение следующих условий:
- Формирование навыков инклюзивной культуры должно проходить (желательно) с самых ранних лет, т. е. с детского сада, младших классов, бесед в семье. Желательно также прямое или заочное знакомство с людьми с ОВЗ.
- Навыки культурного, адекватного общения должны иметь как здоровые люди, так и люди с ОВЗ.
- Простое, понятное и четкое определение людей с ОВЗ, в том числе и инвалидов, требующих особых образовательных условий и особых условий для приспособления к жизни в городе.
- Определение инвалидов, как членов общества, имеющих равные со всеми права, в том числе и право на образование (среднее, среднеспециальное и высшее).
- Формирование позитивного отношения к людям с ОВЗ.
- Знакомство с достижениями известных людей-инвалидов, внесших существенный вклад в науку, политику, культуру, являющихся примером активной жизненной позиции, несмотря на ОВЗ.
- Анализ исторических тенденций в вопросе развития инклюзии в мире и в России.
- Знакомство с основными документами, определяющими юридическую базу инклюзивного образования ([6], [7], [8], [11]).
- Формирование понятия толерантности, как цели инклюзивного образования. Философское осмысление инклюзии.
Совместная работа выделенных нами компонентов инклюзивного образования (учителя, ученика с ОВЗ, его родителей и коллектива класса) протекает одновременно по следующим направлениям, под руководством учителя:
- Работа по формированию навыков инклюзивной культуры у всех участников учебно-воспитательного процесса.
- Диагностическая и коррекционная работа по определению психофизических особенностей учащихся, в том числе и с ОВЗ, Должна осуществляться учителем, владеющим навыками психодиагностики и коррекции (совместно с психологом, если он есть в школе). При этом, учитель активно привлекает к процессу коррекции родителей учеников и самих учащихся, особенно, старшеклассников. Все участники процесса должны иметь знания (на разном уровне) об индивидуальных психофизиологических особенностях личности и возможностях их коррекции. Таким образом, учащиеся получат навыки самокоррекции.
- Совместное участие в учебно-воспитательном процессе происходит под руководством учителя. Инклюзивное образование внедряется, на данный момент, хаотично и, часто, стихийно, т. е. нет специальных педагогов, участие социальных работников в процессе инклюзии, в большинстве регионов также остается пожеланием. Не думаем, что, таким путем, будет достигнуто финансирование, необходимое для развития инклюзивного образования. Так, в Москве, которая является особым регионом, на 1 ученика с ОВЗ отпускается в 5 раз больше денег, чем на обычного. И этих средств недостаточно (как показал опыт) для привлечения необходимых специалистов. Мы исходим из реальной ситуации, которая возникает при наличии острой общественной потребности в инклюзивном образовании. При этом, функцию социальных работников и других специалистов фактически выполняют родители учеников с ОВЗ, а также их здоровые одноклассники, которые добровольно помогают ученикам с ОВЗ в учебной и внеучебной деятельности. Такова реальность, которую мы наблюдаем в учебных заведениях нашего города. Мы не видим в этом трагедии, более того, надеемся, что сложившийся союз учителя, ученика с ОВЗ, родителей и коллектива класса является прототипом будущего общества, где они сумеют применить полученные навыки толерантного общения с разными людьми.
- Рекомендуется активное совместное участие во внешкольных мероприятиях. Мы обращаем внимание на общественную значимость дела и на активную позицию всех участников проделанной работы. Положительный, общественно значимый результат поможет становлению личностей всех учащихся и сформирует у них активную жизненную позицию.
Такие важные характеристики личности, как любовь к родине, патриотизм, забота о благоустройстве места, где ты живешь и учишься, внимание к окружающим людям в школе, дома на улице, формируются не только за счет знаний, полученных на уроках, но и в процессе добровольной совместной деятельности, направленной на практическое устранение препятствий для гармоничного сосуществования разных людей.
В итоге мы получим учащихся, способных активно вмешаться в благоустройство общества, его гуманизацию и оздоровление.
Примером тому может служить совместная работа компонентов инклюзивного образования по выявлению архитектурных недочетов в городе, приуроченная к программе «Доступная среда» и устранение их после обращения в администрацию города.
Все это можно считать выполнением того самого общественного заказа на реализацию инклюзии.
Список литературы
- Еремкина О.В. Понимать проблемы, соучаствовать в саморазвитии школьников // Народное образование. – 2007. – № 2. – С. 184–188.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012г. № 273-Ф3
- Конвенция ООН о правах ребёнка
- Конституция Российской Федерации
- Малофеев М. Н. «Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учебное пособие для студентов педагогических вузов. М., Просвещение, 160 c.
- Постановление Правительства Рязанской области от 28 сентября 2012г. № 278 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «доступная среда» на 2013-2015 г.»
- Программа Правительства РФ «Доступная среда» на 2011-2015гг. от 18.11.2009 г. №ВП-П13-6734
- Протокол № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
- Тарасенко Е. А. Государственная социальная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (сравнительный анализ на примере США, РФ и Великобритании). М., 2005, с. 22-24, 38.
- Ткаченко В. С. «Общество и проблемы инвалидности: монография. Ставрополь, Сервисшкола, 2006, с. 90
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. №181-Ф[schema type=»book» name=»СТРОИМ ОБЩЕСТВО ИНКЛЮЗИИ» author=»Шайкевич Мария Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]