Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

СТАНОВЛЕНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА

В 20-40-е годы XX века в условиях бурного развития изобразительного искусства очень активно  развиваются и методы обучения рисунку, как базовой художественной дисциплины.

Разработка методики преподавания рисования в общеобразовательных школах шла в 20-е годы по самым разнообразным направлениям, наибольшее распространение из них получили только два: «теория свободного воспитания» и «комплексный» метод обучения.

Свободное воспитание рассматривает воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём. «Теория свободного воспитания» базировалась на следующих принципах:

— какое либо  внешнее влияние на творческий потенциал ребёнка оказывает тормозящее действие;

— сосредоточение усилий воспитателя на приобретении ребёнком собственного опыта, на основе которого и происходит полноценное развитие личности;

— стимулирование активного отношения к жизни, культуре, образовательно-познавательной деятельности и потребности в систематическом самообразовании и самовоспитании;

— трактовка школы как живого организма, непрерывно развивающегося в соответствии с детской природой;

— понимание роли педагога как старшего товарища своих воспитанников, организующего образовательно-воспитательную среду для проявления детьми своих творческих возможностей;

— организация жизни школьного сообщества на основах самоуправления (по типу общины) [1].

В 1954 г. известный педагог Е.И. Игнатьев писал, что обучение по теории «свободного воспитания» привело к освобождению учителя от руководства обучением и тем самым к безграмотному рисованию учащихся. Постепенно снизились требования к квалификации учителей, так как подобные уроки способен вести любой учитель, даже совершенно несведущий в рисовании, а тем более в теории и методике рисования [2, с. 75].

Особенно обострилось положение с преподаванием рисования в общеобразовательной школе в период увлечения «комплексной» программой (1923—1925), когда знания учеников проверяли не по отдельным предметам, а в комплексе, куда было включено и рисование.

 С конца 20-х – начала 40-х годов формалистические методы преподавания стали подвергаться широкой и вполне справедливой критике. Пересмотр содержания программ и учебных планов привел к перестройке методов преподавания рисования в школе. Рисование стало рассматриваться как одно из важных средств познания мира. При обучении рисованию преподаватель должен был вести урок так, чтобы учащиеся приобретали необходимые знания и навыки, чтобы они рисовали осмысленно.

Заметный вклад в развитие методов преподавания рисования в общеобразовательных школах внес и Константин Федорович Юон. Уделяя большое внимание вопросам методики преподавания в художественных школах, Юон интересовался и обучением рисунку в общеобразовательных школах. Придавая большое значение научному обоснованию метода преподавания, Юон считал, что даже технические вопросы рисунка должны рассматриваться с научной точки зрения.

Рисование становится неотделимым спутником остальных учебных предметов. Старые программы не отвечали требованиям и не давали развития способностям, их нужно было пересматривать. В круг рисования обязано входить не только рисование с натуры и черчение, но и  лепка, иллюстрирование, ДПИ, и сведения по искусству.

Художественное образование в высших учебных заведениях также подвергалось реформированию. В эти годы более распространенными методами обучения в художественных вузах были – метод коллективного преподавания, лабораторно-бригадный и метод проектов.

Метод коллективного преподавания был предложен в 1922 году в целях изжития индивидуального метода. Была ликвидирована персональная ответственность отдельных профессоров. Руководители класса коллективно ставили постановки, а затем каждый давал свои советы. Студенты сами выбирали советы, которые им казались наиболее подходящими. Все это приводило к хаосу. Никто из педагогов не ощущал ответственности за свою работу.

По лабораторно-бригадному методу каждое задание студенты выполняли небольшими группами. Учебную работу они проводили самостоятельно – сами устанавливали постанову, указывали цели и задачи учебной работы, то есть сами себя учили. Педагог отстраняется, он – безучастный наблюдатель, который ждет пока к нему не придет за советом одна из бригад.

Метод проектов, он же антинаучный метод. Учащиеся ограничивались лишь практическим  выполнением  специальных заданий (проектов). Теоретические знания давались при этом хаотично, в объеме необходимом для выполнения определенного задания. Студенты занимались в основном исследовательской работой. Изучение натуры было исключено из учебных программ [4, с. 329-330].

В жизни художественного образования шла напряженная идейная борьба убежденных сторонников реалистического советского искусства с последователями формалистических направлений, не признающих серьезную школу. К сожалению, деятели формалистического искусства нанесли много вреда в области художественного образования в первые годы Советской власти. В Академии художеств разбивали и выбрасывали гипсовые слепки, уничтожили музей, хранивший лучшие работы студентов. В области рисунка, его теории и методики царил беспорядок.

В 1942 году по инициативе Д. Н. Кардовского был открыт ХГФ МГПИ Г. А. Потемкина. Это был первый в Советском Союзе факультет, который готовил учителей рисования и черчения с высшим образованием. В принцип преподавания на факультете была положена система Д. Н. Кардовского. Как педагог он отстаивал позиции реалистического изображения. Он старался поставить не только глаз и руку, но и как его учитель П.П.Чистяков, стремился повысить художественную культуру студента, учил не только видеть, понимать и стоить форму, но и анализировать ее.  Он поставил себе задачу  восстановить принципы реалистического построения формы на плоскости, сравнивая ее с элементарными геометрическими формами. В основу своего метода Д. Н. Кардовский положил «обруб», то есть принцип упрощения сложной формы до наипростейших геометрических форм. Он был противником бездумного срисовывания светотени. Основные положения методики преподавания рисунку, выдвинутые Д. Н. Кардовским, были в дальнейшем развиты его последователями, преподававшими рисование в различных художественных, педагогических и общеобразовательных учебных заведениях [3].

Становление и развитие соцреализма потребовало серьезной подготовки художников, в этот период в России повысился интерес к методике преподавания художественных дисциплин. В стране были созданы все условия для развития изобразительного искусства и художественного образования. От студента требовалось не только практическое умение, но и научные знания, наблюдательность, воображение, память.

Современная ситуация в художественном образовании во многом обусловлена тем богатым наследием, которое оставлено советской школой преподавания. За последние годы теория и методика обучения художественным дисциплинам интенсивно развивается, внедряются в учебный процесс современные инновационные методики обучения.

 

Список литературы

  1. Ростовцев, Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. Учебное пособие для высших художественных учебных заведений / Н.Н. Ростовцев.- М.: Изобразительное искусство, 1983. – 287 с.: ил.
  2. Калина Н.Д. Современные проблемы обучения изобразительной деятельности / Н.Д. Калина // Проблемы истории и теории в дальневосточном изобразительном искусстве и культурологии. – Хабаровск, 2008. – Выпуск № 1, часть 2. – С. 74-78.
  3. Кардовский Д.Н. Об искусстве / Д.Н. Кардовский. — М., 1960.
  4. Искусство и жизнь. – М., 1913. — № 2.[schema type=»book» name=»СТАНОВЛЕНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА » description=»Статья посвящена развитию методов обучения рисованию в России 20 – 40-х годов. Автор выделяет приемы и методы обучения, которые стали считаться важными и прогрессивными для преподавания рисования. В частности, в статье рассматривается роль рисования с натуры, которое становится основным видом изобразительной деятельности в процессе обучения.» author=»Савченко М.Н. » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found