Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

СПЕЦИФИКА СИСТЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Межнациональные отношения являются болевой проблемой человечества, порой способной приводить людей Земли к глобальным ка­таклизмам. Есть лишь один инструмент управления этой проблемой — это этнокультурное воспитание.

Необходимость этнокультурного воспитания отражена в ряде государственных документов: Законе РФ «Об образовании», «Концепции государственной национальной политики»,  «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России» и др. [1; 2; 3; 4]

Это положение в полной мере можно отнести к такой многонациональной стране как Республика Дагестан. Поэтому в РД этнокультурное воспитание рассматривается как одно из приори­тетных направлений, несущее для любого народа суверенизацию воспита­ния гражданина.

Однако в организации воспитательного процесса в высшей педагогической школе в последнее время накапливались недостатки и обострялись про­тиворечия. Разрушалась инфраструктура, связанная с социализацией и воспитанием студентов, свертывались поиски эффективных путей станов­ления педуниверситета как эталонного центра культуры.

В этой связи необходимо создание инновационных воспитательных систем в высших учебных заведениях Дагестана, в частности, разработка системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной сре­де.

Под этнокультурным воспитанием студентов в полиэтнической образова­тельной среде мы понимаем систему взаимосвязанных компонентов (мотивационно-целевого, содержательно-процессуального и организационно-методического), необходимых для создания в учреждении высшего профессионального образования организованного и целенаправ­ленного процесса воспитания у студента осознания необходимости знания культуры мира, взаимопо­нимания, межэтнического согласия и прав человека.

Нами выявлены следующие подходы к системе этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образо­вательной среде:

— системный;

— культурологический;

— личностно-ориентированный.

В основе системного подхода лежит выявление совокупности прин­ципов, как специфической системы этнокультурного воспитания в полиэтнической образовательной среде, определяющих сущность данной системы.

В результате теоретического анализа, позволившего перенести об­щепедагогические принципы на процесс этнокультурного воспитания, мы сформулировали следующую систему принципов: гуманистическая на­правленность, целостность, персонализация, уровневость, динамичность, прогностичность.

Системообразующим стержнем совокупности данных принципов является обеспечение системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде, связанной с межкультурной коммуникацией.

Принцип гуманистической направленности системы этнокультурно­го воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде предпо­лагает ее ориентацию на культурное развитие личности.

Принцип целостности системы этнокультурного воспитания сту­дентов в полиэтнической образовательной среде заключается в интеграции целей, содержания, форм, методов и средств ее основных составных ком­понентов, в их взаимной связи, приспособлении и взаимодействии.

Принцип персонализации системы этнокультурного воспитания в полиэтнической образовательной среде требует учета личностных особен­ностей студентов, его интересов и потребностей при выборе средств и ме­тодов воспитания.

Принцип уровневости заключается в представлении системы этно­культурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной сре­де в виде многоуровневого воспитания и расположении ее элементов в соответствии с их значимостью.

Принцип динамичности системы этнокультурного воспитания сту­дентов в полиэтнической образовательной среде предполагает ее развитие и адаптацию к изменившейся этнокультурной ситуации.

Принцип прогностичности системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде заключается в воз­можности прогнозировать результаты применения этой системы.

Сформулированная система принципов определила совокупность требований  к системе этнокультурного вос­питания студентов в полиэтнической образовательной среде:

Совокупность принципов и требований определяют следующие структурные компоненты системы этнокультурного воспитания студентов:

  1. Мотивационно-целевой — развитие у студентов потребности и це­
    ли в этнокультурном воспитании.
  2. Содержательно-процессуальный — наличие блоков этнокультур­
    ной и лингвистической подготовки.
  3. Организационно-методический — определение методов, средств и
    форм этнокультурного воспитания.
  4. Критериалъно-уровневый — определение критериев уровня этнокультурной направленности студентов.

Мотивационно-целевой компонент системы этнокультурного воспи­тания детерминирован совокупностью его побудительных сил, опредме-ченных потребностей, притязаний, намерений и жизненных предпочтений и предполагает формирование его субъектной социально-профессиональ­ной позиции.

Целеполагающий элемент этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде определяется доминантой его пе­дагогического менталитета и мировоззрения, совокупностью его личност­ных смыслов, ориентированных на гуманистические педагогические и об­щечеловеческие ценности, на участие в процессе межкультурного обще­ния. Цель выступает одним из систематизирующих факторов, поскольку определяет назначение системы.

Содержательно-процессуальный компонент системы этнокультурно­го воспитания включает в себя блоки этнокультурной подготовки.

Этнокультурная подготовка предполагает усвоение и использование студентом целостной системой знаний, способствующих усвоению своей и чужой культуры, способов познания и преобразования действительности.

В связи с тем, что этнокультурное воспитание будущих учителей в полиэтни­ческой образовательной среде рассматривается нами как система, состоя­щая из множества элементов, которые функционируют, подчиняются и со­гласуются друг с другом, мы полагаем, что одним из адекватных подходов является системный подход, который рассматривает объект как целостную систему, в то же время, выявляя в нем многообразные типы связей.

Мы выделили следующие этапы применения системного подхода при разработке системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде:

Применение культурологического подхода к реализации системы этнокультурного воспитания направлено на правильное восприятие, понимание, оценку других культур, приобщение к прогрессивному культурно­му наследию других стран. Но ознакомление с другой действительностью следует сочетать с углубленным познанием и уважением родной действительности, родной культуры и ее роли в наследии чело­вечества.

Личностно ориентированный подход, с одной стороны, требует учета особенностей студентов и качественна характеристик психических процессов, происходящих в личности студентов. С другой стороны, лично­стно ориентированный подход определяет основные положения отбора со­держания образования, в соответствии с которыми учебный материал дол­жен быть субъективно значим для студента и стимулировать его к само-ценной образовательной деятельности, которая переходила бы в самообра­зование, саморазвитие [7].

В соответствии с социальным заказом государства и общества на ос­нове системного, культурологического и личностно ориентированного подходов мы понимаем систему этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде  как совокупность взаимосвязанных компонентов (мотивационно-целевого, содержательно — процессуального и организационно-методического).

Целью этнокультурного воспитания является этнокультур­ное воспитание студентов, необходимое для межкультурной коммуника­ции в полиэтнической среде. Полиэтническая образовательная сре­да проявляет­ся, с одной стороны, через деятельность административных органов и ор­ганизаций, общественности, учреждений дополнительного образования, соседних вузов, учреждений культуры, местных средств массовой инфор­мации. С другой стороны, значительное влияние на внутривузовский этно­культурный воспитательный процесс оказывают особенности социального своеобразия Республики Дагестан, семья, сфера свободного общения и другие факторы.

В полиэтнической образовательной среде мы выделяем социальный и материальный компоненты. К социальному компоненту  мы отнесли воспитанников с их способностями, по­требностями, личностными качествами и т.д.; общий микроклимат и стра­тегию развития учреждения; иерархию и формы организации отношений на всех уровнях и др.

Специфика данного компонента полиэтнической образовательной среды состоит в необходимости:

Материальный (или пространственно-предметный) компонент по­лиэтнической образовательной среды составляют здание, оборудо­вание, пособия, участок образовательного учреждения и т.д. Специфика данного компонента состоит в его направленности на удовлетворение и развитие познавательных потребностей будущих учителей и развитие их творче­ского потенциала в области интересов, связанных с этнокультурами.

Содержательный и пространственно-предметный компоненты полиэтнической образовательной среды предусматривают:

—  насыщение среды символическими артефактами этнокультурной
направленности;

— дизайн помещений и участков образовательных учреждений в раз­
личном этническом стиле и др.

В соответствии с вышеназванными компонентами обозначим осо­бенности, которые необходимо учитывать при организации этнокультур­ного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде:

10)  знания о культуре, традициях и обычаях других народов; понимание значимости этнокультурного разнообразия; уважительное отношение к точкам зрения, отличным от собственных; умение преодолевать трудности в коммуникативных и иных формах взаимодействия с членами различных этнических общностей. [8]

 Организационно-методический компонент. При разработке данного компонента системы этнокультурного вос­питания студентов в полиэтнической образовательной среде мы выделяем интеллектуальную и мотивационную сферы, являющиеся ведущими в этнокультурном воспитании студентов.

Ведущим методом  является метод убеждения, который предполагает соот­ветствующие средства (пример, наглядно-практические пособия) и формы организации (дискуссия, диспут, рассказы, беседы) этнокультурного вос­питания студентов в полиэтнической образовательной среде.

В мотивационной сфере формируются правомерность, обоснован­ность и отношение к моральным нормам: бережное отношение к человеку, сочетание личных и общественных интересов, стремление к идеалу, правдивость, нравственные установки, цели и смысл жизни, отношение к своим обязанностям, потребность в общении с себе подобными и т.д. При этом развитие названных элементов мотивационной сферы является главной движущей силой формирования и развития личности.

Основным методом развития мотивационной сферы является метод стимулирования, средствами — информационные и коммуникационные технологии, формами — конференция, «круглый стол», тренинг, деловая и ролевая игра.

Критериально-уровневый компонент. Ре­зультативным аспектом реализации системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде может стать изменение уровня этнокультурной направленности студентов. С позиций методоло­гии системного подхода отдельные качества, раскрывая отношение чело­века к людям и самому себе (что является принципиальным требованием), рождают направленность личности. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его воспитанность.

На основании положений системы этнокультур­ного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде, этнокультурную направленность студента мы понимаем как интегративное качество личности, представляющее собой совокупность психи­ческих новообразований интеллектуальной и мотивационной сферы, в обобщенной форме отражающих систему этнокультурных отношений в полиэтнической среде.

Таким образом, специфика системы этнокультурно­го воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде заключается в со­вокупности взаимосвязанных компонентов, необходимых для создания в педвузе организованного и целенаправленного процесса воспитания студента в духе культуры мира, взаимопонимания, межэтнического согласия и прав человека.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон РФ «Об образовании». – М., 2001.
  2. Концепция государственной национальной политики. – М., 2003.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.
  4. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России / В.В.Макаев, З.А.Малькова, Л.Л. Супрунова. – Пятигорск: ПГЛУ, 2009.
  5. Кузьмин М.Н. Национальная школа России в контексте государственной образовательной и национальной политики. — М.: ИНПО, 2007.
  6. Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. М.: Наука, 2001.
  7. Ткач Л.Т. Подготовка будущего педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении. — Ростов-на-Дону, 2002.
  8. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. — М., 2007.[schema type=»book» name=»СПЕЦИФИКА СИСТЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ» description=»Целью данной статьи является исследование специфики этнокультурного воспитания студенческой молодежи в многонациональном региональном вузе. Проанализированы подходы к системе данного вида воспитания: системный, культурологический, личностно-ориентированный, сформулирована система его принципов. Определены компоненты этнокультурного воспитания: социальный и материальный. Автором выявлена специфика системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде, заключающаяся в совокупности взаимосвязанных компонентов, необходимых для создания в педвузе организованного и целенаправленного процесса воспитания студента в духе культуры мира, взаимопонимания, межэтнического согласия и прав человека. » author=»Раджабова Раиса Валиевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found