Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Постоянное развитие информационных технологий, их совершенствование, переход на совершенно иной уровень виртуальных отношений и общения неизбежно ведут к изменениям образовательной среды ВУЗа. В настоящее время широкое распространение в сфере образования и обучения иностранным языкам в частности получили различные интернет-технологии, многочисленные обучающие программные продукты и виртуальные занятия в режиме on-line, вебинаров, которые могут проходить в форме семинаров, дискуссий, конференций.

Новые образовательные технологии, прогрессивно — активизирующие методы обучения необходимы для того, что бы создать такие условия усвоения информации для студента, которые позволят ему применять не только необходимый набор современных знаний, умений и качеств, но и привьют ему умение использовать приобретенные знания в иных аспектах  в дальнейшей работе, нестандартно принимать решения, критично оценивать общепринятые факты, защищать свое мнение.

Внедрение современных информационных образовательных технологий при дистанционном обучении иностранному языку подняло образование на качественно новый уровень за счет наглядной показательности программ, которые позволяют создавать различные модели, участвовать в экспериментах, проводить исследования; создать новые виды интерференции между преподавателем и студентом.

Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс позволяет увеличить потенциал возможностей для всех участников процесса: от уменьшения времени на поиск и доступ к требуемой информации, увеличения скорости развития содержательной части образования до увеличения качества персонификации образовательного процесса, его ориентации на конкретные личностные качества.

Подобные информационные и телекоммуникационные технологии создают колоссальный потенциал для обучающихся любых возрастов и форм обучения в ВУЗе получать информацию в том объёме, который необходим им для саморазвития и самосовершенствования. Однако, электронные средства обучения должны соответствовать как возрастным, так и личным особенностям студентов, задачам и специфике изучаемого материала, способствовать формированию личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации.

Дистанционная, заочная форма обучения, которая подразумевает трансляцию знаний на расстояние, в наши дни уже приобрела статус традиционной формы обучения. На современном этапе развития образования дистанционное образование предполагает навыки обращения с новейшими информационными технологиями, умение работать с текстом и наличие соответствующего электронного обеспечения всех участников процесса — обучаемых и обучающих.

Очевидно, что при обучении иностранному языку любая технология дистанционного обучения предполагает наличие в своей структуре двух компонентов, которые неразрывно взаимосвязаны: организация деятельности студента и контроль данной деятельности.

При этом особое внимание при изучении иностранных языков в условиях дистанционного обучения необходимо уделять компетентностному подходу, который должен включать в себя такие поэтапные компоненты образовательной деятельности как:

— обязательная предварительная оценка уровня владения иностранным языком каждого магистранта;

— использование магистерских программ с четко представленными конечными целями обучения на каждом этапе;

— обеспечение вариативности образовательных траекторий и их продуктивной направленности в сочетании с систематическим контролем и самоконтролем;

— включение информационных, коммуникативных и продуктивных технологий в процесс языковой подготовки;

— установление прямых контактов с работодателями и координаторами рынка труда [2, с. 45].

Для мотивации студентов необходимо проектировать и внедрять в образовательный процесс технологии дистанционного обучения, ориентированные на личность, и носящие характер вариативности и коррекции. Благодаря этому обеспечивается подготовка специалистов с широким кругозором, профессионально грамотных, с развитым творческим подходом, которые способны эффективно разрешать проблемы сложного и многопланового характера.

Ключевой особенностью дидактических материалов, которые используются в указанной группе технологий, являются:

—          всеохватывающая полнота структурно-упорядоченного множества материалов, которые позволят студенту в полной мере изучить предметную область дисциплины при условии большого сокращения личных встреч с преподавателем и посещений библиотек;

—          значительная интерактивность материалов, которая наглядностью и простотой использования стимулирует самостоятельность студентов в процессе обучения;

—          четкая ориентированность на будущую профессиональную деятельность студентов.

Формирование коммуникативной компетенции, которая включает в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, является одной из целей обучения иностранному языку. Именно современные технологии обучения обеспечивают возможность изучения языка и культуры одновременно и содержат многочисленные возможности для создания и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. [1, с. 18] Использование информационных компьютерных технологий позволяет значительно повысить познавательный и коммуникативный интерес студентов к изучению иностранного языка, стремление к самостоятельной работе по овладению иностранным языком и профессиональными знаниями в условиях дистанционного образования, позволяет более качественно и эффективно дифференцировать обучение и помогает и ликвидировать пробелы в знаниях, и расширить свои знания.

Интернет-технологии в рамках данного обучения позволяют формировать навыки и умения чтения, устной и письменной речи студентов, благодаря неисчерпаемым информационным ресурсам глобальной сети: новостная информация со всего мира, энциклопедические, страноведческие и другие сайты. Немалый вклад в развитие современных технологий дистанционного обучения внес такой программный продукт как Skype, который может обеспечить конструктивный диалог между преподавателем и обучающимся или группой обучающихся, каждый из которых находится в оптимальных для него условиях работы.

Вебинар (от англ. «Web-based seminar»), происходящий от двух слов «web» — сеть и «семинар», впервые использованный в 1998 году, является одной из наиболее популярных и эффективных на сегодняшний день форм дистанционного обучения. Главная особенность вебинаров – их интерактивность, возможность участников демонстрировать, отдавать, принимать и обсуждать информацию. В отличие от технологии использования вебкастов, в которых данные передаются только в одну сторону, на вебинарах возможно взаимодействие лектора с аудиторией.[3, с. 1]

По своей форме и структуре вебинар представляет традиционный семинар в вузе в режиме реального времени через Интернет, включающий такие этапы как последовательное изложение материала преподавателем, доклады участников, презентации, вопросы и ответы, опросы преподавателя. Вебинар проводится обычно 1-м ведущим (преподавателем). В определенное время участники вебинара, находясь перед своими компьютерами, переходят по ссылке (полученной заранее) в виртуальную комнату. В зависимости от темы и формы проведения вебинара — может быть использована веб-камера (и тогда участники видят друг друга и преподавателя), могут показываться слайды, а возможна только аудио связь. Участники — слышат ведущего, видят экран его компьютера. Участники могут говорить с ведущим, однако при отсутствии технических возможностей, не всегда могут общаться между собой. Вопросы, возникающие в процессе вебинара в таком случае, пишутся участниками в чат. Также через чат участники могут общаться между собой.

Участники вебинара (и веб-семинара, предполагающего двустороннее общение преподавателя и обучающихся, и веб-конференции, где взаимодействие более одностороннее, и веб-лекции) образуют различную по численности виртуальную аудиторию, которая, несмотря на расстояние, разделяющее заинтересованных в процессе присутствующих в данный момент on-line, объединена общей целью. Характерной чертой вебинаров является использование специальных web-технологий и непременное общение в синхронном режиме прямой трансляции. Как правило, вебинары по обучению иностранному языку предоставляют возможность: многостороннего видео- и аудио общения, загрузки и просмотри презентаций и видео, текстового чата, опроса, демонстрации экрана компьютера лектора обучаемым, а так же передачи прав на управление от лектора слушателям.[4, с. 65]

При использовании данной формы обучения иностранному языку несомненным плюсом является гибкость процесса обучения, т.к. в наибольшей степени учитываются возможности студента, уровень его знаний, появляется возможность определять индивидуальный подход к обучению, методы и способы, время и продолжительность изучения материала. Гибкость обучения обусловлена в немалой степени и тем фактом, что вебинары представляют собой рассмотрение небольших блоков (модулей), а обновление учебных материалов происходит своевременно и оперативно.

Вебинары интерактивны, студент вовлечен в активную познавательную коммуникативную деятельность, предусматривающую применение языковых знаний для решения коммуникативных задач в совместной творческой деятельности в группах. Однако, необходимо отметить, что эмоциональная связь между участниками вебинара достаточно слаба по сравнению с живым общением, что несколько может снизить эффективность обучения определенным аспектам. Еще одним неудобством рассматриваемой формы обучения являются разнообразные технические неисправности, которые могут значительно изменить ход запланированного вебинара или и вовсе послужить причиной отмены сеанса в назначенное время. Проведение вебинара при обучении иностранному языку требует не только тщательного отбора материала, который должен максимально эффективно восприниматься участниками для усвоения конкретной тематической информации в условиях on-line обучения, но и разработки нескольких сценариев проведения вебинара, что при возникновении непредвиденных ситуаций поможет оперативно среагировать на них и продолжить обучение. При обучении иностранным языкам минусом вебинара может послужить потеря контакта преподавателя с аудиторией из-за того что преподаватель не всегда видит реакции слушателей вебинара, а также потеря ритма занятия по той же причине.

После проведения вебинара у участников остается запись данного модуля обучения и появляется возможность вернуться к прослушанному и изученному материалу неоднократно. Это чрезвычайно важно, т.к. для последующего просмотра самостоятельно, в индивидуальном темпе характерна большая вдумчивость, полнота понимания и запоминания. Для самостоятельной проработки материала рассмотренного на вебинаре предлагаются обучающие комплекты, которые могут быть выстроенные по принципу гипертекстовых связей, а так же использованы такие дополнительные источники сведений, как информационные базы данных, функционирующие в виртуальном пространстве (электронные библиотеки, архивы, энциклопедии, глоссарии и т.д.). Помимо общесетевых глобальных источников информации студенты и преподаватели имеют возможность пользоваться внутренними электронными каталогами и банками данных различных вузов.

Использование информационных технологий при обучении иностранному языку позволяет совместить личностно-ориентированный подход с технологизацией процесса обучения. Традиционная, линейная подача учебного модуля сменяется электронной системой развернутого, перекрестного изложения материала, в рамках которого основное содержание текста может дополняться заметками и статьями по заданной теме, содержать «работающий» ссылочный компонент. Вебинар как форма дистанционного общения на иностранном языке может иметь вид полемики, интеллектуальных и ролевых образовательных игр, совместного проектирования. Работа студентов может осуществляться в парах, группах или индивидуально с показом презентаций, прослушиванием аудио- и видеоматериалов, использованием чата. Вопросно-ответная форма обучения позволяет обучать иностранным языкам активными методами, способствующими формированию и развитию коммуникативной компетенции.

Использование современных информационно-компьютерных технологий позволяет автоматизировать контроль усвоения материала вебинара на базе программированного обеспечения, оценить степень сформированности грамматических навыков, освоенность словарного запаса. Контроль усвоения знаний и способов познавательной деятельности, умения применять полученные знания в различных проблемных ситуациях должен носить систематический характер.[5, с. 31]

Перспектива внедрения и использования вебинаров при обучении иностранным языкам очевидна в связи с растущей мобильностью населения и все большим проникновением сети Интернет во всем мире и соответственно постоянное увеличение количества потенциальных слушателей вебинаров.

Применение новых информационных технологий, при условии обеспечения соответствующим оборудованием, использование разнообразных средств дистанционного обучения открывает новые перспективы в сфере преподавания иностранных языков.

Список литературы:

  1. Левина, Т.Ф. Использование ИТ (дистанционного обучения) в преподавании иностранных языков / Т.Ф. Левина. ‒ Режим доступа: .
  2. Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра./Под ред. Байденко В.И., Селезневой Н.А.- М., 2001. — С.45.
  3. Первый международный портал вебинаров. — Режим доступа: .
  4. Шалимова, Г. В. Вебинар или семинар?/ Г. В. Шалимова — Режим доступа: https://conf.sfedu.ru/inftech2010/ BR/Shaliova.pdf
  5. Ломова, С.Э. Обучение студентов иностранному языку в условиях дистанционного образования / С.Э. Ломова. ‒ Режим доступа: type=»book» name=»СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ» description=»В данной статье рассмотрен актуальный вопрос о специфике использования современных информационных технологий обучения иностранному языку в условиях дистанционного образования, обозначена актуальность использования данной формы обучения в современных условиях развития общества и коммуникационных компьютерных технологий, рассмотрены цели и задачи использования данной формы обучения иностранному языку, сформулированы основные характеристики вебинара, как особой формы дистанционного обучения, выделены его преимущества и недостатки при обучении иностранному языку.» author=»Володина Ольга Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found