В настоящее время в России происходят процессы, необходимые для становления новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Результатом происходящих изменений должна стать инновационная школа.
Инновационной школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику [4].
Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм образования школьников, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал, в первую очередь, российского, а в случае необходимости, и зарубежного педагогического опыта.
Имея в виду ожидаемый результат (становление инновационной российской школы), необходимо помнить о том, что условиями его достижения служит наличие таких установок, как 1) наличие педагогически грамотных специалистов, владеющих обширным спектром образовательных технологий; 2) современные педагогические технологии могут реализовываться только в инновационной школе.
В настоящий момент в школах региона педагогами применяются самые различные педагогические инновации. Это зависит от многих внутренних факторов, но следует отметить, что большое влияние на скорость освоения и внедрения инноваций в практику оказывают организационная культура, традиции и статусность организации. Среди технологий, тормозящих инновационное развитие, следует отметить авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом образовательного процесса, а ученик есть лишь «объект», и дидактоцентрические технологии, которые также отличаются высокой степенью невнимания к личности ребенка, акцентируются на приоритете обучения над воспитанием, а самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.
Тем не менее, можно говорить об определённом опыте освоения и внедрения в школах региона следующих наиболее характерных инновационных технологий:
- дидактические технологии как условие развития и совершенствования образовательного процесса в соответствии с современными требованиями к качеству образования школьников;
- личностно — ориентированные технологии в преподавании предмета;
- информационно-коммуникационные технологии в предметном обучении;
- воспитательные технологии как ведущий механизм формирования ключевых компетенций современного человека;
- технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект – субъектных отношениях педагога и ребенка;
- психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы;
- информационно — аналитическое обеспечение учебного процесса в системе управления качеством образования школьников;
- мониторинг образовательных результатов обучающихся.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы здоровьесбережения. Выбор образовательной технологии зависит от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся и еще целого ряда специфических характиристик.
К сожалению, сегодня нет возможности привести положительные примеры внутриорганизационной кооперации, при которой отбор и распределение технологий между педагогами основывались бы на планируемых образовательных результатах каждого обучающегося. На наш взгляд, именно такой подход способствует созданию максимально возможных условий для овладения каждым школьником различных технологических инструментов для решения самых разных задач.
Обоснованием выбора современных образовательных технологий для педагогов чаще всего служат:
- отсутствие положительной динамики качества знаний обучающихся;
- низкая мотивация к изучению предмета вплоть до отсутствия таковой;
- неудовлетворительные показатели по сохранению и укреплению здоровья детей;
- отсутствие ориентации учебного процесса на развитие творческого потенциала личности обучающегося;
- отсутствие навыка работы обучающихся с информационными ресурсами сети Интернет.
Перечисленные основания заставляют запускать серьёзные механизмы профессиональной рефлексии только тех педагогов, кто соотносит современные требования к качеству образования школьников с теми, которые существовали в ХХ веке, и видит невозможность достижения новых результатов старыми способами.
В течение 2014-2015гг. нами в образовательных организациях Ярославской области было проведено исследование по теме «Современные образовательные технологии». За два года в опросе приняли участие 829 специалистов организаций общего образования.
В первую очередь, мы просили оценить необходимость внедрения в педагогическую практику современных образовательных технологий по 10-балльной шкале. Средняя полученная оценка – 6. Мы обратили внимание на то, что наибольший балл в ответе на этот вопрос давали представители администрации, вторыми по высоте оценки были учителя-предметники, и на последнем месте оказались те, кто решает, в основном, воспитательные задачи.
Далее нас интересовало, какой, по мнению респондентов, процент педагогов образовательной организации активно использует современные образовательные технологии в педагогической практике? Были предложены следующие варианты ответов: до 10%; 10-30%; 30-50%; более 50%.
Ответ, который мы получили, был достаточно ожидаем: до 10%. Не сочтём за труд напомнить, что ФГОС «пришёл» в наши школы не вчера, а технологический подход заявлен стандартами в качестве основного.
В последнюю очередь нам хотелось выяснить основные аргументы «против» применения современных образовательных технологий педагогами школы. Можно было выбрать одно из следующих предположений: неприятие нового; удовлетворённость результатами, получаемыми без применения технологического подхода; незнание возможностей образовательных технологий.
Первое (и в данном контексте совсем не почётное) место заняло предположение о том, что педагогам до сих пор не очень понятно, какие блага они могут получить, перейдя в организации образовательного процесса на применение современных образовательных технологий. На втором месте стоит «удовлетворённость результатами». «Неприятие нового» стоит в конце рейтингового списка и могло бы в определённой степени служить успокоением, если бы был результат, соответствующий сегодняшним требованиям. Однако, это не так.
Полученные ответы вызывают желание спросить:
-если не технология, то на основе чего и как организуется процесс, результаты которого обозначены ФГОС как планируемые, соответственно, обязательны для достижения обучающимися?
-какие условия для управления процессом по заявленному результату создаёт педагог?
-если педагог удовлетворён получаемыми результатами без применения образовательных технологий, то оценена ли эффективность организованного им процесса?
-удовлетворённость педагога результатами соответствует удовлетворённости каждого конкретного обучающегося или нас это не интересует?
-что мешает учителю\воспитателю пробовать разные способы достижения результата и на этом основании выбирать наиболее эффективные?
В заключение хочется отметить, что в комплексе подходов, требований и ожидаемых образовательных результатов, прописанных в ФГОС, все между собой достаточно тесно переплетено. И если мы не включаем в работу один из значимых механизмов, то результат определенного качества получится, но будет лит он соответствовать требованиям?
На наш взгляд, современные образовательные технологии способствуют формированию ключевых компетентностей, придают обучению естественный характер, делают школу для ребенка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность — средством реализации и развития личностных особенностей от минимального уровня образовательного стандарта до творческого.
Список литературы
- Боголюбов В. Эволюция педагогических технологий// «Школьные технологии» № 4 2004.
- Каунов А.М. «Современные технологии и методы обучения». Волгоград. ВГПУ «Перемена» 2008. Селевко Г.К. Технологический подход в образовании// «Школьные технологии» № 4 2004.
- Подласый И.П. Где помогут технологии? «Школьные технологии» № 3 2003.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998. — 256 с.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.
- Щуркова Н.Е. «Педагогическая технология» М., 2002.[schema type=»book» name=»СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ » description=»В статье обосновывается необходимость изменения педагогических подходов к решению задачи изменения качества образовательных результатов на основе инновационных технологий в соответствии с новым требованиями. » author=»Яковлева Татьяна Дмитриевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-24″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]