Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

В связи с проводимой реформой  высшего профессионального образования в Российской Федерации значительно повысились требования к выпускникам, в первую очередь, в связи со сложностью решаемых ими задач. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, причем с акцентом на индивидуализацию образования.  Выпускники вузов должны быть готовы принимать самостоятельные решения, иметь активную жизненную позицию, обладать необходимым объемом знаний, умений и навыков для успешного выполнения задач профессиональной деятельности.

Вузы Российской Федерации официально переходят от традиционно применяемой квалификационной модели подготовки специалиста, основанной на  усвоении знаний, умений и навыков, к компетентностной, основанной на готовности выпускника к применению этих знаний, умений и навыков и личностных качеств в продуктивной деятельности.

Компетентностная модель подготовки специалиста коренным образом меняет весь образовательный процесс, начиная с содержания образования и кончая организацией деятельности курсантов по новым образовательным технологиям.

Для достижения высокого уровня подготовки будущих выпускников необходимо решить две проблемы: обеспечить возможность  получения студентами глубоких знаний и изменить подходы к организации, в первую очередь, их самостоятельной работы с тем, чтобы не только повысить качество образования, но и развить творческие способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний.

 Компетентностный подход – это, прежде всего, индивидуализация обучения, а значит, внедрение новых технологий обучения, которые способствуют повышению качества подготовки специалиста.

Самостоятельная работа студентов является обязательной частью изучения любой дисциплины [1,с.231]. В настоящее время программы Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования выделяют  на нее примерно 50% учебного времени, отведенного на изучение дисциплины, вследствие чего самостоятельная работа студентов играет важную роль в учебном процессе.  В связи с этим был  существенно расширен спектр заданий для самостоятельной работы студентов по всем изучаемым дисциплинам.

 Самостоятельная работа, которая, как мы уже отметили,  является составной частью учебной работы обучающихся и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих систем, Интернет-ресурсов, выполнение учебных заданий, а также подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Причем для   студентов гуманитарных специальностей —  это, в первую очередь, работа с источниками которое занимает центральное место в системе подготовки, к примеру, историков.  Именно эта дисциплина формирует основные  профессиональные навыки будущих специалистов не только   историков, но и документоведов, архивистов, археологов и других специальностей. Из-за чрезвычайно сложного состава отдельных видов источников рассмотреть все их виды на лекции не удается.  На лекции можно осветить лишь тенденции изучения этих источников, поэтому дальнейшая работа с ними должна продолжаться студентами самостоятельно [2, с.12]. Студенты должны научиться подбирать литературу и источники по изучаемому вопросу при подготовке к семинарским занятиям, работать с библиографическими и другими справочными изданиями, с библиографическими каталогами, правильно составлять и оформлять библиографические списки. При  изучении определенной статьи или монографии студенты должны учитывать время, цели, условия ее написания, разбираться в ее методологии. Изучение источников  и литературы является органичной частью работы над проблемой, социальной, экономической, политической или какой-либо другой. Таким образом, готовить студентов к  написанию выпускной квалификационной работы и дальнейшей научно-исследовательской работе.

Другая дисциплина — история исторической науки – также  имеет своей целью выработку у обучающихся навыков самостоятельной работы с научной исторической литературой, умения аккумулировать, оценивать, интерпретировать опыт, накопленный исторической наукой.

Так что  самостоятельная работа   пронизывает все виды учебных занятий, и от организации этой работы в значительной степени зависит успешное освоение не только  учебной дисциплины, но и всего курса обучения в целом.

Самостоятельная работа студентов во многом отражает специфику учебного процесса, поскольку овладение специальностью требует  не только полноценного усвоения программного учебного материала, но и выхода за его пределы.  Не вызывает сомнений, что  студент, обучаясь в вузе, должен овладеть методикой самостоятельного добывания знаний, так как без этой работы невозможно получить глубокие прочные знания ни по одной из учебных дисциплин. Обучение в высшем учебном заведении теряет всякий смысл без постоянной и систематической подготовки студента.

Известный ученый академик А. Н. Крылов всю жизнь пропагандировал, что основной задачей вуза является “научить умению учиться”, и никакая школа не может выпустить подготовленного специалиста, специалиста образует его собственная деятельность. Нужно лишь, чтобы он умел учиться, учиться всю жизнь. И это “умение учиться” наиболее полно развивается в процессе самостоятельной работы.

 Необходимость  самостоятельного поиска  и добывания знаний важна еще и тем, что самостоятельно приобретенные знания, как справедливо отмечается в педагогической науке, являются практически значимыми и становятся личной интеллектуальной собственностью студента. Самостоятельная работа формирует  у них многие качества, так необходимые будущему специалисту, как наблюдательность, критичность, умение анализировать, обобщать, сравнивать, оценивать.

Не секрет, что для большинства студентов, которые обучаются в настоящее время в вузах, характерна довольно слабая подготовленность к самостоятельной работе, особенно для студентов первых-вторых курсов. Кроме того, следует с большим сожалением  отметить, что этот уровень с каждым годом снижается, так что можно констатировать: студенты первых курсов к самостоятельной работе в большинстве своем не готовы. Так, например, слабая математическая подготовка студентов характеризуется тем, что у студентов практически отсутствуют навыки  проведения простейших математических расчетов и преобразований.  Многие абитуриенты, ставшие студентами, не знают основ алгебры и геометрии, конечно, векторного анализа и дифференциального исчисления, даже в объеме средней школы.

Проявляется это  на практических занятиях при самостоятельном решении задач по пройденным темам и в ходе подготовки к выступлениям на семинаре по гуманитарным наукам.

Так что, безусловно, студентам нужна помощь в выполнении самостоятельной работы.

Ясно, что для развития мыслительной деятельности студентов и воспитания у них познавательной активности необходимо вводить элементы самостоятельной работы при изучении каждой дисциплины.

В современной вузовской дидактике самостоятельная работа студентов рассматривается как вид учебного занятия, осуществляемого без излишнего вмешательства, но в то же время под руководством преподавателя. Такое вовлечение их в самостоятельную деятельность есть не что иное как средство формирования у них методов ее организации. Наиболее эффективной и результативной самостоятельная работа студентов может стать тогда, когда она организуется и реализуется в учебном процессе в качестве целостной системы, охватывающей все этапы их обучения в высшем учебном заведении.

Так, в процессе самостоятельной работы студент должен научиться выделять задачи, выбирать способы их решения, выполнять определенные операции контроля за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки применения теоретических знаний. Выполнение такого вида занятия, как самостоятельная работа под руководством преподавателя, помогает уточнить и углубить лекционный материал, устанавливает связь с практикой, развивает логическое мышление студентов и формирует профессиональные навыки,

 Первоначальный объем учебного материала, выносимого на один час  такого вида занятия не должен превышать того объема, который преподаватель планировал бы на один час лекции (практического, группового или иного занятия) по данной теме. По продолжительности самостоятельное занятие под руководством преподавателя, на наш взгляд, не должно превышать двух часов на младших курсах. Считается, что на два часа самостоятельных занятий можно выделять в учебнике отдельные параграфы или тему объемом не более двадцати страниц текста.

Это не единственный вид самостоятельной работы. В целом все формы самостоятельной работы в педагогике хорошо известны.

К таким формам относятся:

-выделение в учебных программах по дисциплине вопросов, которые выносятся для самостоятельного изучения. Результаты такой работы предъявляются преподавателю в виде конспекта,  самостоятельно выполненного студентом с использованием учебника и дополнительной литературы из библиотеки. Кроме того, освоение этих учебных вопросов проверяется, в основном, тестированием, которое обычно  проводится с использованием технических средств обучения. Совершенно  ясно, что без  самоконтроля и контроля усвоение знаний студентам не удается избежать ложного представления о том, что они уже успешно овладели учебной дисциплиной.

-выполнение заданий, заданных на лекции или практическом занятии, для самостоятельной работы. По истории — это написание конспекта по какому-либо источнику.

  Задание для самостоятельной работы, к примеру, по математике выдаются  обычно в виде набора задач, которые каждый студент обязан   решить и сдать преподавателю. Отметим, что умение решать задачи является очень важным, особенно для  естественнонаучной подготовки студентов.

Кроме того, в семестре студенты должны выполнить расчетно-графические работы. Каждая расчетно-графическая работа состоит из набора задач, индивидуальных для каждого студента.  В семестре их несколько.

Для контроля такой формы работы во время практических занятий  преподавателями кафедры  проводятся контрольные мероприятия, на которых студент должен решить одну из типовых задач своего варианта, то есть защитить свою работу. Отметим, что знание алгоритмов решения типовых задач  не может удовлетворить тех, кто проявляет особый интерес к изучению математике. С такими студентами необходимо проводить индивидуальные консультации и  переходить к разбору и решению нестандартных задач.

 Приходится констатировать тот факт, что  уменьшение числа часов, отводимых на аудиторные занятия,  часто приводит к тому, что  преподаватель становится главным образом разработчиком новых программно-методических средств. Ясно, что при такой организации учебного процесса роль тестового контроля возрастает. Тестовая оценка контроля знаний студентов в настоящее время находит широкое применение. Прежде всего, это связано с проведением Единого государственного экзамена  у выпускников школ. Использование тестовой формы контроля становится очень популярным.

 Являясь частью педагогических технологий, тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений и навыков,  выявить проблемы в подготовке, проверить соответствие выпускников требованиям  государственного образовательного стандарта. Неслучайно, Министерство образования и науки Российской Федерации разрабатывает программу мониторинга качества образования, который планируется проводить по дисциплинам гуманитарного и естественнонаучного цикла в каждом семестре, который, как известно, будет проводиться именно в тестовой форме.

— важную часть самостоятельной работы составляет подготовка к лабораторным работам,  которые традиционно  проводятся в компьютерном классе.

-наиболее интересной частью самостоятельной работой является написание рефератов.  Реферат студента показывает, насколько успешно студент овладел навыками самостоятельной работы, умеет ли излагать свои мысли, оформлять результаты самостоятельной работы. Так,  студент должен не только подготовить реферат, но и презентацию к нему и защитить свой доклад на семинаре. Следует отметить, что подавляющее большинство студентов творчески относятся к написанию рефератов и положительно ее оценивают. Представляется, что написание рефератов является одной из самых эффективных частей самостоятельной работы   и наряду с другими формами самостоятельной работы позволяет успешно решать задачи по усвоению учебной дисциплины. В дальнейшем качественно подготовленный  реферат может послужить основой курсовой работы студента.

На наш взгляд, задача обучения студентов навыкам самостоятельной работы является очень важной. При подготовке к занятиям студентам недостаточно лишь выучить лекционный материал по пройденной теме, необходимо часть времени уделить самостоятельной работе с дополнительной литературой. Это позволяет прорабатывать теоретический     материал по соответствующей теме на хорошем уровне, уточнить и дополнить учебные вопросы, рассмотренные преподавателем на лекции. Однако, к сожалению, следует отметить, что многие учебники, изданные в последние годы, перегружены  учебным материалом, что усложняет  как работу преподавателя, так и самостоятельную работу студентов.

Так, на многих кафедрах организованы, согласно действующим программам,  самостоятельные работы под руководством преподавателя. На этих занятиях студенты решают поставленные им  ситуационные задачи, причем при формулировании задачи, то есть ее постановке должны быть учтены  условия, необходимые для успешного решения задачи,  так называемые SMART, то есть задача должна быть конкретной, измеримой, достижимой, определенной во времени и с заданными ресурсами для ее выполнения. Умение правильно ставить подчиненным задачи — это одна из главных задач, которым должны  владеть выпускники   вузов.

Ясно, что   самостоятельная работа студентов   вуза должна быть хорошо организована, при этом самостоятельность в них надо развивать постепенно, соблюдая определенные принципы, а именно:

— принцип обязательности. Каждый студент непременно должен самостоятельно выполнять хотя бы небольшое задание: либо сформулировать краткий ответ на вопрос, либо поработать с учебником, либо решить задачу.

— принцип посильности. Задания для самостоятельной работы должны быть подобраны индивидуально для каждого студента с учетом его  способностей и умений

-принцип интересности. Безусловно, что для каждого студента привлекательными являются различные методы и формы работы. Одни хорошо пишут рефераты, другие готовят отличные презентации, третьи хорошо выступают с докладами. Надо дать возможность студентам преимущественно использовать их любимый метод, умело направляя и  организуя их работу.

-принцип постоянной занятости. Студенты не должны скучать на занятии и иметь свободное время. Если студент досрочно заканчивает самостоятельную работу, то надо дать ему дополнительное задание.

Новые и, надо сказать, широкие возможности в самостоятельной работе над учебным материалом открываются с появлением на рабочих местах студентов персональных ЭВМ и ноутбуков. Их использование на самостоятельных занятиях под руководством преподавателя позволяет:

– расширить информационную базу учебных занятий;

– повысить активность студентов из пассивных “поглотителей информации” они превращаются в ее “добытчиков”;

– развивать способности к анализу и обобщению, улучшать связанность, широту и глубину мышления;

– облегчить усвоение абстрактного материала, представить его в виде конкретных образов;

– приучить студентов к точности, аккуратности, последовательности действий.

Опыт и  организация проведения дифференцированной,    самостоятельной  работы студентов показывает, что учет  индивидуальных особенностей каждого студента позволяет при изучении учебной дисциплины повысить качество знаний, приобретаемых в процессе обучения в вузе.

Выход на новое качество подготовки будущих  специалистов в  вузе на современном этапе видится в переориентации учебных планов и учебных программ на широкое использование самостоятельной работы студентов, в том числе на младших курсах.

Литература.

  1. Хуторской А.Д. Современная дидактика. СПб.: Питер. -2001. – 567с.
  2. Кудрявцев Ю.М., Астафьев В.В., Казакова У.А. Проблемы исторического образования // Казанские науки .- 2014.  №12,- С.12-16.[schema type=»book» name=»САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ » author=»Астафьев Владимир Васильевич, Астафьева Лилия Кабировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found