Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

САМОКОНТРОЛЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО РАЗВИТИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Младший школьный возраст характеризуется значительными изменениями в психологическом облике ребенка. Важнейшим из таких изменений является переход от импульсивного, непосредственного к опосредованному поведению, то есть поведению осознанному и произвольному. Ребенок учится активно управлять собой, строить свое поведение и деятельность в соответствии с поставленными целями и принятыми намерениями, руководствоваться социально выбранными правилами и нормами. Это свидетельствует о возникновении качественно нового уровня организации мотивационно — потребностной сферы и является важным показателем развития личности.

«Достижение ребенком к концу дошкольного возраста нового уровня произвольной саморегуляции феноменологически проявляется как утрата детской непосредственности» (Л.С. Выготский). Это один из важнейших симптомов кризиса 6-7 лет, который знаменует собой вступление ребенка-дошкольника в новый возрастной этап — младший школьный возраст. Поэтому уровень развития произвольной саморегуляции является важным показателем психологической готовности ребенка к школе.

Способность действовать произвольно совершенствуется на протяжении всего младшего школьного возраста. Развитие новых форм поведения самым непосредственным образом связано с учебной деятельностью, в ходе освоения которой у ребенка постепенно формируется целостная система произвольной саморегуляции. Многие дети к моменту поступления в школу не обладают достаточным уровнем развития произвольной саморегуляции. Это порождает необходимость проведения специальных занятий с начинающими школьниками, поскольку слабое развитие произвольной сферы затрудняет обучение детей. Однако, в процессе освоения учебной деятельности ребенок сам научится ставить перед собой цель учебного действия и находить средства для ее достижения, его поведение получает характеристики подлинной произвольности.

Усвоение научных понятий формирует внутренний план действий ребенка; в нем проявляется содержательная ориентировка на все измерения времени. Усвоение закономерностей вещей и явлений позволяет предвидеть свои действия и преобразования предметов, что отражается в умении планировать собственные движения в пространстве и времени.

Наиболее часто встречающейся причиной низкого уровня развития самоконтроля в младшем школьном возрасте является чрезмерная активность, которая сопровождается серьезными задержками эмоционального, умственного, интеллектуального развития. У детей с повышенной активностью нередко возникают трудности при выполнении школьных заданий, так как им нелегко концентрировать внимание и сидеть спокойно. И как следствие, возникают трудности в освоении действия контроля и что еще более важно — самоконтроля. А он является одним из важнейших компонентов учебной деятельности.

Действие контроля традиционно рассматривается внутри целостной структуры учебной деятельности школьников, выделенной Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым. Согласно мнению Д.Б. Эльконина, под самоконтролем следует понимать контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав собственных действий.

В действии выполняются ориентировочные, исполнительные и контрольные функции. Согласно Н.Ф. Талызиной: «Любое действие человека представляет собой своеобразную микросистему управления, включающую «управляющий орган» (ориентировочную часть действия), исполнительный «рабочий орган» (исполнительная часть действия), следящий и сравнивающий механизм (контрольная часть действия)».

П.Я. Гальперин и группа психологов отмечали, что всякое внимание есть контроль, но не всякий контроль есть внимание. Это положение соответствует пониманию особенностей контроля в учебной деятельности.

По мнению Л.В. Берцфаи, если человек сопоставляет свое действие с готовым образцом, то он пользуется контролем в форме произвольного внимания. Но в специфической учебной деятельности, где учащийся осуществляет поиск адекватных способов своего действия (образцов, которых у него ещё нет), он не может пользоваться контролем в форме произвольного внимания. Контроль в учебной деятельности, по мнению Л.В. Берцфаи, К.Н. Поливановой, В.Г. Гомонок, состоит в соотнесении предметного действия с конкретными условиями его выполнения и с ожидаемыми результатами. В своих работах данные авторы выделяют упреждающий и рефлексивный контроль. Так, в процессе поиска адекватных способов решения учебной задачи учащимся необходимо во внутреннем плане проиграть различные предполагаемые способы действия и сопоставить их с ожидаемыми результатами. Это упреждающий контроль.

Другой вид контроля учащийся использует, когда ему приходится перестраивать способ действия или строить его заново: в этом случае он не выбирает из известных ему способов какой-либо способ, более адекватный условиям задачи, а самостоятельно, (или с помощью учителя) строит его. Здесь осуществляется рефлексивный контроль.

В.Г. Романко представила основные характеристики формирования у младших школьников самоконтроля при усвоении ими теоретических знаний. Он связан с апробированием детьми ранее освоенного общего способа предметного действия в новых условиях его использования, с поиском нового способа действия применительно к этим условиям.

Д.Б. Эльконин выражал мнение о том, что контроль в учебной деятельности бывает двух видов: по результату и по процессу.

  1. Контроль по результату осуществляется на основании того, выполнено задание или нет, насколько качественно оно выполнено и имеет смысл только в том случае, если он возвращается к контролю по процессу, когда учащийся совершил ошибку.
  2. Контроль по процессу предполагает выяснение тех операций, способов, действий, с помощью которых получен результат. Г.Я. Мор отмечает, что для контроля по процессу необходимо знать алгоритм действия ученика, приём работы при выполнении задания. Формирование полноценного контроля возможно только на основе контроля по процессу.

По мнению М.В. Гамезо, действие контроля есть действие сличения, соотнесение учебных действий с образцом, который задается извне. И выделяет три вида контроля: по результату (итоговый контроль), пооперационный (коррекция деятельности, слежение за ходом действия) и перспективный (корректирование деятельности на несколько операций вперед, сличение предстоящей деятельности и своих возможностей ее выполнения).

П.К. Анохин считал, что самоконтроль предполагает три звена:

1) модель, образ потребного, желаемого результата действия;

2) процесс сличения этого образа и реального действия;

3) принятие решения о продолжении и коррекции действия.

Они представляют собой структуры внутреннего контроля субъекта деятельности за ее реализацией.

Известные исследования Г.В. Репкиной, Е.В. Заики доказывают, что основным условием нормального протекания учебных действий является наличие контроля за их выполнением.

Особенности действия самоконтроля у младших школьников проявляются в степени автоматизированности его протекания, в его направленности, в критериях, на основе которых строится контроль, во время его осуществления.

Итак, самоконтроль в учебной деятельности — есть не что иное, как соотнесение собственного предметного действия с конкретными условиями его выполнения и с ожидаемыми результатами. Развитый самоконтроль предполагает умение предвидеть результаты своих действий, сопоставлять выполняемые действия с образцом, предотвращать появление ошибок.

С первых дней в школе дети начинают овладевать самоконтролем, но только ко 2 — 3 классу он становится «составной частью» учебной деятельности. У школьников начинает все заметнее проявляться тенденция подвергать действию контроля не только результаты учебной деятельности, но и проверять свои действия в самом процессе ее выполнения. К концу младшего школьного возраста у детей постепенно развивается способность к волевой регуляции собственного поведения, умение контролировать свои поступки и в целом подчинять их принятым правилам. На начальном этапе обучения действие самоконтроля реализуется по конкретному образцу, затем по представлению о нем и на завершенном этапе — на основании обобщенного представления образцов. Умение самостоятельно сопоставлять результаты выполненных заданий с особенностями производимых действий свидетельствует, по мнению В.В. Давыдова, о том, что исходные виды самоконтроля в его учебной деятельности сформированы.

Г.В. Репкина и Е.В. Заика выделили 6 уровней развития самоконтроля в младшем школьном возрасте:

-отсутствие контроля;

-контроль на уровне непроизвольного внимания (неустойчивый и неосознанный);

-потенциальный контроль на уровне произвольного внимания (может допустить ошибку, но при самостоятельной проверке находит ее и исправляет, при этом объяснить свои действия);

-актуальный контроль на уровне произвольного внимания (ориентируется на хорошо осознанную и усвоенную им обобщенную схему действия, успешно соотносит с ней процесс решения задачи);

-потенциальный рефлексивный контроль;

-актуальный рефлексивный контроль (решая новую задачу, самостоятельно обнаруживает ошибки, возникающие из-за несоответствия применяемого им способа действия).

Таким образом, овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием, а также даёт учащимся реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего учения на последующих этапах.

Список литературы

  1. Берцфаи Л.В., Романко В.Г. Исследование особенностей рефлексивного контроля. Сообщение 1. // Новые исследования в психологии. — 1981, — №2 — С. 68 — 72.
  2. Берцфаи Л.В. Специфика учебного действия контроля. // Вопросы психологии. — 1987, — №4. — С. 55 — 60.
  3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. — М.: Просвещение, — 1995.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 2006.
  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  6. Мор Г.Я. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся // Начальная школа — 1993 — №11 — С.38 — 43
  7. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. — М.: Просвещение, 2009.
  8. Поливанова К.Н. Психологические формирования действия контроля в учебной деятельности. // Новые исследования в психологии. — 1983. — №1 — С. 65 – 68.
  9. Психология. Словарь / под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошенко. — 2-е изд., — М.: Политиздат, 2000.
  10. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 2003.
  11. Романко В.Г. Особенности рефлексивного контроля как учебного действия // Новые исследования в психологии — 1995, — №1 — с.65 – 71.
  12. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М.: Академия, 2008.
  13. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. — М.: Просвещение, 2008.
  14. Тухман И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников / И.В. Тухман // Начальная школа. – 2004. – № 2.
  15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Владос, 1995.

References

  1. Bertsfai L.V., Romanko V.G. Research of features of reflexive control. Message 1 // New research in psychology. — 1981, — №2 — S. 68 — 72.
  2. Bertsfai L.V. Specificity of training action control. // Questions psychology. — 1987, — №4. — S. 55 — 60.
  3. Galperin P.Y. Training methods and mental development of the child. — M .: Education, — 1995.
  4. Davydov V.V. Theory of developmental education. — M .: INTOR 2006.
  5. Winter I.A. Educational psychology. — Rostov-on-Don: Phoenix, 2007.
  6. Moore G.J. Formation of self-management skills and intercontrol students // Elementary School — 1993 — №11 — P.38 – 43
  7. Nikiforov G.S. Self-control. — M .: Education, 2009.
  8. Polivanova K.N. Psychological formation control activities in training activities. // New research in psychology. — 1983. — №1 — S. 65 — 68.
  9. Psychology. Dictionary / edited by A.V. Petrovsky, M.G. Yaroshenko. — 2nd ed., — M .: Politizdat, 2000.
  10. Repkina G.V., Zaika E.V. Assessment of the level of formation of educational activity. Tomsk: Peleng, 2003.
  11. Romanko V.G. Features reflexive control as an educational action // New research in psychology — 1995, — №1 — p.65 — 71.
  12. Talyzina N.F. Educational psychology. — M .: Academy, 2008.
  13. Talyzina N.F. Formation of informative activity of younger schoolchildren. — M .: Education, 2008.
  14. Tuchman I.V. The development of self-control in the educational activity of younger schoolboys / IV Tuchman // Elementary School. — 2004. — № 2.
  15. El’konin D.B. Selected psychological works. — M .: ñ 1995.[schema type=»book» name=»САМОКОНТРОЛЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО РАЗВИТИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» author=»Балбаева Алина Едылгалеевна, Дубченкова Наталия Олеговна, Лупанова Екатерина Евгеньевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found