Идея «учиться всю жизнь» родилась на Западе и там успешно реализуется, обеспечивая человеку мобильность на рынке труда независимо от его возраста.
С началом нового тысячелетия мир вступил в новую эпоху – Эпоху знаний. Столь высокая оценка, роли знаний и образованности граждан, поддержанная всеми развитыми государствами, свидетельствует о пересмотре традиционных, порой канонизированных, представлений об обучении в частности и жизненном пути личности в целом. Обеспечить успешный переход к экономике и обществу, основанных на знаниях, призвана концепция «Обучение в течение всей жизни» [1].
Концепция, суть которой можно выразить одной фразой: «Учиться – это никогда не рано и никогда не поздно». На самом деле, Обучение в течение всей жизни в современном мире это больше чем концепция. Это философия, пустившая корни и давшая жизнь различным организациям по всему миру. Она предполагает, что человек может и должен быть открытым для новых идей, решений, навыков или отношений. Обучение в течение всей жизни предполагает предоставление каждой личности возможности реализации своего потенциала, во всех возрастах, вне зависимости от места и времени и иных обстоятельств: на работе, в школе, в университете, в детском саду и яслях, дома и даже по пути с работы домой используя все возможные каналы и способы и методы обучения [1].
В связи с высоким темпом научно-технического прогресса мир вступил в новую эпоху – Эпоху знаний. Однако понятие «знание» получает новое осмысление, дополняется важным компонентом – способностью применять эти знания в жизни. Высокая оценка роли знаний и образованности граждан, поддержанная всеми развитыми государствами, свидетельствует о пересмотре традиционных, порой канонизированных, представлений об обучении в частности и жизненном пути личности в целом.
Новый виток развития общества сегодня превращает древнюю идею приобретения разных ремесел в концепцию «Обучение в течение всей жизни». Необходимость ее активного возобновления продиктована тем, что знания взрослого населения быстро устаревают, старшее поколение, владея непревзойденными духовно-нравственными основами жизни отстает от своих потомков в аспекте информационных технологий (сегодня трехлетний ребенок уже разбирается в компьютере, когда его дедушка и бабушка могут не владеть этим средством) [2].
Философия обучения в течение всей жизни сегодня пустила корни глубоко и дала жизнь различным организациям по всему миру Она означает:
— человек может и должен быть открытым для новых идей, решений, навыков или отношений;
— предоставление каждой личности возможности реализации своего потенциала в разные возрастные периоды, вне зависимости от места и времени и иных обстоятельств;
— использование всех возможных каналов, способов и методов обучения.
В современных условиях подготовки к системному обновлению среднего образования актуальной становится проблема социализации личности и деятельностного подхода в обучении. Необходимо формирование учителя как лидера 21 века, человека самостоятельного, самоорганизованного и ответственного, идейного, готового и способного помочь детям стать конкурентоспособными. Учитель сегодня должен быть достаточно компетентным в разных отношениях: прежде всего в осознании содержания и стратегии обучения и соответствующей организации учебного процесса; сосредоточении учебного процесса на достижении умений учащихся применять полученные знания в конкретных учебных и жизненных ситуациях .
Сегодня ученикам нужны учителя, которые будут проводить интересные и познавательные уроки. «Современный урок» могут отличать любые черты, главное, чтобы ученики и учащиеся пришли на него с желанием работать. Прежде учитель должен обладать профессиональными умениями, соответствующими требованиям системной работы организации образования по формированию функциональной грамотности обучающихся.
Современный урок — это спокойная атмосфера для творчества ученика. Учителю стоит сегодня больше давать возможности говорить обучающимся, учить доказательно мыслить, создавать комфорт для познания [2].
Перед всеми учителями, встают проблемы: Чему учить, как учить, чтобы знания, полученные на уроке, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью. Как повысить качество обучения школьников?
В поисках решении этих проблем и складывается система работы учителя. Один из факторов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся является разнообразие форм организации обучения. Включение учеников в активную деятельность через проведение групповых, парных видов работ, использование разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающей ведущей формой организации учебной деятельности.
Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей), а значит, осознаёт процесс управления своей деятельностью.
При наличии у воспитанника совокупности личностных качеств, обусловленных опытом собственной деятельности, можно считать его компетентным.
Таким образом, компетентность определяется владением учащимся соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, это уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) учащихся, а также характеристика человека, которая определяется на основе его действий.
Усиление прикладного, практического характера современного образования, основанного на компетентностном подходе, предполагает новые методы практико-ориентированного обучения (метод проектов, деловые игры, тренинги, моделирование и имитационные занятия). Изменяется роль преподавателя – от позиции транслятора знаний к позиции консультанта.
Внедрение компетентностного подхода предполагает обязательное прогнозирование результатов обучения, что приводит и к необходимости изменений в системе оценивания. Новый подход оценки результатов учебных достижений школьников предполагает учет уровня достижений ученика, а не степень его неудач. Решению данной задачи способствует критериальное оценивание.
При критериальном оценивании ученик становится настоящим субъектом своего обучения, так как даже самые низкие показатели его работы воспринимаются лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. Это оценивание по критериям, т.е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по многим направлениям развития их учебно — познавательной деятельности.
Известно, что умения и навыки любого рода деятельности формируются в процессе самой деятельности. Умение самостоятельно применять приобретенные новые знания и навыки формируются в самостоятельной работе учащихся, это развитие самостоятельности обучающихся требуют реалии сегодняшнего дня, современные методики, включая критическое мышление [2].
Существенная особенность самостоятельной работы – активная мыслительная деятельность учащихся, побуждаемая определенными мотивами, проявляющаяся в осознании цели и задач работы, в планировании действий, в выборе способов и средств их выполнения, контроле за правильностью ответов.
Мотивация учебной деятельности – важная предпосылка успешности обучения. Полезно показать и пояснить ребятам, почему дается им такое задание и какие задачи нужно решить для его выполнения.
На уроках учащиеся активны, когда идет поиск проблем, когда требуется напряжение мыслей, когда они могут оценить себя и дать оценку одноклассникам относительно выработанных заранее критериев.
Пользуются успехом уроки с применением стратегий технологии критического мышления. Применение данной технологий раскрепощает учащихся, формирует умение отстаивать свою точку зрения, умение отстаивать ее, свободу выражения своих мыслей, и создает комфортные условия для получения знания детьми разных физических возможностей и способностей.
Но для того, чтобы научить этому детей, надо самому учителю очень хорошо ориентироваться не только в содержании, целях и задачах учебных предметов, но и в новых стандартах в целом.
Учителю необходимо профессиональное самосовершенствование, чтобы войти в рамки инновационных развивающихся процессов в образовании. Успех дальнейшего созидания на педагогическом поприще во многом определяется способностью к самостоятельной, инициативной, творческой, поисковой деятельности. Надо превратить отдельные попытки в работе над собой в постоянно действующий процесс, образ мышления, что главные движущие силы всё же находятся внутри личности учителя – в виде мотивов профессионального самосовершенствования, в отношении к предъявляемым требованиям, в степени принятия их [3].
Нужно самосовершенствоваться в двух взаимосвязанных формах – в самовоспитании и самообразовании.
В самовоспитании нужно двигаться в трёх направлениях:
— адаптировать свои индивидуальные особенности к требованиям педагогической деятельности;
— постоянно повышать профессиональные компетентности;
— непрерывно развивать социально-нравственные и другие свойства личности.
В профессиональном самообразовании – целенаправленно осуществлять познавательную деятельность по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса.
Процесс самосовершенствования в педагогической деятельности осуществлять на основе трёх принципов: развитии, самодеятельности и рефлексивности. Учёт указанных принципов в их взаимосвязи оптимизирует процесс профессионального роста и развития, а знание содержания принципов позволит сознательно и творчески решить задачи самосовершенствования.
Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда. Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя.
Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:
- самокритичность, требовательность к себе;
- потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности;
- исследовательский стиль деятельности.
При составлении программы самосовершенствования наметить план-максимум – на 3года и план-минимум – на один месяц.
Критерии профессиональной компетентности учителя начальных классов группируются следующим образом:
а). общекультурный;
б) общепрофессиональный;
в) коммуникативный;
г) личностный.
Работа по самосовершенствованию и самообразованию помогут использовать новые методы обучения, формирующие творческую активность учащихся:
- метод мозговой атаки;
- метод контрольных вопросов;
- метод морфологических матриц;
- метод гирлянд случайностей и ассоциаций;
- методы театральной педагогики;
- метод проектов;
- метод исследования.
Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности педагога. Причем, успешное самосовершенствование педагога предполагает, что планка требований должна быть выше его текущих умений и навыков. Только в этом случае возникает противоречие между имеющимся и желаемым, и работа над собой принесёт ощутимый результат [3].
В заключении хочется сказать, что современный учитель — это компетентный, высококвалифицированный, знающий и применяющий в своей работе различные технологии обучения, это специалист, который формирует функциональную грамотность, осуществляет на уроке деятельностный подход, учит критически мыслить.
Стоящие перед учителем начальной школы задачи осуществимы при условии, когда он занят только учебным процессом. Сегодня остро стоит проблема оптимального использования времени учителя. Он должен быть осовобожден от формальных действий, которые не приведут к его профессиональному росту и мешают добиваться качества обучения: заполнение ненужной документации, подсчеты процентов успеваемости для управления образования, помощь в написании различных информаций от школы, которые простому учителю совершенно не нужны (это проблемы работников управления образования, которые сами должны составлять отчеты по своей деятельности, посещая школы). Учитель начальной школы как родитель должен быть рядом со своими учащимися, иметь время заглянуть в их внутренний мир, помочь им состояться как личности в этом непростом сегодня мире. Учителя нужно вернуть сегодня к истокам его содержательной деятельности, когда он имел возможность вести дневник, наблюдая за каждым своим учеником, радоваться его успехам, огорчаться и помогать при его временных неудачах.
Литература:
- Глобализация: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. М.; СПб.; 2006.с.1100.
- Мурзалинова А.Ж. Формирование функциональной грамотности учащихся при обучении русскому языку как неродному на старшей ступени школы общественно-гуманитарного направления. Алматы, 2003.54с.
- Непрерывное образование («Образование через всю жизнь», «Образование в течение всей жизни»). Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. – М.: Эгвес, 2000.[schema type=»book» name=»РОЛЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В РАЗВИТИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ » description=»В статье рассматривается роль учителя в обновлении образования. Уделяется особое внимание на самообразование, самовоспитание учителя начальных классов. » author=»Сисенгалиева Гулькай Жумабаевна, Смагулова Бархыт Кошкинбаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]