Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

РОЛЬ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ

Стратегическая цель государственной политики в области образования, обозначенная в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» – «… повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества» [108]. Реализация этой цели предполагает выполнение задач, направленных на «обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений» [2], «на обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин» [5, с.3].

Новые цели образования закреплены в нормативном государственном документе – Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее ФГОС ООО).

Соответствуя социальным запросам, школьное образование должно быть направлено на достижение результатов не только предметного уровня, но и метапредметного, а также должно способствовать развитию личностных качеств учащегося. Основу метапредметных знаний составляют универсальные учебные действия (далее УУД).

Важной задачей ФГОС ООО становится обеспечение развития УУД как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.

Однако до сих пор не изучен вопрос взаимосвязанного формирования УУД и предметных действий учащихся, которые реализуются через соответствующие метапредметные и предметные умения при изучении различных дисциплин, отсутствует единое мнение специалистов по вопросу перечня УУД, нет чёткости в определении конкретных метапредметных образовательных результатов (УУД). В ФГОС ООО обозначены лишь общие требования, которые подлежат конкретизации в рабочих программах отдельных учебных предметов.

Это обусловливает особую актуальность и перспективы использования эффективных технологий для формирования УУД, которые соответствуют новому поколению стандартов и принципиально меняют характер учебной деятельности.

Использование новых образовательных технологий в учебном процессе рассматривается в национальной образовательной стратегической программе «Наша новая школа» как важнейшее условие развития учащегося.

Поиск педагогических условий достижения эффективности образовательного процесса привел нас к рассмотрению технологии модульного обучения (далее ТМО) как средства формирования УУД у учащихся, способствующей глубокому и самостоятельному усвоению знаний, умений, навыков и способов деятельности.

Освоение и развитие ТМО определяет новое направление педагогики как сферы интеграции образовательных канонических и инновационных подходов.

Технологии модульного обучения посвящены многие работы как зарубежных (В.Goldschmidt, G.Owens, L.M. Spencer и др.), так и отечественных авторов в области профессионального образования (С.Я. Батышев, Н.П. Бородина, Н.Б. Лаврентьева, М.А. Чошанов, П.А. Юцявичене и др.). На уровне среднего общего образования рассматриваются отдельные аспекты технологии модульного обучения (Г.В. Букалова, И.В. Галковская, Н.Е. Качура, О.Н. Королева, С.В. Рудницкая, И.Б. Сенновский, Е.В. Сковин, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова).

Вместе с тем возможности ТМО как средства формирования УУД у учащихся до сих пор не были предметом специальных исследований, не разработана модульная технология по формированию УУД, не выявлены и не реализованы педагогические условия формирования на уровне основного общего образования.

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что в наибольшей степени формированию УУД способствует технология модульного обучения, которая раскрывается нами как технология, реализующая деятельностный подход в образовательном процессе, а система принципов (модульность, структуризация, гибкость, деятельность, методическое консультирование, осознанность перспективы, паритетности) позволяет рационально использовать резервы самого образовательного процесса для реализации дидактических условий по формированию УУД на основе модульной программы. При таком подходе модуль является «функциональным узлом», имеющим чёткую логическую структуру, которая на основе соединения различных учебных элементов включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, составленную с учетом интеграции различных предметов на основе деятельностного подхода, а также инструментарий контроля. Реализация принципов педагогики сотрудничества, вооружающей детей способами саморегуляции учебно-познавательной деятельности; обучение самоанализу и самооценке своей деятельности; формирования у учащихся самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительно информационном потоке, умение работать с учебником, справочной литературой, техническими средствами составляют важную мотивационную основу для формирования УУД у учащихся, а также способствует реализации творческого потенциала учителя.

Рабочая программа учителя, построенная по ТМО, предусматривает более гибкий характер содержания, возможность его оперативной перекомпоновки превалирование комплекса практических умений над знаниями. Проблемно-поисковый тип учебного процесса способствует активизация обучения (с помощью предоставления учащимися инициативы, творчества). Интенсификация и оптимизация учебного процесса позволяет широко использовать творческие и исследовательские методы обучения, направленные на формирование УУД у учащихся.

Список литературы

1.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя /А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др; под ред. А.Г.Асмолова. 2-е изд.- Москва : Просвещение, 2012. — 152 с.

2.Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. – М.: Логос, 2002. – 48 с.

3.Сарычева, Н.А. Условия реализации технологии модульногообучения. Традиции и инновации отечественной школы: Проектирование образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения / О.Н. Сарычев, И.И.Борисова. – Елец: ЕГУ им Бунина, 2011. – 360 с.[schema type=»book» name=»РОЛЬ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ» description=»В статье представлена технологии модульного обучения как средство формирования УУД на основе разработанной программы, что представляет особый интерес в связи с переходом к стандартам второго поколения основного общего образования.» author=»Борисова Ирина Ивановна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2017-01-10″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found