Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Роль визуального восприятия ребенка в усвоении чтения

Повышающийся поток информации, степень ее доступности, введение разнообразных форм общения, оказывает влияние и на речевое развитие современных детей, что в свою очередь, повышает требования к уровню грамотности. На начальном этапе обучения «грамотность» имеет прямую зависимость от уровня развития навыка чтения.

 «Под грамотностью чтения в международных исследованиях грамотности PISA (Programme for International Student Assessment) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) в настоящее время понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества» [1, с. 17].

Изучение читательских способностей, в течение долгого периода времени, рассматривали в рамках двух теорий формирования данного навыка: фонологической (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, А.В.Ястребова, Г.В.Чиркина и многие другие [2, 3, 5, 12, 13 и др.].) и визуальной (Ф.Варбург, Г.Гельмгольц, В.Морган, П.Раншбург, которые впервые указали на взаимосвязь чтения и зрительных функций [4, 11]).

Чтение начинается со зрительного восприятия букв, слогов, слов. Грамотное (компетентное) чтения во многом зависит от полноценности зрительного восприятия. Среди зрительных операций чтения выделяют: восприятие буквенной символики по элементам или целостно; процесс опознания на основе сличения с имеющимися в памяти эталонами букв, слогов, слов; последовательное сканирование графической информации вдоль строки слева направо; последовательный переход с одной строки на другую. Зрительные (визуальные) функции, которые обеспечивают в дальнейшем эти операции чтения, формируются у ребенка в дошкольном периоде постепенно и может носить спонтанный, неорганизованный характер.

Дети учатся визуально воспринимать информацию так же, как учатся ходить и говорить, но в процессе обогащения перцептивного опыта у ребенка вырабатывает индивидуальная способность анализировать и синтезировать зрительную информацию, благодаря которой устанавливается связь между реальными объектами и символами.

Г.И. Рожкова показатели сформированности различных зрительных способностей разделяет на три группы:

1) базовые: острота зрения, контрастная чувствительность, тонкость цветоразличения, диапазон восприятия скорости движения, пороги стереозрения и т.д.;

2) оптико-физиологические: рефракция, аккомодация, поле зрения, размеры слепого пятна, скорость адаптации, яркость (рабочий диапазон освещенности), время сохранения следа светового раздражения, что обеспечивает оптимальные условия работы всей зрительной системы;

3)  комплексные показатели, которые осуществляют эффективность и работоспособность зрительной и других систем (глазодвигательной системы, памяти, внимания и восприятия), что указывает на совершенство работы высших психических механизмов. Именно эти показатели имеют прямое отношение к познавательным способностям и уровню обучаемости ребенка.

Несформированность комплексных показателей зрения зачастую остаётся незамеченной, поскольку не влияют на повседневную жизнь ребенка, и вскрываются только при определенных осложненных условиях (например, обучении чтению).

Среди задач, выполняемых зрительным восприятием:

Отклонения в развитии комплексных показателей зрения могут обнаруживаться коррекционными педагогами, логопедами, психоневрологами и психологами как серьезное препятствие в формировании полноценного навыка чтения.

Обучение чтению начинается с визуального восприятия образа буквы, запоминания всех букв алфавита, дальнейшего умения идентифицировать каждую букву, что является непременным условием успешного овладения навыком чтения. Формирование первичных образов букв (т.е. их восприятие) и дальнейшее узнавание обеспечивается зрительным анализом и синтезом с обязательным подключением зрительно-пространственных операций. При этом первичное визуальное восприятие может быть аналитическим (поэлементным) или целостным.

Восприятие увиденного объекта (буквы) происходит в момент фиксации (остановки), затем опознанный объект погружается и сохраняется в течение нескольких секунд в кратковременной зрительной памяти, где формируется эталон (буквы), в дальнейшем опознаваемый целостно. Уже в долговременной памяти сохраняются не только эталоны, состоящие из единичных элементов (букв), но и целые группы (образуя слог или слово).

Темп чтения зависит от объема информации, воспринятой ребенком за короткое время фиксации. В процессе чтения наблюдаются регрессивные (возвратные) движения глаз, которые необходимы для уточнения уже прочитанного, проверки понимания смысла, исправления допущенных ошибок. Количество регрессий зависит от степени автоматизации навыка чтения, от сложности текста, его новизны, значимости для чтеца и других факторов. Среди которых, и умение целостно (холистически) воспринимать увиденные объекты (буквы, слоги или слова) [6, 7].

По мере овладения навыком чтения формируются антиципирующие (предвосхищающие) движения глаз (забегание вперед), что обеспечивает прогнозирование содержания текста.

Обучаясь читать, ребенок впервые сталкивается с тем, что необходимо контролировать движения глаз и сравнивать с прочитанным материалом. Ребенок должен уметь выделять начало, прослеживать взором вдоль строки слева направо, во время перейти от одной строки к другой, без пропусков и повторов. Сложность этих операций иногда вынуждает ребенка сопровождать чтение движением пальца, которое выполняет вспомогательную роль и встречается у большинства детей на начальных этапах овладения чтением. Изменение (хаотичность) последовательного направления приводит к различным ошибкам чтения.

В период с 2006 по 2011 год  нами было проведено экспериментальное исследование, в результате которого установлено, что на начальном этапе обучения и в дошкольном возрасте (в подготовительной группе детского сада) у каждого ребенка обнаруживаются индивидуальные различия в стратегиях визуального восприятия и видах визуального поиска.

Сравнение групп школьников без нарушения чтения вслух и с нарушением (дислексией) позволило обнаружить, что у плохо читающих детей преобладает аналитическая стратегия восприятия и хаотический вид визуального поиска (символов, букв, слогов, слов). При этом у этой группы школьников фиксировалась достоверно медленная скорость чтения, до конца 4 класса дети продолжали читать вслух по слогам, допуская в процессе чтения достоверно большее количество ошибок.

С целью профилактики нарушения чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется вносить в коррекционные занятия упражнения и задания по развитию визуального восприятия, которые позволят эффективно опознавать зрительную информацию разной степени сложности, что обеспечит оптимальные условия для успешного овладения зрительными компонентами чтения.

Комплекс упражнений направлен на всестороннее развитие зрительного восприятия ребенка в разных видах деятельности; развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие цветового гнозиса; развитие концентрации и переключения произвольного зрительного внимания; профилактика и коррекция оптических нарушений чтения и письма; актуализация словарного запаса, формирование обобщающей функции речи.

Задания по научению ребенка различным способам обработки визуального материала, можно использовать:

Список литературы:

 

  1. Гончарова, Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии: автореферат дис… док. психол…наук: 19.00.10 – коррекционная психология / Гончарова Елена Львовна. – М., 2009. – 56 с.
  2. Каше, Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. — М.: Просвещение, 1966. — С. 105-129.
  3. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М.: Просвещение, 1983. — с.
  4. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: — М.: «Владос», 1998. — 224 с.
  5. Левина, Р.Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма // Логопедическая работа в школе. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. 3-18 с.
  6. Мошкова, О. М. Взаимосвязь технических показателей чтения вслух и доминирующего типа зрительного восприятия младших школьников  / О. М. Мошкова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. – 2011. — № 9. – С. 194 – 199.
  7. Мошкова, О. М. Взаимосвязь между скоростью чтения вслух и скоростью зрительного поиска вербальных стимулов у младших школьников / Мошкова О.М. // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. — № 9. – С. 194 – 199.
  8. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания. М.: Сфера, 2001. – с.
  9. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей. Ярославль, 1996. – с.
  10. Чиркина, Г.В., Русецкая М.Н. Визуальный тренажер. М.: АРКТИ, 2006. – с.
  11. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление. — М.: Юристъ, 1997. — 256 с.
  12. Чиркина, Г.В. Особенности понимания текста учащимися с тяжелыми нарушениями речи // Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушениями умственного и физического развития: Тезисы докладов 7-й научной сессии по дефектологии. — М., 1975. — С. 576-577.
  13. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. — М.: Просвещение, 1984. — 159 с.[schema type=»book» name=»Роль визуального восприятия ребенка в усвоении чтения» author=»Мошкова Ольга Михайловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found